Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Р

БИЗНЕС МАЛЫЙ – РОЛЬ БОЛЬШАЯ

(Газета «Крымские известия» от 6 сентября 2003 года)

Смелый, решительный, отважный... — так толкует словарь В. Даля слово «предприниматель». Этих людей всегда относили к категории способных заняться новым делом и не боящихся трудностей. Ну а в нынешней обстановке они, наверное, добились и еще каких-то не менее звучных определений, потому что занятие их, по общему мнению, совсем не простое. Об этом свидетельствовало и недавнее заседание Координационного совета по вопросам

предпринимательства в АРК, проходившее в Совмине. Острых проблем в этой сфере деятельности выявилось немало. Не раз обсуждались они и в Верховной Раде АРК, депутатами принят ряд решений в поддержку малого бизнеса. Как же живут решительные люди нашей экономики, какие у них перспективы? На эти вопросы мы попросили ответить председателя Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству Владимира РЯБОШАПКО. 

— Интересно, Владимир Иванович, а как вы назовете наших предпринимателей? Ведь вы тоже из их числа, о делах знаете не понаслышке. 

— Рисковые люди. Занимаются делом нередко на свой страх и риск. Почему же они берутся за него? Да чтобы выжить, обеспечить себя, свою семью средствами к существованию. А если человек порядочный, то сделать еще и отчисление государству в виде налога, чтобы помочь другим людям. И от того, как разумно и благодарно власть имущие относятся к этому рисковому человеку, во многом зависит и благополучие всей нашей державы. Да и практика других государств подтверждает, что предпринимательство — наиболее выгодное направление в развитии экономики. Потому что не требуя каких-либо вложений государственных средств, этот сектор экономики позволяет снимать социальное напряжение. У нас много говорят о необходимости создания среднего класса. В развитых странах к нему относится до 70 процентов трудоспособного населения. Это тот класс, на котором там держится по сути вся экономическая, финансовая и политическая система. Но учтите: более половины состава среднего класса — предприниматели. Остальные — врачи, юристы, учителя, другие специалисты. 

Если говорить конкретно об автономной республике, то при всей напряженности ситуации, зачастую при непонимании его роли в развитии общества предпринимательство в Крыму состоялось. Его доля в экономике достигает уже 20-процентов. Таков же средний процент, кстати, и по Украине. Мы отличаемся лишь спецификой деятельности, которая связана с курортной сферой, потому и преобладают у нас предприятия торговли и обслуживания. Это вполне объяснимо. Но вызывает беспокойство, что предприятия малого бизнеса сосредоточены в большинстве своем в Симферополе, Ялте и Феодосии, где самые крупные оптовые базы торговли, где самые активные финансовые потоки. В других городах и районах доля предпринимательства, как правило, не превышает и пяти процентов. 

— Это, видимо, наша перспектива для развития в будущем? 

— Скорее нужно говорить об однобокости развития предпринимательства. Рисковых людей в районах тоже немало, но и они едут заниматься своей деятельностью в крупные города. В Симферополе, например, работают предприниматели из Бахчисарайского, Белогорского, Симферопольского, Джанкойского, некоторых других районов. Потому что они не могут заняться такой же деятельностью в сельской местности. Хотя очень нужны в глубинке. Но там отсутствует структура, необходимая для существования предпринимательства. 

— А фермер? Это же... 

— Фермер — это фермер. Просто в наше время он стал таким же рисковым человеком, как предприниматель. Но он все-таки — производитель сельскохозяйственной продукции. Если он занимается, скажем, животноводством, какой же это предприниматель? Ему самому нужна помощь предпринимателя. Очень плохо, когда фермер остается один на один со своими проблемами. А мы утеряли сейчас даже самую простую кооперацию, когда крестьянину за произведенную продукцию поставляли сельскохозяйственный инвентарь, удобрения, сотни других необходимых вещей. И если он ездит и достает это сам, то никакого отношения такая самодеятельность к предпринимательству не имеет. Она приносит лишь потери и крестьянину, и обществу. 

— Но ведь была у нас прежде кооперация. Не исчезла же она бесследно? 

