1 сессия
7-9 декабря 2007 года
ДЕЛЕГАТЫ VI КУРУЛТАЯ
(Газета «Авдет» от 30 июля 2007 года)
Симферополь
1. Садых Табах
2. Сейтумер Берберов
3. Джафер Бекиров
4. Эрнес Аблякимов
5. Расим Бекиров
6. Ремзи Ильясов
7. Ибраим Зинединов
8. Нури Шевкиев
9. Медиха Мамбетова
10. Асан Асанов
11. Ринат Бариев
12. Рустем Абилев
13. Шевкет Бекиров
14. Бекир Мамутов
15. Энвер Абдураимов
16. Камиль Аметов
17. Нияра Абдуллаева
18. Рустем Абдукадыров
19. Эмине Авамилева
20. Эльдар Джемилев
Судак
1. Айдер Асанов
2. Руслан Бальбек
3. Тимур Усеинов
4. Эйваз Умеров
Феодосия
1. Бегматов Абдулла
2. Мамутов Марлен
3. Теминдаров Смаил
Джанкой
1. Энвер Абдулвелиев
2. Ремзи Муратов
3. Руслан Куртсеитов
4. Рустем Эннанов
5. Аблямит Абибуллаев
6. Энвер Касымов
7. Ремзи Зекирьяев
8. Энвер Нафиев
9. Исмет Мустафаев
10. Решат Мефаев
11. Сейдамет Талипов
12. Нариман Эбуталибов
13. Руслан Абкеримов
14. Мидят Куртназиров
15. Алим-Герай Сейдаметов
Раздольное
1. Билялов Муса
2. Абдурашитова Петие
3. Абдулкаиров Фарих
Первомайский
1. Энвер Эмирасанов
2. Рефат Сейтаблаев
3. Айдер Типпа
4. Эмирусеин Падай
5. Сервер Алединов
6. Эльдар Типа
Узбекистан
1. Халилов Юсуф (от г.Чирчика)
2. Хамзин Али (от г.Янгиюля)
3. Халилов Рустем (от г.Ташкента)
4. Ганиев Бекир (от г.Самарканда)
Красноперекопск
1. Сание Аметова
2. Ленур Аблаев
3. Эскендер Сулейманов
4. Эльведин Чубаров
5. Мубеин Небиев
6. Нервин Минабилов
Белогорск
1. Назим Юнусов
2. Руслан Абдуллаев
3. Мустафа Асаба
4. Энвер Курстеитов
5. Энвер Куртиев
6. Рустем Усеинов
7. Шевкет Ваниев
8. Сейран Смедляев
9. Сейран Салединов
10. Бекмухаммед Джелялов
11. Сервер Муждабаев
12. Умер Козлыев
13. Юнус Джеппаров
14. Мустафа Люманов
Красногвардейское
1. Рефат Чубаров
2. Учку Девлетшаев
3. Назим Меметов
4. Оксюз Ахмед
5. Палабуюк Нариман
6. Смедляев Заир
7. Хайбудлаев Иса
8. Сейтаблаев Нуридин
9. Закирьяев Руслан
10. Бегов Рустам
11. Бахи Амет
12. Ибрагимова Гульнар
Алушта
1. Абдурифиев Ремзи
2. Одабаши Хадыр
Нижнегорский
1 .Салманова Мустафа
2. Мамедляев Ленур
3. Кешвединов Эскендер
4. Мусаев Таир
5. Сервер Фазылов
6. Сейдаметов Сейран
7. Ниязов Рефат
Советский
1. Абмеджит Сулейманов
2. Ислям Халилов
3. Якъуб Шуяев
4. Иса Джемилев
5. Сервер Меннанов
6. Риза Шевкиев
7. Мухаммед Мамбетов
Черноморское
1. Ибадулаев Дамир
2. Измайлова Ресуде
3. Ибрагимов Вели
4. Джаббаров Рустем
Бахчисарай
1. Мустафа Джемилев
2. Ильми Умеров
3. Ахтем Чийгоз
4. Али Абдуллаев
5. Замир Хайбуллаев
6. Эдем Дудаков
7. Эрнест Мустафаев
8. Рефик Ибрагимов
9. Сейтасан Солиев
10. Айдер Халилов
11. Зевай Османов
12. Айваз Османов
13. Смаил Меметов
14. Якуб Аппазов
15. Рустем Ваапов
16. Асан Абдураимов
17. Энвер Умеров
Саки
1. Абдуллаев Азиз
2. Салиев Сервер
3. Джелил Али
4. Куртумеров Зевджет
5. Билялов Эскендер
6. Зиядинов Салядин
7. Асанов Сейтасан
8. Барашев Эрнест
9. Ганиев Шевкет
10. Вейсова Алие
11. Балжи Мумине
12. Аметов Дамир
Керчь
1. Расим Шейхмамбетов
2. Назим Абдураимов
Ленинский район
1. Муслядинова Алие
2. Сулейманов Энвер
3. Аблямитов Абляким
4. Абкелямов Искандер
5. Бормамбетов Ибраим
6. Джанаев Мамут
7. Умерова Сундуз
8. Садыков Исмет
Симферопольский район
1. Асанова Эльмира
2. Аблаев Дилявер
3. Абдуллаев Шевкет
4. Джемилев Анафи
5. Кайбуллаев Шевкет
6. Мамутов Ибраим
7. Зейтуллаев Арсен
8. Эннанов Руслан
9. Абдурахманов Нариман
10. Караев Эмирасан
11. Муслимова Лиля
12. Абиев Айдер
13. Усеинов Юнус
14. Джелял Нариман
15. Ибраимов Эльдар
16. Чабанов Осман
17. Сейтумеров Сервер
18. Мустафаев Эдем
19. Менситов Эльдар
20. Сейтвелиев Нариман
21. Абдуллаев Эльвиз
22. Меджитов Ленур
23. Абибуллаев Куртсеит
24. Юнусов Лемар
25. Рефатов Рустем
Евпатория
1. Абибулаев Руслан
2. Юнусова Гулизар
3. Якубов Зейнур
4. Измайлов Расим
5. Абдураманов Азиз
6. Нурмамбетов Ринат
Ялта
1. Заур Смирнов
2. Рустем Эминов
Новоалексеевка
1. Бай рам Нури
2. Алиев Асан
3. Маушев Ибраим
4. Люманов Ленур
5. Сейтумер Неметуллаев
Кировский
1. Чауш Сейран
2. Мигун Эдие
3. Чабанова Айше
4. Османов Кадыр
5. Садрединов Расим
6. Шевкетов Ибет
7. Эмираджиев Эбазер
8. Сайфутдинова Гульнар
9. Суинов Нариман
10. Измайлов Сервер
11. Кадыров Осман
Севастополь
1. Меметов Решат
2. Меметов Энвер
3. Абдувелиев Руслан
Мелитополь
1. Ибраимов Ридван
2. Пашиев Эскендер
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
(Газета «Авдет» от 17 декабря 2007 года)
Большинство средств массовой информации, подводя итоги первой сессии V Курултая крымскотатарского народа, сосредоточили свое внимание, в основном, на одном вопросе: возможный уход председателя Миллий Меджлиса Мустафы Джемилева с занимаемого поста, а также предположения о кандидатурах на кресло главы Миллий Меджлиса. Вторым в рейтинге ожидаемых решений Курултая был вопрос о создании отрядов самообороны, который был заявлен в повестку Курултая после событий на ул. Балаклавской в Симферополе и плато Ай-Петри, Ожидалось также какое-либо заявление по поводу земельной проблемы. Однако первая сессия ограничилась принятием ряда процедурных решений (о создании рабочей группы Курултая по подготовке проектов изменений в документы, регламентирующие деятельность органов национального самоуправления крымских татар, о проведении в 2008 году Всемирного конгресса крымских татар, о проведении не позднее октября 2008 года второй сессии V Курултая крымскотатарского народа).
Вместе с тем, на прошедшей сессии Курултая были в том или ином объеме озвучены и другие достаточно актуальные для крымских татар проблемы.
Точки соприкосновения
Уделив львиную долю внимания избранию председателя Миллий Меджлиса, пресса как-то стороной обошла избрание его нового состава. Бесспорно, личность председателя имеет ключевое значение в дальнейшей работе органов национального самоуправления крымских татар, однако в сложившейся обстановке особенно важно как будет работать обновленный состав Миллий Меджлиса.
