(Газета «Крымские известия» от 16 марта 2005 года)
Последнее время предприниматели стали более активно участвовать в общественной жизни и провели даже несколько митингов, пикетов, требуя улучшения условий деятельности. Что стало их причиной? Какие проблемы назрели в этой сфере экономики?
С такими вопросами мы обратились к председателю Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству Владимиру РЯБОШАПКО.
— Президиум Верховной Рады автономной республики оперативно отреагировал на требования предпринимателей, — сообщил Владимир Иванович. — С их представителями в эти дни встречался Председатель Верховной Рады АРК Борис Дейч. По итогам этой встречи нашей комиссией были подготовлены материалы, которые обсуждались на Президиуме в начале марта. В принятом решении содержится ряд рекомендаций Совету министров автономии, в частности, по изучению проблем социального и пенсионного страхования, внесению предложения по урегулированию спорных вопросов и финансированию программы развития предпринимательства. Органам местного самоуправления и райгосадминистрациям предложено создавать условия для активной деятельности малого бизнеса, ликвидировать препятствия, мешающие их работе. И хотя мы не можем принимать законодательные акты, думается, предложения крымских депутатов будут учтены.
ПЕНСИИ НАС ПОДОЖДУТ?
— Можно ли выделить проблему, которой предприниматели уделяли наибольшее внимание?
— Наверное, это пенсионное обеспечение. Наиболее остро ставят этот вопрос те, кто работает на едином и фиксированном налоге. Им, например, непонятно, почему введена новая плата в Пенсионный фонд. Раньше они ежемесячно платили за патент от 60 до 120 гривен, 10 процентов от которых отчислялось в Пенсионный фонд. А теперь в Пенсионный фонд отчисляется еще страховой взнос в размере более 80 гривен ежемесячно. Для многих сумма немалая. Но она определена в Законе «О Государственном бюджете Украины на 2005 год». Предприниматели решили, что это несправедливо.
— Приходилось слышать даже мнение, что это выглядит как дополнительный налог. Как вы оцениваете ситуацию?
— Не раз обсуждали проблему в различных структурах. Пожалуй, наиболее обстоятельный разговор состоялся за «круглым столом», где вместе с рядом народных депутатов Украины и депутатов Верховной Рады автономной республики собрались представители Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственной налоговой администрации, профсоюза предпринимателей «Единство», Крымского управления Пенсионного фонда, некоторых других общественных организаций. Да, нам понятно, что взнос в Пенсионный фонд для некоторых предпринимателей велик, особенно для тех, кто работает сезонно. И все же, по мнению участников «круглого стола», эта проблема никак не связана ни с платой за патент, ни с отчислениями налогов. Это социальное будущее предпринимателя, страхование старости, которая неминуемо придет и спросит, как ты о ней позаботился. А процент страхового взноса по новому пенсионному закону для всех одинаков. Нужно было, говорилось на заседании, вести по этому вопросу разъяснительную работу. Не все представляют себе суть государственного пенсионного страхования. Правда, отчисления в Пенсионный фонд предприниматель делает еще и со средней расчетной зарплаты. Значит, вопрос до конца все-таки не урегулирован. Народные депутаты, принимавшие участие в обсуждении, решили внести свои предложения по этому поводу в парламент страны.
Причем нужно рассмотреть весь блок социальных вопросов, связанных с предпринимательством, а не только с пенсионным обеспечением. Не менее острой оказалась проблема и об отпусках, больничных, пособиях по беременности, охране труда. И вообще должны быть законы, регламентирующие трудовую деятельность этих людей. Именно неясностями в законодательной базе, по моему мнению, и пользуются популисты, организуя «протесты» по любому поводу.
ЭТО — НЕ НЕФТЬ
— Не слишком ли много проблем выдвигают предприниматели? Может, это тоже из области популизма?
— К сожалению, проблемы эти самые реальные и довольно острые. Ведь посмотрите, кто пошел в предприниматели: в большинстве — люди, которые прежде не были связаны с хозяйственной деятельностью. Много учителей, других, как принято говорить, гуманитариев. Жизнь заставила их идти в торговлю или строительство. Но как только новоиспеченный бизнесмен взял в руки лопату и начал копать, то с удивлением обнаруживает, что за ним уже стоит хвост проверяющих и контролирующих, которые «на полном серьезе» интересуются: уж не клад ли с драгоценностями он обнаружил? Потом узнает, что в случае болезни, когда копать уже не может, он все равно должен за что-то платить, потому что, получая патент, зарегистрировался как работающий. Он в растерянности стоит перед чиновником. Тот ведь, в отличие от «предприимчивого копателя», все законы знает. Выслушивать их, как упрек, приходится нередко со склоненной головой. И совсем уж безобразной выглядит процедура сдачи отчетов и деклараций, когда простаивать в очередях приходится целыми днями.
