Самозахваты земли в Крыму

УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ПО-ТАТАРСКИ

(Газета «Крымская правда» от 18 января 2006 года)

Татарские самозахваты - уже давно обыденное явление для Крыма. Самые удобные, красивые и даже уникальные уголки нашего полуострова вот уже на протяжении 15 лет, не спрашивая ни у кого дозволения, прибирает к рукам некогда депортированный народ. Надо признать, если бы его напористые представители не действовали силой и не отличались такой организованностью, то не имели бы сегодня столько привилегий и не жили бы в красивейших местах полуострова.

Требования "забрать своё" объясняют тем, что в домах их пращуров уже много лет живут другие люди и на эту землю они претендовать теперь не могут. Следовательно, берут участки в разных районах Крыма, предпочитая Южный берег и заповедники, и строят себе и членам своих семей дома. Чтобы узнать, как они решают насущные земельные вопросы и в конечном итоге добиваются своего, я решила примкнуть к участникам самозахвата под Симферополем, следуя старой подсказанной мне одним татарином пословице: Слушай не старого, а бывалого.

Рожей не вышел - русский я

В маршрутке на Строгановку интересуюсь, как добраться до места, где примерно месяц назад произошёл очередной самозахват. Пассажиры оживились и подсказали, где мне лучше выйти: А там вам любой житель объяснит, как пройти и куда. Никто не выразил никакого возмущения интересующим меня событием. Возникло чувство, что незаконный захват земель татарами воспринимается не как нечто из ряда вон выходящее, а как привычное и даже неизбежное.

Около объездной дороги большой зелёный массив, на противоположной стороне дорога, уходящая в сторону посёлка. Тут же остановка и заправочная станция. На поле виднеются колышки, вбитые в землю. Кое-где небольшими партиями лежит аккуратно сложенный ракушечник. Людей на поле нет.

Моя одинокая фигура привлекла внимание заправщика. Спросил, кого ищу. Отвечаю: Никого. Хочу здесь кусок земли для постройки собственного домика отчертить. А вы не желаете? Парень с грустной улыбкой отвечает: Рожей не вышел - русский я. Вот ведь оказия какая - русский он, а то, что в Крыму родился, не даёт ему морального права свой колышек вбить. Да в принципе и мыслей у него таких не возникало. Русские будут весь свой век горбатиться, а взять и наглым образом отобрать у государства свой кусок, который за свою жизнь заработали, совесть не позволяет: лес, поляна - экосистема, да и законы нарушать не пристало.

Поговорив с не очень разговорчивым заправщиком, вышла на трассу. Холодно, ветер страшенный. Подъезжает красного цвета джип. Колоритный мужик высовывается из авто и интересуется, чего это я здесь мёрзну. Оценив обстановку (лицо у водителя доброе, пучок рыжих усов вызывает доверие, такой и не подумает вред причинить даме), сажусь рядом с водителем и начинаю рассказывать свою легенду. Осталась, мол, без квартиры и имею желание присоединиться к рациональным действиям татар: забить рядом свой колышек и построить домик. У мужика, казавшиеся за толстыми линзами очков малюсенькими глазки, вдруг стали огромными: Так ведь ты же не татарка?! Ну и что? - отвечаю, - я тоже крымчанка, родилась здесь, работаю. И за Ющенко голосовала, значит, своя. А то, что у меня ноги от ушей, черты лица прибалтийские и волосы рыжие, ничего не значит. Может, я их, крымских татар, поддерживаю и на их помощь уповаю. Возможно, они меня поймут и помогут. Все мои попытки законно получить землю не увенчались успехом, так почему же не попробовать татарский метод. Один в поле не воин, а вот с единомышленниками, может, чего и добьюсь. Мой монолог сразил мужика наповал, и он, захлёбываясь от смеха, только и смог произнести: Вот ты смешная! Однако мои откровения не помешали ему предложить подзаработать самым старинным способом. На моё искреннее удивление (меня приняли за женщину легкого поведения?!) и утверждение, что, кроме жилплощади, я больше ни в чем не нуждаюсь и с деньгами у меня всё нормально, водитель снисходительно ответил: У тех барышень, что здесь работают, с деньгами тоже всё нормально. Ну да ладно, на нет и суда нет. А на прощанье сердечно пожелал: Ищи свою справедливость, смешная девчонка.