Между тем, состав Миллий Меджлиса обновился на 13 новых человек. Однако, фактом является то, что ключевые фигуры в Миллий Меджлисе, а это чуть более десятка его членов, принимающих активное участие в принятии и реализации политических решений, остались. Как поведут себя новоизбранные члены Миллий Меджлиса?
Исходя из того, что на вторую сессию Курултая запланирован вопрос об избрании нового главы Меджлиса крымскотатарского народа, то, возможно, следует ожидать перетягивания каната между основными претендентами. В результате, Миллий Меджлис может оказаться в ситуации разделения на два лагеря (мнение именно о таком количестве претендентов на пост председателя Меджлиса преобладает и среди делегатов Курултая, и среди средств массовой информации). В таком ракурсе предлагают рассматривать будущую политическую конфигурацию в Миллий Меджлисе и большинство крымскотатарских активистов, политиков, чиновников, хотя, по словам некоторых из них, возможно формирование группы членов Меджлиса которые займут нейтральную позицию по этому вопросу.
Предлагаемая конфигурация очень напоминает ту, которая на сегодняшний день сложилась в Верховной Раде Украины: два конкурирующих политических лагеря, примерно равное количество "штыков", вероятное наличие ней тральной группы с "золотой акцией" при голосовании и т.п.
Однако не хотелось бы нагнетать тучи. Конкуренция личностей и групп по поводу политических ресурсов, среди которых можно выделить те или иные должности, явление в политике абсолютно нормальное. Другое дело, что в Верховной Раде такая конкуренция деструктивно сказывается на деятельности парламента. В результате, даже по тем решениям, которые непосредственно не касаются соперничества конкурирующих групп, но являющихся актуальными и необходимыми для решения насущных проблем государства, зачастую позитивного голосование не проходит.
Поэтому, будучи оптимистом, хочется верить, что новый состав Миллий Меджлиса избежит подобных водоворотов и ловушек. У большинства конкурирующих групп всегда найдутся точки соприкосновения, особенно когда дело касается судьбоносных для народа решений. Главное подойти к решению возложенных народом и взятых на себя задач конструктивно. В этом случае, политическая конкуренция будет выполнять свою созидающую, а не разрушительную роль.
"Перестройка"
Будущий уход Мустафы Джемилева с поста председателя Миллий Меджлиса вытащил на свет не только проблему конкурирующих групп, но и ряд других, уже давно назревших в крымскотатарском обществе, проблем. Одной из них является проблема реформирования системы национального самоуправления крымскотатарского народа.
Если на последней сессии предыдущего Курултая речь шла, в основном, о реформировании избирательной системы делегатов Курултая, то на первую сессию новоизбранного Курултая были представлены проекты документов, предлагающих кардинальное реформирование системы национального самоуправления. Именно из-за важности предлагаемых изменений Курултаем было принято решение о создании рабочей группы, единственной задачей которой является подготовка данных и возможно новых проектов изменений в положения об органах национального самоуправления ко второй сессии Курултая. Справедливости ради следует отметить, что столь важные документы были внесены на рассмотрение сессии Курултая непосредственно во время ее работы, что сделало фактически невозможным рассмотрение их на прошедшей сессии. Судьба реформирования системы национального самоуправления сегодня напрямую зависит от Миллий Меджлиса, который по своей конфигурации примерно отражает расстановку в Курултае, и от того, насколько в самом Миллий Меджлисе станет актуальным вопрос о необходимости реформирования. Следует ожидать, что в Миллий Меджлисе проявят себя сторонники сохранения существующей структуры национального самоуправления.
Главной проблемой реформирования политической системы крымскотатарского народа является то, что изначально она формировалась таким образом, что ключевым ее элементом был председатель Миллий Меджлиса - а именно, сам Мустафа Джемилев. Пробелы, существующие в процедурных и технологических вопросах, закрывались авторитетом председателя, а эмоции конкурирующих групп подчинялись харизме Мустафы Джемилева.
Теперь же, в связи с уходом харизматичного лидера с поста председателя Миллий Меджлиса, остро проявила себя необходимость формирования политической системы, замкнутой не на лидера, а на саму себя, на те нормы и положения, которые регламентируют ее деятельность.
Деньги любят счет
Еще одной проблемой, которая была вскользь затронута на Курултае, но давно витающая в воздухе, и частично связанная с уходом Мустафы Джемилева - это проблема финансирования проводимых акций и самих структур системы национального самоуправления.
Знающие люди согласятся, что многие финансовые источники, позволявшие активно действовать органам национального самоуправления, были связаны непосредственно с личностью председателя Миллий Меджлиса. Существует вероятность, что с его уходом многие из этих источников финансирования могут исчезнуть навсегда или на время, пока не станет ясна ситуация в меджлисе без Джемилева. Поэтому на Курултае прозвучала, уже давно презентуемая Шевкетом Кайбуллаевым, тема национального бюджета.
Однако, необходимость национального бюджета не следует со сменой председателя. Эта проблема созрела давно и должна найти свое разрешение. Почему?
Потому что, национальный бюджет это не только средство финансирования тех или иных мероприятий. Это связующая нить между народом и его органами управления. Стремящийся к государственности крымскотатарский народ должен, пусть в зачаточном состоянии, обладать всеми необходимыми элементами государства: территорией, населением, органами управления и налоговой системой - это обязательные элементы государства.
Бизнес и политика
На прошедшей сессии Курултая остро проявила себя еще одна проблема общества в целом, и крымскотатарского в частности. Это проблема соотношения бизнеса и политики. На сегодняшний день многие крымскотатарские предприниматели начали активное вхождение в национальные структуры. Иногда это происходит такими способами, которые вызывают опасения у крымскотатарских политиков и активистов, тем более имея рядом пример украинской политики.
И проблема тут не в праве бизнесменов участвовать или не участвовать в национальной политике (они такие же крымские татары, как и все остальные), а в том, каким образом они аргументируют свое поведение в той или иной ситуации.
Озвученные проблемы имеют актуальное значение для крымскотатарской политики и требуют, конечно же, более детального рассмотрения и анализа, что в будущем автор постарается сделать.
Нариман ДЖЕЛЯЛ
У КРЫМСКИХ ТАТАР НАЧАЛАСЬ ОПЕРАЦИЯ "ПРЕЕМНИК"
(Газета «Авдет» от 17 декабря 2007 года)
Выборы председателя Меджлиса крымскотатарского народа, состоявшиеся в эти выходные в Симферополе, кажутся событием локального масштаба лишь на первый взгляд. На самом деле на Курултае крымских татар решался куда более важный вопрос: сохранит ли крымскотатарское национальное движение свою проукраинскую направленность?
Как известно, еще накануне Курултая (национального съезда) народный депутат Украины (фракция НУНС) Мустафа Джемилев, бессменно возглавляющий Меджлис с момента его основания в 1991 г., заявил о своем твердом намерении уйти с этого поста, даже если делегаты снова выдвинут его кандидатуру. Нежелание оставаться на посту Джемилев мотивировал тем, что ему трудно совмещать руководство Меджлисом и работу в парламенте страны, а также тем, что в представительном органе народа должна быть преемственность. "Я уже 16 лет председатель Меджлиса, это уже даже неприлично. У нас имеются достаточно смышленые, молодые, более энергичные люди, которые могут успешно возглавить Меджлис", - отметил он.
Однако делегаты национального съезда в буквальном смысле слова отказались отпускать своего лидера. Как пояснил журналистам первый заместитель председателя Меджлиса, экс-нардеп Рефат Чубаров, Курултай уговорил Джемилева еще некоторое время проработать на его нынешней должности. "Его желание уйти было сильное, но Курултай ему этого не позволил", - сказал Чубаров. Сам Джемилев заявил, что согласился с требованием делегатов, поскольку понимает, что нельзя принимать подобные кардинальные решения столь резко, и для выборов новой кандидатуры необходимо время.
