(Газета «Крымское время» от 5 июня 1998 года)
Эреджеп Хайрединов вновь избран председателем Организации крымскотатарского национального движения (ОКНД) на прошедшем в субботу уже VI съезде этой структуры. Кроме того, делегаты съезда сформировали новый состав Центрального совета ОКНД и ревизионной комиссии. Собравшиеся приняли резолюцию, в которой выражается призыв ко всем общественно-политическим организациям придерживаться Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, не признавать крымскую автономию в ее нынешнем статусе и добиваться выделения квоты в парламенте Крыма не менее 33 процентов от общего числа депутатов.
На съезде выступил председатель меджлиса Мустафа Джемилев с резкой критикой ОКНД, которую он, кстати, некогда возглавлял. По его словам, ОКНД мешает меджлису, чем наносит вред всем крымским татарам, возможно, целесообразнее было бы вообще распустить организацию.
О возможном самороспуск говорили и некоторые делегаты. Однако большинство членов организации надеются на возвращение былого авторитета ОКНД и на ее ликвидацию не согласны.
Как известно, ОКНД — одна из наиболее радикальных структур в крымскотатарской политической среде, и именно эта организация в свое время стала «родителем» курултая-меджлиса. В последние же годы отношения между ОКНД и меджлисом сильно испортились, хотя обе организации ставят перед собой одну и ту же стратегическую цель: «признание Украиной и мировым сообществом статуса крымскотатарского народа как правосубъекта и правопреемника национальной государственности Крыма». Наиболее сильным толчком к конфронтации стали сведения о расхищении бюджетных средств, выделяемых на обустройство депортированных. Как выяснилось, к этому были причастны некоторые деятели меджлиса и близкие к ним люди.
Делегаты съезда заседали до позднего вечера и среди прочих документов обсудили предложенную Решатом Аблаевым резолюцию, в которой говорится, что в работе меджлиса наметились отступления от демократических норм, а его председатель, то бишь Мустафа Джемилев, злоупотребляет своим влиянием и тем самым усугубляет кризис в национальном движении. Правда, дальше обсуждений этой резолюции дело не зашло и съезд ее не утвердил. Похоже, что делегаты просто не решились в открытую выступить против Мустафы Джемилева, сконцентрировавшего в своих руках множество рычагов влияния, в том числе и финансовых.
Соб. инф.