Приняли как родную

Следующий день - пятница. И хотя это праздничный денёк, надежда увидеть кого-нибудь гонит меня с самого утра на пустырь. Действительно, дела решаются в утренние часы: вдоль дороги стоят машины, в которых прячутся от стужи люди. Подхожу к одной из них, заглядываю в окно и спрашиваю, с кем я могу переговорить по очень актуальному для меня вопросу. Трое мужчин и одна женщина интересуются, кто я такая. С подозрением спрашивают, откуда я узнала, что здесь происходит. Я выдаю версию о подруге-татарке и задаю встречный вопрос: Кроме меня, есть русские, желающие вместе с вами получить землю? Оказывается, есть несколько человек, которые даже внесены в списки по распределению участков. Вот и чудесно! Думала: будут гнать нашего брата восвояси, ан нет. Из беседы узнаю: уже месяц по несколько часов каждый день здесь дежурят группами. В каждой группе по 25 человек. Для чего дежурят? Чтобы камни не растащили, а главное, чтобы горсовет знал о том, что на эту территорию претендует определённое количество людей. Задаю первый из главных вопросов: а чья же это всё-таки земля? Но разговор не получается - не хотят они со мной особо откровенничать. Говорят, будет общий сбор, там я всё и узнаю. О'key! Значит, вероятнее всего, увижу всё начальство, получу ответы на вопросы и выясню, могу ли я получить шесть соток земли, действуя заодно с татарами.

Лакомый кусочек

Кому достанется эта земля?

Но, придя в третий раз, я была разочарована. Они сами не могут разобраться в своём бедламе. Большим руководителям не доверяют практически везде, а каждый из них с пеной у рта доказывает, что работает, да и живёт ради своего народа. Но народ не верит. Так было и здесь. Пока начальство доказывало, как лучше распределять землю, из толпы звучали вопросы типа: сколько кусков земли оно само себе успело отхватить. Слушая эту перебранку, звучащую одновременно на татарском и русском, я озиралась по сторонам в поисках собеседника. Рядом стоял парень приятной наружности, который рассказал мне массу полезных (для решения моей проблемы) и интересных вещей. Например, по другую сторону трассы 1 сотка земли стоит $ 15 тыс., так как там есть все коммуникации. А здесь пока около $ 5 тыс. Но это сегодня. Представьте, каким лакомым кусочком она станет завтра, особенно для перепродажи, когда эту землю официально зарегистрируют как городскую собственность и начнут проводить жизнеобеспечивающую инфраструктуру. Да, - соглашается со мной парень, - возможны и такие варианты. Но реально многие будут строить здесь дома для своих детей. Тут не только местные, люди едут сюда из Феодосии, Старого Крыма. Ничего себе! Получается, родители имеют жилплощадь в разных районах Крыма, а детишек хотят обустраивать поближе к столице. Здесь на 42 га татары выделили участки на 400 человек. И в основной список попали те, кто почти с первых дней ходил сюда на дежурство. Мой новый знакомый объяснил, что если я хочу попасть хотя бы в резервный список, то должна, начиная с этого момента, каждый день сюда приходить. Он сам так и делал: Тут постоянно происходит пертурбация. Кто пришел, а потом исчез, удаляется из основного списка, и в него вносится новое имя из резерва. Попав в этот список, я прикрепляюсь к определённой группе и уже дежурю по назначенным дням. Так же всё происходит и в других районах, где тоже самозахваты, например, в Чистеньком, на Фонтанах.

Всё в рамках закона

М-да, а я вот каждый день работаю и не имею реальной возможности изо дня в день нести здесь вахту. Следовательно, мои шансы попасть хотя бы в резервный список равны нулю. Смотрела на приезжающих сюда и удивлялась: машины есть, одеты все прилично. Когда они всё успевают: и хлеб насущный себе и своей семье добывать, и здесь околачиваться? Вот уж поистине непостижимая загадка. А между тем организованность, следует признать, на высшем уровне. Оказалось, что эти мероприятия - вовсе не самозахваты. Со слов руководителей, это акция протеста. Против чего? Как объяснил один из организаторов, вся эта территория якобы бесхозная. Раньше принадлежала заводу Фиолент, а теперь - непонятно кому. На следующую сессию горсовет вынес вопрос о внесении данной территории в городской реестр. И, по слухам, городские власти уже наметили выгодных покупателей. Например, один гектар земли, со слов председателя районного меджлиса, хотят продать некой фирме Крымоптима. Татары всё быстро разнюхали и теперь эту ситуацию используют для оформления земли как своей в рамках закона. Выданное мне на руки заявление, в которое я должна внести свои данные, адресовано Валерию Ермаку. Вначале имя мэра города и самозахват не увязывались в логическую цепочку, но, когда я узнала, как они намерены действовать, всё стало на свои места. Действительно, если наша власть законно разбазарила даже парковые зоны Симферополя, что от неё ждать в будущем? Ничего хорошего. На этом же месте могут вырасти дома опять же для элиты. Это было бы здорово, если бы основной процент населения таковой и являлся. Но, к сожалению, ситуация диаметрально противоположна, и меджлис решает подобные вопросы в свою пользу. Председатель районного меджлиса сказал: Городские власти наверняка уже присмотрели, кому подороже продать эту землю, а она должна принадлежать людям, чьи заявления давным-давно находятся в комитете по земельным ресурсам. Что можно сказать? Молодцы! Пока славяне дома на печи ругают зарвавшуюся власть, татарский народ властвует над ней. Только всё равно становится обидно за другие народы нашего полуострова. Татары сегодня пользуются статусом некогда депортированных, хотя переживших депортацию единицы остались. А их дети наравне с нашими, возможно, и родились уже здесь, учатся или работают. Значит, и права у них должны быть одинаковые, но... определяющим остаётся умение добиваться желаемого (здесь речь не идёт о справедливости). Молодая девушка сказала кратко и очень убедительно: Нас четыре сотни, значит, земля наша. Если было бы человек двадцать, то тогда мы вряд ли бы что-нибудь получили.