В результате очередные выборы председателя Меджлиса превратились в чистую формальность. Два других кандидата, выдвинутых делегатами Курултая, - Рефат Чубаров и глава постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям Ремзи Ильясов - набрали 31 и 11 голосов соответственно, значительно уступив Джемилеву, за которого отдали свои голоса 193 из 241 делегатов. "То, что Мустафа Джемилев вновь избран председателем Меджлиса, нас очень обрадовало и придало нам силы", - резюмировал итоги голосования Чубаров.
Впрочем, новоизбранный председатель Меджлиса, согласившись с требованием делегатов, поставил жесткое условие: он будет возглавлять представительный орган крымских татар лишь до октября 2008 года. К тому времени по предложению Джемилева будет созвана следующая сессия Курултая, на которой в обязательном порядке будет избран новый глава Меджлиса. Кроме того, Джемилев открыто заявил, что хотел бы видеть своим преемником Рефата Чубарова, который, по его мнению, на сегодняшний день является наиболее подходящим для этого кандидатом. "Он очень взвешенный политик, поэтому каких-то резких, необдуманных движений с его стороны ожидать не приходится", - сказал глава Меджлиса. Джемилев также призвал своих соотечественников уже сейчас безоговорочно выполнять поручения его первого заместителя. "У Рефата Чубарова будет больше времени, нежели у меня, вести дела в Крыму, - сказал он, выступая на Курултае. - Во время отсутствия председателя Меджлиса на территории Крыма слово его первого заместителя, принятые им решения, приравниваются к решениям председателя Меджлиса".
В том, что Джемилев, заявляя о своем желании уйти со своего поста, искренен, не приходится сомневаться. Это подтверждают и близкие к нему члены Меджлиса. Для чего же в таком случае Джемилев в очередной раз согласился возглавить, пусть и на небольшой срок, представительный орган крымских татар? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: в Меджлисе началась операция "Преемник". Оставшись у руля, Джемилев сделал хороший тактический ход, цель которого - безболезненная смена власти в представительном органе крымских татар. Таким образом у Рефата Чубарова, возможность избрания которого на нынешнем Курултае была далеко не 100-процентной, появилась возможность до октября укрепить свои позиции в среде соотечественников и реформировать систему органов национального самоуправления что называется "под себя". Сегодня же, как известно, система Курултай-Меджлис "заточена" под Джемилева, пользующегося огромным авторитетом у крымских татар как в Украине, так и за ее пределами. Сам Чубаров и не скрывает, что продление полномочий нынешнего главы Меджлиса было продиктовано именно этими соображениями. Как заявил он журналистам, нахождение Джемилева еще некоторое время на должности руководителя Меджлиса нужно, прежде всего, для проведения ряда реформ в работе органов национального самоуправления, которые без харизмы нынешнего главы представительного органа будет затруднительно провести.
Какие именно реформы ожидают систему органов национального самоуправления крымских татар, доподлинно пока неизвестно. В беседе с журналистами Чубаров не исключил, что при Меджлисе будет создан исполнительный комитет - некое подобие национального правительства, в котором будут работать на платной основе профессионалы в различных сферах деятельности. В связи с этим перед будущим главой Меджлиса рано или поздно встанет вопрос о финансировании органов национального самоуправления, которое все эти годы обеспечивал и продолжает обеспечивать Мустафа Джемилев. Ведь ни для кого не секрет, что большая часть денежных средств на содержание и деятельность Меджлиса поступает от организаций крымскотатарской диаспоры в Турции, Румынии и других стран, а также от крымскотатарских бизнесменов, которые дают деньги исключительно под личный авторитет лидера крымских татар. В связи с этим не исключено, что Чубаров займется созданием крымскотатарского национального бюджета. Тем более, что идея самофинансирования уже давно витает в среде крымских татар и активно обсуждается на страницах национальной прессы, однако приступить к ее воплощению в жизнь пока не решался никто.
Насколько удачно и безболезненно крымские татары проведут свою операцию "Преемник" - сегодня предугадать невозможно. Но несомненно одно: от того, кто будет избран на пост главы Меджлиса, зависит, сохранит ли крымскотатарское национальное движение свою нынешнюю проукраинскую направленность. Ведь вряд ли кто будет спорить с тем, что крымские татары, массовое возвращение которых на свою историческую родину, совпало с развалом СССР, сыграли важную роль в сохранении Крыма в составе Украины. Именно их проукраинская позиция не позволила "увести" полуостров, подавляющее большинство населения которого тогда составляли русские, под крыло северного соседа. И большая заслуга в нейтрализации процессов пророссийского сепаратизма принадлежит как раз Мустафе Джемилеву, бывшему советскому политзаключенному, который в свое время был в дружеских отношениях с покойным главой Руха Вячеславом Чорновилом. Именно Меджлис сразу же после его создания в 1991 году однозначно заявил, что крымские татары видят свое будущее в составе украинского независимого демократического государства, где должно быть место и для их национально-территориальной автономии. Как сказал позже в одном из своих интервью Джемилев, "ставить вопрос о возвращении Крыма России было бы просто абсурдным". "С какой стати вдруг мы должны быть в составе России?! Мы там уже были 200 с лишним лет и знаем, что это такое", - сказал он. Известно также, что буквально через несколько месяцев после образования Меджлиса, в Крым прибыла ныне покойная Галина Старовойтова, в то время занимавшая пост советника Президента России по национальным вопросам, и пригласила лидеров крымских татар в Москву. Вот как рассказывает об этом сам Джемилев: "Старовойтова сказала, что в Верховном Совете РФ есть проект постановления об официальном признании Меджлиса крымскотатарского народа как высшего и единого представительного органа крымских татар. Мы приехали (несколько человек), встретились с довольно высокими чинами. Они нам говорят, что, мол, Россия готова решать крымскотатарскую проблему, но, как бы, между прочим, спросили: а как вы относитесь к нашему проекту постановления от отмене незаконного решения 1954-го года о передаче Крыма в состав Украины. Мол, Хрущев никого не спросил, взял и передал. Ну, я в то время им дипломатично так ответил: в течение многих столетий в отношении Крыма совершалась такая несправедливость, было очень много дурных постановлений, и никто никого не спрашивал. Но почему вы решили начать именно с постановления 1954-го года? Давайте начнем с апреля 1783 года - о незаконном присоединении Крыма к России. Вот это постановление отменим, а потом будем потихоньку дальше продвигаться... На этом у нас как-то сразу дружба и закончилась".
Однако, как известно, мечтам крымских татар о национальной автономии в составе независимой Украины также не суждено было сбыться. Вместо этого, в Крыму была создана нынешняя АРК - формально автономия по территориальному признаку, а фактически - русская национальная автономия. Кроме того, за все годы своей независимости Украина как государство так и не приняла ни одного правового акта, восстанавливающего права крымскотатарского народа, депортированного Сталиным в 1944 году. Поэтому не стоит удивляться тому, что в последнее время в среде крымских татар все чаще стали появляться нотки разочарования, а в национальной прессе даже стал обсуждаться вопрос о том, возможен ли российско-татарский Крым. Не случайно, выступая на последнем Курултае, Мустафа Джемилев предостерег своих соотечественников от "некоторых антиукраинских настроений". Он отметил, что такие настроения появляются у части крымских татар "при виде тех беззаконий, которые творятся против крымских татар при молчаливом согласии, а порой и содействии высоких чинов из Киева, при виде того, что парламентом страны не принимаются необходимые законы о восстановлении их суверенных национальных прав". В связи с этим глава Меджлиса напомнил, что государство - "это не какое-то отдельное лицо, которое можно характеризовать положительно или отрицательно". В стране, по словам Джемилева, есть разные политические силы, которые преследуют собственные политические цели, при этом в Верховной Раде Украины есть немало депутатов, которые искренне стремятся помочь крымскотатарскому народу. "Но есть и ублюдки, которые даже пытаются оправдывать геноцид и депортацию нашего народа, бесстыдно и нагло делают публичные заявления о том, что мы даже должны поставить памятник Сталину за то, что он только выселил нас, а не уничтожил полностью. Но эти ублюдки одновременно являются и врагами независимого украинского государства", - подчеркнул Джемилев. По словам главы Меджлиса, национальная стратегия крымских татар должна заключаться в том, чтобы быть всегда вместе со здоровыми силами Украины, строить вместе с ними демократическое и сильное государство, где будут в полной мере уважаться гражданские и национальные права всех граждан. "Во всяком случае, мы не должны забывать, что если, не приведи Аллах, случится беда с Украиной, то эта же беда может обернуться для нашего народа более катастрофичной трагедией", - добавил он.