Давайте честно признаемся: много ли можно заработать на нашем бедном предпринимателе? Но отчислять всякие сборы ему приходится регулярно даже при самой скромной продаже товаров, например обуви, на рынке — и за патент, и за разрешение на торговлю, и за аренду места, и за услуги рынка, и рыночный сбор. Где же наша благодарность этим людям, которые не стали в очередь безработных и не просят помощи у государства, а нашли возможность обеспечить себе хоть какой-то заработок? Считаю, что сборы и налоги с этого уязвимого в социальном отношении человека должны быть связаны с результатами его хозяйственной деятельности. Если нет достаточной прибыли, что бывает часто вовсе не по его вине, то нужно помочь такому человеку. Это же не нефть качать! Помочь такому предпринимателю государство обязано. Но у нас нет даже органа, который отвечает за предпринимательство. Формально, конечно, Министерство экономики. Только у него тысячи других, еще более важных задач.
— Как вы, кстати, относитесь, к притеснениям мелкой торговли на улицах? Различные меры против нее вызывают большой резонанс. Достаточно вспомнить неоднократные пикеты на улице Козлова в Симферополе, где пытались снести торговые ряды.
— И все-таки это не та торговля, которая нам нужна. Сейчас достаточно супермаркетов, магазинов, других помещений, рынков. В нынешних условиях продажа товаров на улице выглядит непонятной. И только наводит на разные размышления. Почему, например, в магазинах, в которых продают сигареты, контролирующие органы осуществляют свои проверки по два-три раза в день, а уличную торговлю обходят стороной? Да и упомянутый рынок на Козлова почему-то не платит налогов. А пройдитесь в летний сезон по улицам курортных городов: половина торговцев — приезжие. Нужно ли доказывать, что нелегальные торговцы на улице и работающие на рынке оказываются в неравных условиях. Для честной конкуренции такое недопустимо. Более того, это создает условия для так называемой работы «под крышей» или уводит налогооблагаемую прибыль в «тень».
Может случиться, конечно, что нужно определить где-то площадку для мелкой торговли. Но и это можно сделать цивилизованно — выделить и благоустроить ее, разрешить здесь торговые места бесплатно или на льготных условиях. Такой рынок будет скорее социальным. Но улица — не место для торговли. Это скорее показатель того, что органы власти не заботятся об условиях работы людей.
ИНКУБАТОР ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
— Вы только что вернулись из поездки в Нижнегорский район. Какие проблемы предпринимателей там обсуждались?
— Точнее — это было выездное заседание нашей комиссии в Нижнегорском районе, с широким представительством различных заинтересованных организаций. Рассматривался вопрос о реализации государственной политики в сфере развития и поддержки малого предпринимательства на примере района. Нужно сказать, что нижнегорцы многого добились в этом направлении.
Доходы от малого бизнеса составляют 20 процентов собственных поступлений в бюджет района. Сейчас в райгосадминистрации зарегистрировано 1668 субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц и 102 фермерских хозяйства. Причем это не просто какая-то торговля, как полагают некоторые. Больше трети их действуют в области промышленности, почти 25 процентов — сельского хозяйства, 4 процента — в области строительства и только 10,2 процента занимаются торговлей.
На примере района наглядно видно, как важна в этой сфере регулирующая роль государства. На выполнение программы предпринимательства из местного бюджета было выделено 20 тысяч гривен. Может быть, сумма и скромная. Но есть и другие способы оказать помощь. Сельские советы выделяют земли под выпас животных. Работают 15 мобильных и 10 стационарных пунктов по закупке молока от населения. Район одним из первых в Крыму начал осуществлять совместный проект Программы развития ООН по малому предпринимательству. И еще очень важно, что здесь с лета прошлого года эффективно работает «Единый офис».