А ещё меня позабавил рассказ моего первого собеседника о милиционере, которого якобы направили разобраться, что же тут деется, но татары его красиво вышвырнули. На самом деле всё происходило театрально, для отчётности, - улыбаясь, вспоминал парень, - мол, да, был, но с ними разве справишься. А начальство, естественно, знало всю подноготную. Так что даже здесь законы - не законы, а сплошное представление.

Надо брать нахрапом

В толпе я увидела женщину (в разговоре узнала, что она украинка), которая стремилась тоже приобрести участок земли, но справедливого отношения к ней со стороны татарских организаторов не наблюдалось. Она лишь хотела увидеть резервные списки, но ответственный за них, очень нахальный мужик, отмахнулся и, убегая от нас, крикнул: Они у наркоманов. Хорошенький ответ. Я объяснила бы эту наглость его нелюбовью к людям славянской внешности, но в нашей коалиции была третья женщина, судя по облику и знанию языка, - татарка. Эта барышня казалась очень интеллигентной и явно из робкого десятка. Я сделала вывод, что всюду и везде имеющие хоть какую-то власть чувствуют себя царьками на своём месте и, соответственно, пренебрежительно относятся к тем, кто от них зависим, а значит, добиться своего можно только нахрапом. Вряд ли скромная крымскотатарская женщина восстановит справедливость (её имя исчезло из основного списка), а вот женщина с голубыми глазами и украинской фамилией, очень темпераментная и умеющая находить, по моим наблюдениям, общий язык со многими из присутствующих, точно найдёт лазейку и получит свой кусок земли.

С мелкими царьками я столкнулась и в комитете по управлению земельными ресурсами горсовета, куда принесла своё заявление. В отделе земельных отношений в индивидуальном секторе, куда меня направила секретарь для выяснения волновавших меня вопросов, я не получила ни одного ответа. Светловолосая царица восседала за столом и очень была увлечена своей работой. Мой визит и мои вопросы явно не входили в её планы. Разговаривала нехотя, не отрывая взгляда от своих бумажек. Я чувствовала себя неким эфемерным созданием, которое жаждет пробиться к сознанию живого человека, а тот, естественно, мои импульсы не улавливает. Так я сидела, задавала вопросы и сама же на них отвечала. После небольшого сам на сам диспута царица снизошла до меня и подвела итог: Вы знаете больше нас. Я вышла из этого кабинета с единственной мыслью: простой смертный ничего не сможет добиться в одиночку, если вопросы решают такие монстры. Кстати, на следующий день, когда я позвонила и представилась корреспондентом Крымской правды, со мной разговаривали в том же тоне: послали к... секретарю и бросили трубку. Слава Богу, что секретарь - молодая девушка, ещё не успевшая впитать хамство окружающих её важных столоначальников. Она видела во мне человека и разговаривала на равных. От неё я узнала, что на приглянувшийся мне район подано 1,5 тысячи заявлений. А у меня уже начало складываться впечатление, что земля только татарам нужна и что у крымчан других национальностей никаких проблем с жилплощадью нет! Но, оказывается, другие до сих пор уповают на действенность законодательства и на справедливое решение своих жилищных проблем в рамках закона. Действительно, каждый должен делать своё дело. Кто-то из оставшейся тысячи не татар выпекает для нас хлеб, кто-то лечит больных, кто-то перевозит пассажиров, кто-то учит наших детей. Им некогда кучковаться и вахтенными методами демонстрировать властям, что они не меньше татарского народа нуждаются в приобретении земли, ведь миссия справедливого распределения участков возложена на горсовет. Но после посещения комитета по управлению земельными ресурсами и района села Строгановка, где меджлис со всех своих собрал по 30 гривен на геодезические исследования данной территории, а те, кто внесён в основной список, сейчас сдают по 70 гривен на приобретение видеокамер и другой аппаратуры (понятно, для каких целей), у меня остались большие сомнения в том, что земля достанется простым людям разных национальностей, реально нуждающимся в ней.

Ольга МЕЛЬНИЦКАЯ