С этой точки зрения выбор Рефата Чубарова как возможного будущего председателя Меджписа можно назвать удачным. Давний соратник Мустафы Джемилева, имеющий большой опыт парламентской работы (Чубаров был депутатом в нескольких созывах парламента Украины) и пользующийся популярностью в среде крымских татар, давно зарекомендовал себя как проукраински настроенный политик. Кроме того, в случае избрания Чубарова председателем Меджлиса в крымскотатарском национальном движении начнется новая эпоха: вместо бывших диссидентов и советских политзаключенных, которых олицетворяет собой Джемилев, к руководству органами национального самоуправления крымских татар придут политические деятели новой формации, состоявшиеся как политики уже в условиях независимой Украины.
Леонид ИВАНОВ,
ОБКОМ
КУРУЛТАЙ, КУРУЛТАЙ, КОГО ХОЧЕШЬ, ВЫБИРАЙ
(Газета «Крымское время» от 13 декабря 2007 года)
Главной интригой состоявшегося на минувших выходных курултая была якобы готовившаяся отставка бессменного лидера меджлиса Мустафы Джемилева. Напомню, накануне съезда крымских татар Мустафа-ага заявил о том, что намерен уйти с поста главы меджлиса, и предложил назначить на эту должность своего заместителя Рефата Чубарова, который остался безработным после выборов в Верховную Раду Украины.
Впрочем, поверить в добровольный уход Джемилева могли только отчаянные идеалисты, которых среди тех, кто мало-мальски знаком с историей Крыма последних полутора десятилетий, просто не осталось. Скептики (если не называть их циниками) оказались правы. Никуда Джемилев не ушел, милостиво согласившись возглавить свой горемычный народ в четвертый раз подряд. Декоративную конкуренцию Мустафе на выборах составляли Рефат Чубаров и Ремзи Ильясов. В результате, как показал подсчет голосов, за Джемилева проголосовали 193 делегата курултая, за Чубарова — 31, а за Ильясова — 11.
Согласившись вновь взвалить на свои хрупкие (в буквальном смысле этого слова) плечи тяжесть ответственности за судьбу целого народа, Мустафа-ага, тем не менее, заявил, что согласен возглавлять меджлис лишь до лета 2008 года — до внеочередной сессии курултая. Ну что ж, посмотрим, как этот государственный муж (а Джемилев остался единственным меджлисовским нардепом в новой Верховной Раде Украины) сдержит свое слово...
Нынешний курултай прошел вскоре после крупных столкновений между правоохранителями и крымскими татарами сначала на улице Балаклавской в Симферополе, а потом на плато Ай-Петри. И в этой ситуации Джемилев загодя принялся пугать крымчан и киевских чиновников перспективой создания крымскотатарских отрядов самообороны — надо полагать, как раз для противостояния милиции во время таких событий, как на Балаклавской или на Ай-Петри. При этом, правда, Мустафа-ага продемонстрировал присущую ему необыкновенную сдержанность и, я бы даже сказал, мудрость. «6 ноября состоялось заседание, где большинство поддержало проект постановления о необходимости формирования таких объединений (крымскотатарских отрядов самообороны. — Ред.) Но я, как председатель меджлиса, отказался его подписывать. Потому что я в этом решении усматриваю немножко отклонения от принципов, которых мы придерживались с начала нашего национального движения, то есть принципов ненасилия», — заявил Джемилев.
С хроникой ненасильственного национального движения крымских татар, включая взятие в заложники начальника феодосийской милиции, штурм Верховного Совета Крыма, Апелляционного суда и Свято-Успенского православного монастыря, кровавые побоища в «Коттон-клубе», на Центральном рынке в Бахчисарае, на улице Балаклавской в Симферополе и так далее и тому подобное, крымчане хорошо знакомы.
Продолжения, уверяю вас, ждать долго не придется. На курултае Джемилев пообещал новые «массовые акции по всей территории Крыма». «Последние события, — сказал он, — свидетельствуют о том, что существующая сегодня на полуострове довольно хрупкая стабильность находится под серьезной угрозой. И если со стороны органов власти, в первую очередь со стороны Киева, не будут предприняты необходимые меры против разгула дикого русского шовинизма в Крыму, то мы стоим перед реальной угрозой кровопролитных столкновений».
Дикие русские шовинисты — это, надо полагать, милиционеры, которые посмели выполнить решение суда о сносе незаконно воздвигнутых строений на Ай-Петри или — немного раньше — в Судаке. И вообще, если кто не в курсе, то сообщаю: у нас в Крыму установлен... фашистский режим. Во всяком случае, как сказал Джемилев, «мы имеем дело с откровенным русским фашизмом, которым пронизаны снизу доверху все структуры власти автономии...»
Зиг хайль, Анатолий Павлович Гриценко!
Другое дело — Украина, где живут не только «ублюдки», как в Крыму, но и «немало депутатов (ясное дело, из фракции «Нашей Украины — Народной самообороны». — Авт.), которые искренне стремятся помочь нашему народу, выступают авторами или соавторами законодательных актов, направленных на восстановление прав нашего народа, на скорейшее решение его культурных и социальных проблем».
Мустафа-ага призвал своих соплеменников надеяться на добрых киевских дядек, но и самим не плошать, в смысле продолжать захватывать новые участки земли на полуострове. «Пока в Крыму процветает коррупция в земельной сфере, самозахваты земли являются оправданной мерой для отстаивания крымскими татарами своих прав, — заявил Джемилев, по сути, призвав таким образом своих соотечественников нарушать Уголовный кодекс Украины — государства, которое платит ему, Джемилеву, очень немаленькую заработную плату за то, чтобы он работал на его благо.
Правда, Джемилев оговорился, что, дескать, меджлис поддерживает далеко не все самозахваты, а только те, которые проходят с его ведома. В общем, захватывайте, люди добрые, землю и дальше, но только под нашей «крышей», а не под «крышей» «полевых командиров». Кроме «полевых командиров», Джемилева давно беспокоит деятельность в Крыму зарубежных мусульманских миссионеров, отбивающих паству у подконтрольного меджлису муфтията. По мнению Мустафы, религиозные «сектанты начали создавать довольно значительные проблемы». «Они ведут массированную пропаганду против меджлиса крымскотатарского народа и местных меджлисов, называя их, как правило, «неверными» и прочими эпитетами, запугивают людей...» — заявил Джемилев.
Не исключено, что, именно опасаясь усиления «полевых командиров» и «сектантов», Мустафа и решил остаться на посту председателя меджлиса. Если в августе 2008 года он все-таки действительно решит уйти, это, несомненно, изменит расклад сил внутри крымскотатарского движения. На беглый, поверхностный взгляд существует как минимум три варианта развития событий «после Джемилева». Вариант первый: место Джемилева занимает Чубаров, меджлис продолжает вести прежнюю, условно «умеренную», линию, и сдерживает таких радикалов, как король самозахватов Даниал Аметов или Надир Бекиров. Вариант второй: меджлис раскалывается на две части — проджемилевскую и радикальную. И наконец, вариант третий: радикалы побеждают, и ситуация в Крыму обостряется еще больше со всеми вытекающими отсюда последствиями — и для спокойствия на полуострове, и для инвестиционного климата, и для развития курортной инфраструктуры, и т.д. и т.п.
Это я не к тому, что Джемилев — хороший. Однако на смену ему может прийти кто-нибудь из тех, кто возглавит тот самый «разгул дикого шовинизма» — отнюдь не русского...
Александр МАЩЕНКО
ДЖЕМИЛЕВ ОСТАЛСЯ, КУРУЛТАЙ СОСТОЯЛСЯ
(Газета «Голос Крыма» от 14 декабря 2007 года)
7 декабря в здании Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра состоялось открытие I сессии V Курултая крымскотатарского народа.
В преддверии начала работы съезда председатель Центральной избирательной комиссии по выборам делегатов V Курултая А. Чийгоз рассказал о ходе выборов, в результате которых по пропорциональной системе было избрано 200, по мажоритарной системе — 50 делегатов.