— В том-то и дело, что в прежнем виде кооперация исчезла. В период реформирования какое-то время крестьянин остался без средств и не мог содержать подобную структуру. Сейчас пытаются создать в районах агродома. Но они будут заниматься только скупкой продукции. А кто займется сервисом производителя? В идеале ведь как должно быть: фермер взял земельный надел, подвел воду, приобрел в кредит или по лизингу технику, семена, удобрения, другое, необходимое для производства  продукции. Осенью  к нему приедут представители кооперации, аграрного дома, может, какой-нибудь посредник, закупят продукцию, а он закажет у них нужные ему вещи, оборудование, которые доставят немедленно и, как говорится, в лучшем виде. А сейчас картина иная: как только фермер вырастил продукцию — начинаются мытарства. Даже реализовать продукцию по правилам рынка не может. Ему предлагают продать в долг. Как же тогда крестьянину приобретать необходимые вещи? И вот здесь появляются частные структуры. Они — с деньгами, транспортом и продукцию за наличные деньги скупают на месте. Это и хорошо, и плохо. Потому что неизвестно, куда затем эту продукцию увезут и по какой цене перепродадут. Так на цивилизованном рынке, где существуют биржи, не поступают. Крестьянину незачем заниматься торговлей, иначе рынок станет стихийным и может нанести даже урон обществу. 

— А разве сами перекупщики не вносят стихийность в сельскохозяйственный рынок? 

— В данном случае перекупщик и есть предприниматель. Государство не должно с ним бороться, как это мы сейчас нередко наблюдаем, а только сотрудничать. Попробуйте убрать этого перекупщика — и мы получим такой скачок цен, что мало не покажется. Ведь в руках перекупщика сейчас девяносто процентов сельской торговли, и только конкуренция заставляет его вести себя в определенных рамках. А задача Минагропрома, Минэкономики, Рескомитета по торговле, других организаций — найти методы для организации работы посредников и ее контроля. Попытки государственных структур вести закупки самим до сих пор к успеху не привели. Да эти и не задача государства! заниматься тем, что может сделать на деревне и баба Мотя. Лучше предоставить предпринимателям выгодные для деятельности условия, а производителям — льготный кредит. 

— Все бы хорошо, если бы не настораживающие сведения официальной статистики. По итогам деятельности и в прошлом году, и за прошедший период нынешнего года в предпринимательстве получен отрицательный финансовый результат. Значит, все они, несчастные, работали в убыток? 

  Поверить в такое, конечно, трудно. Тем более что, по тем же официальным данным, предприниматели внесли в прошлом году в бюджет 170 миллионов гривен. И еще столько же, наверное, «забыли» внести, или, как говорят, оставили «в тени». 

— Что же это за «тень» такая, за  которую все можно спрятать? 

— Догадаться! нетрудно. Достаточно привести такой факт. Некоторые фирмы и предприятия, которые из года в год показывают отрицательный финансовый результат, беспрепятственно получают всевозможные льготы для своей деятельности. Нужны комментарии? Или посмотрите, сколько у нас филиалов различных фирм. Причем не крымских. Это приезжие из других мест открывают их здесь в большом количестве. Но налоги с доходов, полученных в Крыму, филиалы платят не у нас, а по месту нахождения фирмы. 

— Так и наши фирмы открывают, наверное, филиалы в других местах? 

— Не получается. В других регионах принимают решительные меры, чтобы таких явлений не было, защищают свои экономические интересы, а мы этому не научились. Или это кому-то выгодно? К чести предпринимателей они уже сами пытаются навести здесь порядок. В Алуште, например, создалось сейчас противостояние между предпринимателями, действующими по закону, и теми, кто предпочитает сидеть «в тени» под крышей чиновника, которому он платит. И, представьте, сидит беззаботно, потому что весь пресс — налоговый, административный, силовой — сегодня почему-то направлен не против них, а против легального бизнеса. Рассуждают так: если субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован и у него нет никаких документов, то и проверять там нечего. 

Наша постоянная комиссия готовит сейчас предложения по созданию нормативной базы, на основе которой выгоднее было бы развиваться легальному предпринимательству. Ведь наша казна будет богатеть только вместе с ним. 

В заключение хотел бы поздравить наших рисковых и отважных людей с праздником — Днем предпринимателя.

Интервью вел И. МОЛОШНИКОВ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla