(Газета «Крымское время» от 8 октября 1999 года)
В Крымский информационный пресс-центр IREX ProMedia зачастили гости. На этот раз пресс-конференцию собрало общественно-политическое движение «Миллет». Напомним, это движение откололось на прошлой внеочередной сессии курултая от меджлиса и даже в знак протеста с его действиями покинуло зал.
Как видим, «Миллет» не умерло и даже пытается действовать. Собрало оно журналистов ради того, чтобы объявить, что в день открытия саммита в Ялте оно проведет митинг, на котором напомнит главам государств и правительств СНГ о Бишкекских соглашениях, которые упорно не выполняются. К митингу призвал присоединиться «соотечественников» и меджлис.
Но если кто думает, что «раскольники» — это некая более либеральная организация крымских татар, тот глубоко ошибается. Цели и задачи новой организации — «Миллет» те же, что и у меджлиса, крымскотатарская государственность в виде национальной автономии. В его «Обращении», которое будет раздаваться в Ялте высоким гостям, ясно и недвусмысленно сказано: «Государственные границы расчленили народ и препятствуют восстановлению национальной целостности крымских татар». Основную цель на словах подтвердил и Ленур АРИФОВ, лидер «Миллета».
Тогда в чем же различия между новой организацией и старой? Насколько стало понятно из объяснений — только в том, что «новые» не согласны с насаждением «авторитарного режима, впервые проявившегося на прошлой сессии курултая и закрепившегося на последней». «Миллет» не согласно с тем, что фактически исчезла практика тайного голосования, что на обсуждение курултая даже не выносились вопросы ротации членов меджлиса и доверия к председателю, что отныне руководителем меджлиса может стать человек, уже два срока побывший в этой должности. Не сходятся мнения лидеров новой и старой организаций и по поводу того, что корреспондент «КВ» не был допущен на курултай: «Это ограничение свободы слова, свободы информации»...
В самом конце пресс-конференции Ленур Арифов все же был вынужден прилюдно признаться: «Это давление одного человека, и оно усиливается». Имя Мустафы Джемилева произнести он так и не рискнул, но это и так всем было понятно.
Нам остается только констатировать, что до сих пор в среде крымских татар не появилось силы истинно демократической, ставящей интересы человека выше интересов нации. А значит, до цивилизации, в которой доминирует понятие прав человека, а не прав нации, нам всем еще далеко…
Наталья ГАВРИЛЕВА