Работа V Курултая началась с исполнения гимна крымскотатарского народа, государственного гимна Украины. Муфтий мусульман Крыма аджи Эмирали Аблаев произнес молебен и краткое напутствие делегатам и гостям съезда. Затем делегаты избрали рабочие органы V Курултая: президиум, секретариат, редакционную, мандатную комиссии.
В отчетном докладе депутат ВР Украины М. Джемилев обратил внимание делегатов на многочисленные неразрешенные проблемы, задачи вновь избранного Милли Меджлиса, а также местных органов национального самоуправления.
Затем почетные гости, представляющие крымскотатарские диаспоры за рубежом — Джелял Ичтен (г. Стамбул, Турция), Бурхан Сахал (г. Эски-Шехир, Турция), профессор Кыяседдин Кутен (г. Бухарест, Румыния), приветствовали делегатов Курултая. Были зачитаны приветствия Постоянного представителя президента Украины в Крыму В. Хоменко, председателя исполкома Всемирного конгресса татар Р. Закирова (г. Казань), профессора С. Червонной и С. Хазбиевича, Мубедина Бату Алтана (США), послов Германии и Турции в Украине.
Выступив с докладом об общественно-политической обстановке в Украине и Крыму, Р. Чубаров подчеркнул, что, несмотря на затяжной кризис в парламенте Украины, два крымскотатарских депутата предпринимали все для выполнения Государственной программы по обустройству депортированных, шли на конструктивные шаги в работе с правительством. Между тем в Крыму власть фактически не только самоустранилась от решения проблем обустройства крымских татар, более того, разжигает конфронтацию путем тотального разбазаривания земли, в том числе непосредственно в прибрежной , зоне, чинит произвол, погромы, отказывает в выделении участка под строительство соборной мечети в Симферополе. Докладчик также указал круг задач, которые, по его мнению, должны быть осуществлены в следующем году. До марта 2008 г. провести отчетно-выборные собрания местных меджлисов, перед которыми поставить детальный перечень задач: строительство или открытие дошкольных учреждений, школ с родным языком обучения, возрождение и развитие на местах традиционной крымскотатарской культуры.
Депутат ВР АРК, член фракции «Курултай — Рух» Л. Пилунский напомнил делегатам, что десять лет тому назад, в 1997 г., был подписан договор между Меджлисом и Народным Рухом Украины, которому следуют и поныне.
Председатель Республиканской ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» С. Каджаметова, обратила внимание, что ныне в самом сложном положении находится образование на родном языке. Крымскотатарский язык стремительно исчезает из обихода. Она просила делегатов не оставлять на бумаге решения IV Курултая, принявшего концепцию образования на родном языке.
Муфтий мусульман Крыма аджи Эмирали-эфенди отметил катастрофическую нехватку квалифицированных кадров в деле возрождения мусульманской религии на полуострове, противодействие властей, серьезные проблемы, возникшие в религиозной сфере в последние годы.
После выступлений Н. Джелилова, Э. Авамилевой, А. Чийгоза и др. к делегатам обратился М. Джемилев с предложением не выдвигать его кандидатуру на пост председателя Меджлиса крымскотатарского народа, а выбрать нового, мотивируя свое решение тем, что он возглавлял Милли Меджлис три срока, с 1991 года, в течение шестнадцати лет. Работа в ВР Украины отнимает очень много времени, но вместе с тем он останется в Меджлисе и при необходимости окажет помощь и будет также активно участвовать в принятии решений и претворять их в жизнь.
В состоявшихся затем прениях делегаты и гости Курултая разделились на два лагеря — сторонников (Р. Куртиев, А. Сеитмуратова, Р. Чубаров и др.) и противников (С. Усеинов, Дж. Ичтен, Р. Ильясов, 3. Асанова, И. Умеров и др.) самоотвода.
В завершение первого дня работы Курултая была избрана счетная комиссия для подготовки и проведения тайных голосований при избрании нового председателя и нового состава Меджлиса.
8 декабря глава миссии ПРИК ООН в Крыму С. Грауман в своей приветственной речи к делегатам I сессии V Курултая отметил все возрастающую миграцию населения в мире. Мирное возвращение народа на родину из мест депортации — заслуга как национального движения, так и всех жителей полуострова. Еще многое предстоит сделать, а ООН в течение 12 лет оказывает помощь вернувшимся в создании инфраструктуры, доступа к воде, обустройстве. При финансовой помощи правительств Канады, Швеции, Швейцарии и ЕС ПРИК ООН продолжит работу в Крыму до 2010 года.
В свою очередь представительный орган крымскотатарского народа обратился с просьбой открыть филиал и возобновить работу миссии ОБСЕ в Крыму. Цель — быть максимально открытыми мировому сообществу с надеждой на его экономическую помощь.
С приветственным словом к депутатам обратился почетный гость Курултая Ю. Белуха, оказавший огромное содействие нашему народу в открытии школ с родным языком обучения, КИПУ, принятии гражданства Украины.
Затем председатель редакционной комиссии Б. Мамутов рассказал о поступивших в комиссию проектах документов о внесении изменений и дополнений в регламент Курултая, Положение о Меджлисе, Положение о Ревизионной комиссии, Положение о выборах делегатов Курултая, Положение о статусе делегата Курултая.
Делегаты приняли решение о рассмотрении проектов документов на II сессии V Курултая и продолжили начатое накануне обсуждение выборов председателя Меджлиса крымскотатарского народа.
Не изменив своего решения, М. Джемилев взял самоотвод, предложив избрать председателем Меджлиса Р. Чубарова.
После прений делегаты приняли поправку к регламенту — обсуждать самоотводы и принимать по ним решения при избрании председателя Меджлиса.
В результате на пост председателя Меджлиса было выдвинуто три кандидатуры: М. Джемилев, Р. Чубаров, Р. Ильясов. По итогам тайного голосования председателем Меджлиса крымскотатарского народа был избран М. Джемилев.
Затем делегаты, приступив к процедуре выборов Меджлиса, выдвинули 66 кандидатур (по кандидатуре Энвера Абдураимова был дан отвод). По итогам тайного голосования в состав Меджлиса крымскотатарского народа были избраны 32 делегата, набравшие наибольший рейтинг.
В этот же день депутат ВР Украины В. Коваль, приехав из Киева, зачитал приветствие председателя Народного Руха Украины к делегатам Курултая и поздравил с десятилетним юбилеем договора о сотрудничестве между Народным Рухом Украины и Курултаем крымскотатарского народа.
В завершение второго дня работы делегаты тайным голосованием избрали также состав Ревизионной комиссии Курултая крымскотатарского народа.
9 декабря, третий день работы, был посвящен, в основном, обсуждению и принятию документов и решений Курултая по наиболее злободневным проблемам:
— проведение в январе — мае 2008 г. отчетно-выборных конференций местных меджлисов;
— проведение II сессии V Курултая в октябре 2008 г.;
— созыв и проведение в 2008 г. совместно с диаспорами всемирного конгресса крымских татар;
— создание мобильного подразделения самообороны из числа добровольцев в связи с нападениями казачьих, других коммерческих структур и избиениями крымских татар (Азизлер, ул. Балаклавская и др.);
— создание рабочей группы по изучению и редактированию проектов документов о внесении изменений в регламент Курултая, Положение о Меджлисе, Положение о Ревизионной комиссии Курултая, Положение о выборах делегатов Курултая, Положение о статусе делегата Курултая крымскотатарского народа.
В завершение работы Курултая по предложению М. Джемилева делегаты избрали Р. Чубарова заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа.
Ибраим АБДУЛЛАЕВ
ВЫСТУПЛЕНИЕ М.ДЖЕМИЛЕВА НА 1-ой СЕССИИ 5-го КУРУЛТАЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА
(Газета «Голос Крыма» от 14 декабря 2007 года)
Уважаемые делегаты 5-го Курултая крымскотатарского народа, уважаемые ветераны крымскотатарского Национального движения, уважаемые гости! Нынешняя наша сессия проходит в преддверии 90-летия Первого Курултая нашего народа. Как известно, впервые после падения Крымского ханства и завоевания нашей территории соседней Российской империей наши соотечественники, воспользовавшись падением царского режима, избрали свой представительный орган – Курултай и 8 декабря 1917 года открыли первую его сессию.
