Владимир РАЕНКО: ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНУЛИСЬ ЖИТЕЛИ АЛУПКИ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ УНИКАЛЬНЫ. ОНИ ХАРАКТЕРНЫ И ДЛЯ ПОСЕЛКОВ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА

(Газета «Крымская газета» от 4 февраля 2003 года)

• Если в квартире зимой — стужа, нет горячей волы, а холодная подается от случая к случаю... 

• если клуб или кинотеатр отлаются пол фешенебельный ресторан или магазин... 

• если на наш аварийный лом голами не выделяется ни гривни... 

• если единственную тропку к морю в один день перегораживает трехметровый каменный забор, за которым вырастает новоявленный дворец... 

• если на месте еще вчера доступного для всех южнобережного пляжа появляются частные гостиницы... 

• если вообще что-то не так, не по закону или не по совести делается в нашем городе или поселке —  мы обращаем свой критичный гражданский взор в сторону... Симферополя или Киева, почему-то забывая, что все эти неправые деяния — дело рук местной власти, нами же избранной, от нашего имени действующей. К тому же, нередко собирающей именно наши подписи в свою защиту пол обращениями и опровержениями, если запахнет жареным, если вышестоящая власть или закон поймают ее, как говорят, с поличным. 

Уже после мартовских выборов прошлого гола «Крымская газета» не раз обращалась к проблемам южнобережных поселков, уделяла внимание противоречивым земельным вопросам, застройке прибрежной зоны и роли во всем этом местных органов власти. 

Тема сегодняшней публикации — проблемы курортной Алупки, жители которой имеют очень серьезные претензии к недавно ими же избранной власти. 

ПРОБЛЕМЫ, на протяжении последнего времени, не только осложняющие жизнь Алупки, но и приводящие порой к необратимым последствиям, грозящим всему Крыму потерей привлекательности одного из лучших его курортных уголков, никак не разрешаются, а стремление исполнительной власти автономии помочь региону изменить положение дел в лучшую сторону наталкивается на неприятие со стороны властей города. 

В Совет министров Крыма поступают многочисленные жалобы жителей южнобережного городка на неурегулированность вопросов социально-экономического развития этого региона, землепользования, курортной сферы и других. О проблемах Алупки мы беседуем с первым заместителем Председателя Совета министров АРК, депутатом Верховной Рады Крыма Владимиром РАЕНКО. 

— Еще в декабре Совет министров автономии создал комиссию по проверке использования органами местного самоуправления Алупки полномочий, делегированных им крымским правительством. В ее составе работали и специалисты Управления делами Совмина. Так вот, в своей справке о положении дел в городе они сообщают, что план социально-экономического развития Алупки в 2002 году просто не разрабатывался и не утверждался, в городе нет паспорта социально-экономического развития. На момент проверки горсовет не представил ни одного решения исполкома о подготовке или по итогам проведения курортного сезона. 

Собственно, чему удивляться, если в горсовете вакантна должность экономиста, а заместитель городского головы не может представить ни одного запрашиваемого документа и ответить на вопросы по бюджету или развитию территории! За два года только 10 — 15 процентов рассмотренных на заседаниях горсовета вопросов касались социально-экономических проблем, все остальное — проекты отвода земельных участков под строительство индивидуального жилья и объектов торговли, сбор предварительных материалов для согласования по выбору земельных участков, корректировка границ землепользования... 

Крайне мало внимания уделяется решению социальных проблем граждан, проживающих на территории городского Совета. На социальные программы предусматривается менее одного процента от объема бюджета города. Есть над чем задуматься. 

— Владимир Николаевич, проблема землепользования на местах, в том числе и в Алупке, практика выделения земельных участков вызывают множество закономерных вопросов, претензий и жалоб у жителей, а у гостей Крыма — откровенное недоумение, мол, такого не может быть... 

— И неудивительно. С одной стороны, в долгосрочную аренду (на 49 лет) в той же Алупке сдаются участки земли, по стоимости сравнимые с объемом городского бюджета за три последних года. С другой — это никак не сказалось на повышении общего уровня благосостояния региона, скорее, наоборот. 

Специалисты Рескомзема отмечают, что горсовет Алупки, мягко говоря, ненадлежащим образом контролирует соблюдение требований земельного законодательства. Только в прошлом году выявлено 19 нарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков. В адрес городского головы было внесено семь представлений об устранении нарушений земельного законодательства, но меры приняты не по всем из них. Более того, исполком горсовета не заявил ни одного судебного иска о возврате самовольно занятых участков и возмещении причиненного ущерба. Выдавались также разрешения на торговлю субъектам предпринимательской деятельности, которые не имели правоустанавливающей документации на земельные участки. Вот смотрите. Проверка показала, что на территории Алупки общество рыболовов «Чайка» использует не по целевому назначению земельный участок площадью 0, 68 гектара, который расположен прямо на набережной и предоставлен в постоянное пользование для строительства лодочных гаражей. На самом же деле здесь строятся многоэтажные дома, предназначенные для размещения отдыхающих. 

Кстати, участок этот показался маловат, и строительство вышло за его пределы, самовольно захвачен приличный участок земли — тридцать соток, а это, заметьте, порядка двухсот тысяч долларов по рыночной стоимости. Горсовет же вместо того, чтобы, говоря официальным языком, принять меры по принудительному прекращению права пользования земельным участком, решает почему-то... провести его инвентаризацию. 

Никто сегодня не против частных гостиниц. Стройте, но по закону, зарабатывайте сами и платите налоги. Спасибо вам скажут и наши гости, и горожане. Но, повторяю, надо учитывать интересы города и нормы закона. 

— Комментарии, как говорится, излишни. Но чем объясняет все это вам как депутату и члену правительства, членам комиссии городской голова? 

— Продуктивного диалога с городскими властями не получилось. Аргументы городского головы Валерия Андыка не выдерживают никакой критики, своим поведением он демонстрирует своеобразную и труднообъяснимую позицию: мол, вы приедете и уедете, а я здесь останусь. Свои решения мэр Алупки объясняет только собственным мнением, без каких бы то ни было ссылок на Земельный кодекс, Закон о местном самоуправлении, другие правовые акты, которыми он и его подчиненные обязаны руководствоваться при принятии любых решений. Подобное поведение людей, представляющих государственную власть, недопустимо. Мэр — человек, избранный людьми, и его главная обязанность — от имени государства защищать их интересы. Действовать он может только в рамках полномочий и прав, предоставленных ему законами. 

— Владимир Николаевич, сказанное вами, надо полагать, не только личное мнение, но ото и позиция Совета министров. Или у кого-то есть, может быть, особый взгляд по алупкинским проблемам? 

— «Особая позиция» как раз у В. Андыка, и она серьезно мешает правительству, министерствам и ведомствам своевременно реагировать на проблемы города, принимать необходимые меры. Итоги проверки показали, что работают исполнительные органы Алупкинского городского Совета неудовлетворительно. Чтобы изменить ситуацию в городе, ввести его власть в рамки закона, нужны неотложные меры и обязательно — прямая отчетность горсовета Совету министров АРК. 

Пока же комиссия продолжает собирать материалы и детально анализировать ситуацию. Меры будут приняты обязательно, все действия правительства мы тщательно выверим, ошибок не допустим. Интересы жителей защитим. 

Должен также сказать, что проблемы, с которыми столкнулись жители Алупки в части неурегулированности земельных отношений, нарушений законодательства, в части исполнения органами власти делегированных им полномочий, к сожалению, не уникальны. Они характерны и для соседних южнобережных поселков. 

Будем наводить порядок.

Беседу записала Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