Каждому человеку бизнеса известно, сколько времени и нервов приходится затратить на оформление документов, разрешающих деятельность. В Нижнегорском под «Единый офис» выделено помещение, где собраны представители всех организаций, дающих такое разрешение в течение нескольких дней. Оформлены стенды, информирующие, какие нужно представлять документы, проводятся консультации. В такой обстановке исключены какие-либо подношения чиновникам за работу, которую они выполнять обязаны.
— Значит, для предпринимателей там созданы идеальные условия?
— Не все так просто и не все зависит от местных властей. Нельзя сбрасывать со счетов инициативу и самих деловых людей. Они объединились в Союз предпринимателей и аграриев Нижнегорья (сокращенно СПАН), который умеет отстаивать права своих членов. По его предложению и при содействии райгосадминистрации был открыт бизнес-центр, который оказывает информационно-консультативную помощь и вообще оказался в центре деловой жизни района. Руководит им энтузиаст своего дела Екатерина Самойлова. Здесь ведут поиск рынков сбыта продукции и защищают права людей бизнеса. Удалось, например, многих спасти от неправомерных штрафов контролирующих органов.
Но главное внимание в бизнес-центре уделяется, конечно, учебе. Без нее заниматься бизнесом просто рискованно.
РИСКУЮТ УМЕЛЫЕ
— Но торговля ведь считается делом простым. Неужели и этим бизнесом можно заняться лишь после учебы?
— В автономной республике сейчас зарегистрировано 86 тысяч предпринимателей-физических лиц. Но перед налоговыми органами отчитались только 44 тысячи. В чем причина? Физические лица решили закрыть свое дело, как правило, потому, что не получили достаточно прибыли, чтобы его продолжить. По сути это разорившиеся предприниматели. У них даже не хватает средств, чтобы объявить о своем отказе от бизнеса, как положено, в газете. Ведь нужно затратиться и на объявление, и на оформление в нотариальной конторе, рассчитаться по налогам, уплатить в фонды — Пенсионный, по социальному страхованию. Только нет у него даже таких возможностей. Жаль. Не исключено, что завтра такой неудачник пополнит ряды безработных. Впрочем, и юридические лица разоряются слишком уж часто. Не рассчитывают, что с ростом количества работающих они попадают в сферу иных экономических отношений, где нужен сложный учет, штат бухгалтеров, большие расходы на социальные нужды.
Предприниматель всегда рискует, поэтому нужно уметь вести дело. Его научат в бизнес-инкубаторах, которых в Крыму уже четыре, и в бизнес-центрах, таких, как в Нижнегорском районе. Это не государственные учреждения, они действуют на общественных началах и оказывают платные услуги начинающим или расширяющим свое дело предпринимателям. В Соединенных Штатах, как известно, фермер может арендовать землю лишь при условии, если сдаст экзамен на умение вести хозяйство и получит соответствующую лицензию.
Но и государство, считаю, должно защищать предпринимателя от чрезмерного риска, а не ставить ему лишние барьеры, которые он должен преодолевать. В том же Нижнегорском районе, где, казалось бы, все сделано для быстрого оформления документов, члены нашей постоянной комиссии услышали жалобы. Оказывается, не все можно оформить в районе. Приходится ездить в Симферополь, чтобы получить разрешение еще и в республиканских учреждениях. Почему они не доверяют своим управлениям на местах?
Недовольны многие местным сбором на развитие электротранспорта. Автоперевозчики считают это поддержкой конкурента. Вызывает недовольство тенденция постоянного роста рыночного сбора. Начинают считать уже количество полок у продавца и даже меряют их на сантиметры. Куда проще платить за участок земли, занятый объектом торговли или рынком. Неужели не понятно, что увеличенный сбор войдет в цену товара и расплачиваться будет в конечном итоге покупатель? Тогда нужно ответить и на вопрос: куда собранные деньги расходуются?
Мы должны осознать важную роль предпринимательства и выработать благоприятное отношение к малому бизнесу. Он имеет не только экономическое, но и социальное значение. Вот посетивший недавно Крым Координатор системы ООН, представляя программу содействия развитию предпринимательства, говорил, что главная ее идея в том, чтобы бизнес работал в интересах бедных, способствовал искоренению бедности. Как видите, наши цели совпадают.
Надеемся, что намечаемое сейчас более плодотворное сотрудничество власти и бизнеса позволит успешнее решать назревшие проблемы и для поддержки малого предпринимательства будут предприняты реальные шаги.
Интервью вел И. МОЛОШНИКОВ