На этом Курултае была принята первая национальная конституция, избрано крымскотатарское правительство, обсуждались вопросы мирного сосуществования и сотрудничества всех населяющих Крым национальностей, провозглашена Крымская народная республика. Но вопрос окончательного устройства республики был оставлен на рассмотрение Всекрымского учредительного собрания, куда должны были входить демократически избранные представители всех национальностей.
Первый председатель правительства Крымской Народной Республики Нуман Челебиджихан сравнивал проживающие в Крыму различные национальности с цветами, которые составят красивый букет. Лидеры крымскотатарского народа исходили из того, что наконец-то почти с полутора вековой оккупацией Крыма российской военщиной и можно будет строить в Крыму свободное демократическое государство, где в дружбе и согласии будут проживать все национальности. Они, конечно, не могли предвидеть, что очень скоро предстоит еще более жестокая большевистская оккупация и один из основателей 1-го Курултая Нуман Челебиджихан всего через несколько месяцев будет схвачен и расстрелян пьяными большевистскими матросами Черноморского флота, затем последует страшный голод, который унесет жизни значительной части населения, расстрел крымскотатарской интеллигенции и что в том числе будут расстреляны или отправлены в истребительные лагеря большинство самих делегатов Первого Курултая. Не могли они предвидеть и предстоящую через два с половиной десятилетия депортацию всего народа и что следующим поколениям крымских татар многие годы придется вести борьбу за возвращение на свою родину.
Работа по созыву Второго Курултая крымскотатарского народа, как известно, началась с 1990 года, то есть через год после образования в мае 1989 года Организации Крымскотатарского Национального Движения (ОКНД), объединившего основные силы нашего Национального движения. Целесообразность и необходимость возрождения Курултая были очевидны почти для всех, поэтому эта идея нашла поддержку всего крымскотатарского народа, за исключением небольшой ультра марксистской группировки в нашем Национальном движении, которая называла себя «НДКТ». Избрание Курултая и открытие его первой сессии 26 июня 1991 года способствовало еще большей консолидации народа, ибо делегаты Курултая избирались непосредственно самим народом и посему Курултай становился его единым высшим представительным органом. Власти уже не могли подбирать по своему вкусу или создавать из числа крымских татар различные политические группы и объявлять их истинными выразителями интересов и воли народа в противовес нашему Национальному движению, а остальных объявлять экстремистами и прочими деструктивными элементами. Избрание на Курултае Меджлиса крымскотатарского народа, который является постоянно действующим высшим представительным органом нации на период между сессиями Курултая, а также создание сети местных и региональных меджлисов в во всех регионах и населенных пунктах Крыма, где проживают наши соотечественники, позволило нам создать стройную демократическую систему национального самоуправления. Вне всякого сомнения, что построенная нами система самоуправления давала возможность более эффективно отстаивать права наших соотечественников и решать их проблемы. Безусловно также и то, что создание этой системы способствовало укреплению стабильности на полуострове, предотвращению и ослаблению многих конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе.
Разумеется, нерешенных политико-правовых, культурных и социальных проблем нашего народа еще очень много. Еще многие тысячи наших соотечественников лишены возможности вернуться к себе на родину из мест депортации. Для решения всех наших проблем потребуются усилия всего нашего народа и в первую очередь, дальнейшего укрепления, усиления и совершенствования наших органов национального самоуправления. Сразу же после избрания на этой сессии Курултая нового состава Меджлиса крымскотатарского народа и его нового председателя необходимо будет приступить к перевыборам всех местных и региональных меджлисов. Очень важно, чтобы выборы эти были демократичными, прозрачными и с максимальным участием наших соотечественников. Только в этом случае эти органы будут пользоваться доверием нашего народа.
В плане решения политико-правовых проблем крымскотатарского народа необходимо будет в первую очередь добиться повторного рассмотрения и принятия Верховной Радой Украины Закона о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку, а также законов «О статусе крымскотатарского народа в Украине» и о восстановлении исторической топонимики Крыма.
Главное юридическое управление ВР Украины пока не дает рекомендации на принятие закона о статусе крымскотатарского народа в Украине и возражает в первую очередь против самого наименования предоставленного нами законопроекта, исходя из того, что если говорить о статусе крымскотатарского народа, то может поставлен вопрос о принятии отдельных законов о статусе всех населяющих Украину этносов. Ссылаться на статью 11 Конституции Украины, где говорится об обязанностях государства по обеспечению прав и содействию развития коренных народов, или недавно принятую ООН Декларацию о правах коренных народов пока бессмысленно, поскольку еще не принята концепция, где было бы четко обозначено, какие этносы являются национальными меньшинствами и какие – коренными народами Украины. Поэтому, возможно, придется изменить наименования законопроекта, но оставить основное его содержание. Проект Концепции о национальной политике несколько лет назад был подготовлен Р.Чубаровым, но он еще парламентом Украины не принят и трудно прогнозировать когда он будут принят, поскольку сама постановка вопроса о правах о коренных народах вызывает сопротивление известных политических сил. Одновременно нашим депутатам в ВР АРК следует добиваться внесения соответствующих изменений в ныне действующую конституцию автономии с тем, чтобы статус крымскотатарского языка на территории Крыма был приравнен к статусу украинского и русского языков, то есть добиваться соответствующих изменений в статьи 11, 12 и 13, где говорится функционировании языков на территории автономии.
Самой большой проблемой является сохранение нашими соотечественниками своей национальной идентичности, одним из базовых элементов которого является родной язык. Если мы не сможем построить систему образования на родном языке и охватить этим образованием всех своих детей, то нацию ожидает ассимиляция и растворение в русскоязычной среде. Если это произойдет, то тогда все наши устремления по восстановлению наших национальных прав, национально-территориальной автономии, исторической топонимики и прочее, становятся бессмысленными. Также окажется, что мы напрасно многие десятилетия боролись за возвращение на родину, ибо ассимилироваться мы могли успешно и на местах ссылки.
Поэтому все усилия Меджлиса крымскотатарского народа и местных органов национального самоуправления должны быть направлены в первую очередь на создание и укрепление системы образования на родном языке на основе принятой еще в 1991 году на 2-м Курултае крымскотатарского народа латинской графики.
На прошлой сессии Курултая мы утвердили разработанную нашими специалистами Концепцию образования на крымскотатарском языке в АРК. Необходимо, чтобы эта концепция была утверждена ВР АРК и введена в действие. Возможно, эта концепция далека от совершенства, возможно необходимо в эту концепцию внести какие-то изменения и дополнения, но введение её в действие ничуть не помешает нам в дальнейшем вносить в неё новые поправки.
Несомненно, большая роль в сохранении и развитии языка средства информации на родном языке, в первую очередь телевидения и радио. Мы очень благодарны Исе Кайбуллаеву, Рефату Чубарову и Шевкету Меметову и другим нашим соотечественникам за их усилия в этом направлении. Но открытые ими радиостанция “Мейдан” и телеканал АТВ не смогут долго существовать, если не будет этим средствам информации оказана всенародная поддержка.
Серьезную опасность для единства нашего народа, если не предпринимать соответствующих мер, могут представлять различные религиозные сектанты из числа наших соотечественников. Уже сейчас эти сектанты начали создавать довольно значительные проблемы. Их заявления о том, что только они являются действительными мусульманами, а все остальные, не придерживающиеся их идеологии, являются неверными, или же о том, что демократические выборы являются выдумкой неверных и, соответственно, их призывы не участвовать ни на каких выборах, их проповеди о том, что мусульмане не должны считаться с законами в тех странах, где правителями являются не мусульмане, отказываться от государственных паспортов «неверных», объявления о том, что Меджлис крымскотатарского народа и даже Муфтият мусульман Крыма являются структурами «неверных» и призывы выступать против решений этих органов, попытки с помощью руководства Комитета по делам религий при Совете министров АРК создать параллельный Муфтият, их своеобразные и дремуче невежественные толкования священного Корана, отрицание национальностей и призывы бороться за создание некоего мифического исламского халифата, где единым языком общения должен быть арабский, непризнание ими национального флага и гимна, их агрессивность, лживость в сочетании с напускной набожностью, демонстративными молебствиями в людных местах и неуместных обстоятельствах, словом, все их действия направлены против единства нашего народа, на провоцирование конфликтов между людьми, противодействие восстановлению наших законных прав и решению наших насущных проблем, на дискредитацию нашей священной религии – Ислама. Поэтому органы национального самоуправления должны предпринимать активные меры по нейтрализации их пагубной деятельности, ограждению наших людей и в первую очередь нашей молодежи от влияния этих сектантов. Они должны оказывать активное содействие укреплению позиций демократически избираемого Муфтията мусульман Крыма, не допускать, чтобы в наших мечетях какие-то позиции занимали представители этих сектантов. И если окажется, что в каких-то мечетях сил Муфтията недостаточно, чтобы противостоять этим сектантам, то такие мечети должны немедленно переходить под контроль региональных меджлисов.
Одной из наиболее сложных проблем остается и будет оставаться еще продолжительное время проблема обеспечения справедливости в наделении землей наших соотечественников, как для строительства жилья, так и для трудовой деятельности. Поскольку пока не видно перспектив уменьшения коррупции во всех сферах власти в стране и особенно в автономии, а земля является материальной ценностью, то чиновники и депутаты всех уровней решения о выделении земельных участков будут и в дальнейшем предпочитать выносить в первую очередь через подставных лиц себе и своим близким, высокопоставленным начальникам или за взятки и «откаты» различным коммерческим структурам, нежели бесплатно простым труженикам.
Разумеется, необходимо будет предпринимать эффективные меры по борьбе с этим злом, но, похоже, что пока будет покончено с коррупцией в земельном вопросе свободной земли не останется вообще. Поэтому мы вынуждены констатировать, что самовольное занятие нашими соотечественниками земель пустующих или выделенных явно незаконно различным чиновникам, самим депутатам или коммерческим структурам, остается пока вполне оправданным средством по некоторой защите своих прав в земельном вопросе. Однако это вовсе не означает, что Меджлис должен поддерживать исключительно все самозахваты.
Самовольное занятие может быть оправдано только в том случае, если были предварительные заявления соотечественников, имеющих право на получение земельных участков, в соответствующие властные инстанции и получен явно немотивированный отказ, а также когда имеются достоверные сведения о том, что истребуемая земля, как следствие дискриминации крымских татар или коррупции, передается иным лицам или коммерческим структурам. Решения о самовольном занятии земельных участков должны быть обязательно согласованы с местными и региональными меджлисами, которые лучше чем кто-либо осведомлены с ситуацией в земельном вопросе в их районах и поселках. Эти же органы местного национального самоуправления должны, после тщательной проверки представленной претендентами на получение земельных участков документации, утверждать окончательные списки соотечественников на получение земли. Такие меры в какой-то мере предотвратят различные спекуляции в прессе о том, что якобы самозахватами занимаются люди, которые не имеют прав на получение земельных участков, но желают просто на этом заработать. Одновременно следует тщательно проверять все поступающие сведения о каких-либо нечистоплотных махинациях с землей со стороны наших соотечественников и в случае подтверждения незамедлительно изгонять таковых из самовольно занятых земельных участков.
Вызывает озабоченность и то, что на многих самостроях в последнее время усилилось влияние разного рода сектантов, а на некоторых самостроях они даже являются руководителями и так называемыми «полевыми командирами». Они дают занятым и застроенными времянками участкам какие-то арабские наименования, произвольно исключают фамилии людей, которым, по их мнению, не следует выдавать земельные участки и так же произвольно вводят иных лиц, облагают людей необоснованными денежными поборами, причем, зачастую лживо мотивируя тем, что значительная часть собранных средств якобы передается Меджлису. Они часто проводят различные не согласованные с региональными меджлисами акции, которые в большинстве случаев не только не способствуют решению земельных проблем соотечественников, но даже и наносят существенный вред. Одновременно они ведут массированную пропаганду против Меджлиса крымскотатарского народа и местных меджлисов, называя их, как правило «неверными» и прочими эпитетами, запугивают людей тем, что если они будут руководствоваться в своих действиях решениями Меджлиса, то не получат земельные участки.
Полагаю, что региональные меджлисы должны в кратчайшее время провести тщательную проверку положения на самостроях в своих районах и нейтрализовать деятельность этих провокаторов. Следует повсеместно уведомить соотечественников, что списки на получение земельных участков будут утверждаться вовсе не этими сектантами и «полевыми командирами», а лишь после тщательной проверки собранной документации региональными меджлисами.
Последние события в Крыму свидетельствуют о том, что существующая сегодня на полуострове довольно хрупкая стабильность находится под серьезной угрозой. И если со стороны органов власти, в первую очередь со стороны Киева, не будут предприняты необходимые меры против разгула дикого русского шовинизма в Крыму, то мы стоим перед реальной угрозой кровопролитных столкновений.
Напомню о некоторые события последнего времени.
Летом прошлого года в Бахчисарае организовываются два крупных нападения на крымских татар, добивающихся ликвидации рынка с территории, где имеются захоронения видных деятелей крымскотатарского народа. Нападения с участием так называемых «казаков», бритоголовых бандитов, свезенных в Бахчисарай из различных частей Крыма, сопровождаются выкрикиванием лозунгов «Бей татар!», «Татар – в Монголию!», «Татары – вон из Крыма!» организовываются так называемым «Русским блоком» во главе с депутатом ВР АРК О.Родивиловым. Несколько человек получают серьезные ранения, разбиваются десятки автомобилей, в том числе работников прессы. Правоохранительным органам переданы все видеозаписи, где отчетливо видны действия каждого из участников нападения, в том числе О.Родивилова. Возбуждается уголовное дело по факту нападения и начинается видимость следствия. Прошло уже более года, но ни один из участников и организаторов нападения не привлечен к ответственности. Более того, этими органами делаются попытки обвинить самих крымских татар. Можно себе представить, как бы себя вели эти самые правоохранительные органы, если бы нападавшими были крымские татары. Такое поведение органов можно расценивать только как потворство дальнейшим беззакониям шовинистов.
В начале июля этого года Симферопольский городской совет по инициативе «Русского блока» выносит решение об установлении в центре города памятника российской императрице Екатерине II, хотя прекрасно понимают, что это может вызвать межнациональную рознь, поскольку с именем этой блудной царицы связана трагедия нашего народа. Для силового обеспечения установки камня памятного камня на месте, где предполагается сооружать памятник, в Симферополь привозятся несколько тысяч «казаков», прибывших в Крым на свой какой-то съезд из России, Белоруссии и некоторых восточных областей Украины. Вместо того, чтобы предпринять какие-то меры против организаторов этой провокационной акции, МВД Украины присылает из Киева своего эмиссара, который уговаривает крымских татар, во избежание конфликтов, не препятствовать этим провокаторам в установлении памятного камня.
1 ноября организовывается нападение на самострой крымских татар Симферополе. На этот раз организатором является коммерсант, руководитель фирмы «Олви-Крым», который за деньги нанимает несколько сотен молодых людей с целью вытеснить крымских татар из земельного участка, выделенного ему властями Симферополя для строительства квартир под продажу. Напомню, что с просьбой о выделении этого участка для строительства обращались ранее и крымские татары, но им было отказано. Во сколько тысяч долларов взяток обошлось предпринимателю получение этого участка следовало бы заняться прокуратуре, но, разумеется, этим никто не занимается. Прибывшие на место стычки работники милиции с бронетранспортерами занялись только «усмирением» крымских татар. В результате опять несколько крымских татар, избитых милиционерами, оказалось в больнице. Предприниматель, который финансировал это межнациональное столкновение не привлечен к ответственности. Выходит, в этой стране не только можно вести бешенную пропаганду против какой-то национальности, но и нанимать за деньги людей для нападения на них. А милиция в лучшем случае будет только разнимать дерущихся.
Через неделю около тысячи вооруженных милиционеров подразделения «Беркут» в сопровождении трех бронетранспортеров нападают на 40-45 крымских татар на плато Ай-Петри. Формально это воинство прибыло туда якобы для выполнения постановления суда об освобождении территории площадью 125 квадратных метров, незаконно занятых крымскотатарским предпринимателем. Но разрушают они строения крымских татар на площади примерно в десять раз больше, чем указано в решении суда. Людей безжалостно избивают, в упор стреляют в них резиновыми пулями. Причем нападение опять сопровождается антитатарскими выкриками. Несколько человек получают сотрясение мозга, переломы рук и ребер, один - опасное для жизни огнестрельное пулевое ранение. Избитых людей отвозят в различные отделения милиции и 23 человека продажными судами приговариваются дополнительно к нескольким дням заключения «за сопротивление милиции». На этот раз, правда, прокуратура возбуждает уголовное дело по факту необоснованного применения милицией оружия, но руководство МВД из Киева и даже курирующий МВД вице-премьер Украины, еще не выяснив обстоятельств дела и лишь со слов руководства крымской милиции заявляют на всю страну, что милиционеры действовали в рамках закона, а во всем случившемся виновны сами крымские татары.
В течение нескольких лет мы добиваемся выделения площади для строительства центральной мечети Крыма в Симферополе. Наконец, 2 года назад выделили площадь на окраине города и далее разрешение на подготовку проектной и согласительной документации, после чего городской совет должен вынести окончательный документ, разрешающий начинать строительство. Когда все необходимые документы после преодоления многочисленных бюрократических проволочек были собраны, городской совет без каких-либо мотивов отказал в выделении этой земли под строительство мечети.
Словом, мы имеем дело с откровенным русским фашизмом, которым пронизаны снизу доверху все структуры власти автономии и который находит поддержку в высших эшелонах власти в Киеве. Поэтому прогнозировать мир и стабильность в Крыму очень трудно и крымские татары должны быть готовы к любому развитию событий.
На экстренном и последнем заседании Меджлиса крымскотатарского народа ночью 6 ноября после создания сложившейся ситуации члены Меджлиса большинством голосов выступили в поддержку проекта постановления Меджлиса, которое, в числе прочего, предусматривало объявление всеобщей национальной мобилизации, создание в противовес русскому казачеству и наемным отрядам боевиков обнаглевших бизнесменов собственные боевые формирования и т.п. Но я, как председатель Меджлиса, отказался подписывать такое решение, поскольку, на мой взгляд, это явится отклонением от принципа ненасилия, которого придерживается наше Национальное движение уже в течение полувека. Но конечное решение по этому очень важному вопросу, полагаю, должен вынести Курултая. Я полагаю, что есть достаточно много мирных и демократичных методов, которые более эффективны, чем сопряженное с кровопролитием и людскими потерями силовое противостояние. Эти меры будут разработаны и реализованы под руководством нового состава Меджлиса, который будет избранный на этой сессии Курултая. Эти меры, очевидно, будут предусматривать массовые акции по всей территории Крыма, а также усиление деятельности по привлечению широкой международной общественности, международных организаций для оказания помощи Украине в решении политико-правовых и социальных прав нашего народа.
Для содействия решению наших национальных проблем в меру возможностей необходимо привлечь и усилия нашей диаспоры. Еще много лет назад на одной из сессий Курултая мы поднимали вопрос о созыве всемирного Конгресса крымскотатарской диаспоры. Поскольку результатом этого конгресса должно было бы быть создание под эгидой Курултая постоянно действующего органа, состоящего из представителей нашей диаспоры, то главное наше затруднение в этом вопросе заключалось в определении нормы представительства из каждой страны, ибо не во всех странах, где проживают крымские татары, существуют их выборные организации. Эта проблема существует и ныне, но, несмотря на это, все же, видимо, следует созвать первый конгресс и посмотреть что из этого получится.
В заключение, я хотел бы предостеречь от некоторых антиукраинских настроений, которые появляются у части наших соотечественников при виде тех беззаконий, которые творятся против крымских татар при молчаливом согласии, а порой и содействии высоких чинов из Киева, при виде того, что парламентом страны не принимаются необходимые законы о восстановлении наших суверенных национальных прав. Напомню, что государство – это не какое-то отдельное лицо, которого можно характеризовать положительно или отрицательно. В стране есть разные политические силы, которые преследуют собственные политические цели. В той же самой Верховной Раде Украины есть немало депутатов, которые искренне стремятся помочь нашему народу, выступают авторами или соавторами законодательных актов, направленных на восстановление прав нашего народа, на скорейшее решение его культурных и социальных проблем. Но есть и ублюдки, которые даже пытаются оправдывать геноцид и депортацию нашего народа, бесстыдно и нагло делают публичные заявления о том, что мы даже должны поставить памятник Сталину за то, что он только выселил нас, а не уничтожил полностью. Но эти ублюдки одновременно являются и врагами независимого украинского государства. И наша национальная стратегия должна заключаться в том, чтобы быть всегда вместе со здоровыми силами Украины, строить вместе с ними демократическое и сильное государство, где будут в полной мере уважаться гражданские и национальные права всех граждан. Во всяком случае, мы не должны забывать, что если, не приведи Аллах, случится беда с Украиной, то эта же беда может обернуться для нашего народа более катастрофичной трагедией.
И, самое последнее. В течение большого периода лет, с момента возрождения Курултая до сегодняшнего дня, т.е. более 16-ти лет я бессменно возглавлял высший представительный орган нации – Меджлис крымскотатарского народа. Сегодня этот период кончился. Я благодарен своему народу, его законным представителям – делегатам Курултая за то, что меня многократно избирали на этот высший пост нации. Я ухожу и надеюсь, что избранный новый председатель Меджлиса будет пользоваться не меньшим доверием нашего народа, поскольку на эту должность избирают свободно и демократически избранные представители нации.
Начиная с 1991 года в членами Меджлиса крымскотатарского народа побывали 92 человека, в том числе 1 раз избирались 52 человека, дважды – 19 человек, трижды 15 человек и четырежды, то есть являлись бессменно членами Меджлиса с момента созыва Курултая в 1991 году и по настоящее время, - 6 человек. 16 человек были выведены из состава Меджлиса решением сессии Курултая в 1997 году за нарушение правил, регламентирующих деятельность наших органов национального самоуправления, но некоторые из них позднее снова были избраны в наши органы национального самоуправления, в том числе и в Меджлис крымскотатарского народа, и плодотворно работали на решение проблем своих соотечественников. Три члена Меджлиса (Мустафаев Халил, Озенбашлы Мерьем и Аблямитов Фуат) скончались, один член Меджлиса (Омеров Сервер) убит бандитами, один член Меджлиса (профессор Рефик Музаффаров) уже многие годы прикован к постели. Я благодарен всем, кто работал вместе со мной все эти годы и внес свой вклад в решение проблем нашего народа.
Я очень надеюсь, что новый состав Меджлиса и новый председатель Меджлиса, избранные на этой сессии Курултая, будут работать на благо народа во всяком случае не хуже, чем это в меру своих возможностей и способностей пытались делать мы.
Благодарю за внимание.
СОСТАВ МИЛЛИ МЕДЖЛИСА
Председатель Меджлиса крымскотатарского народа - Мустафа Джемилев
1. Аблаев Эмирали
2. Авамилева Эмине
3. Адильсеитов Рефат
4. Асаба Мустафа
5. Джелял Нариман
6. Измайлова Ресуде
7. Ильясов Ремзи
8. Каджаметова Сафуре
9. Кадыров Синавер
10. Кайбуллаев Шевкет
11. Кубединов Февзи
12. Куртсеитов Руслан
13. Куртумеров Зевджет
14. Мамутов Бекир
15. Мусаев Таир
16. Османов Кадыр
17. Салиев Сервер
18. Салманов Мустафа
19. Смедляев Заир
20. Смирнов Заур
21. Сулейманов Абмеджит
22. Табах Садых
23. Тупалов Осман
24. Умеров Ильми
25. Хайрединов Эреджеп
26. Халилов Ислям
27. Хамзин Али
28. Чегертма Ибраим
29. Чийгоз Ахтем
30. Чубаров Рефат
31. Эннанов Руслан
32. Юнусов Лемар
Члены Ревизионной Комиссии V Курултая крымскотатарского народа:
1. Асанов Куртеген — председатель
2. Теминдаров Смаил
3. Оксюз Ахмет
4. Бекирова Эмине
5. Абдуллаев Куртсеит
6. Сулейманов Талят
7. Халилов Айдер