(Газета «Крымские известия» от 18 августа 1993 года)
Состоялась пресс-конференция Организации крымскотатарского Национального движения (ОКНД).
На вопросы представителей средств массовой информации ответили председатель ОКНД Э. Хайрединов, члены Центрального совета Ш. Кайбулаев, Э. Умеров. Поскольку это была первая пресс-конференция, проводимая ОКНД в Крыму, Э. Хайрединов познакомил собравшихся со структурой организации, с ее основными программными целями и задачами.
В частности, главной целью деятельности организации крымскотатарского Национального движения является возвращение: и обустройство крымскотатарского народа на своей исторической родине, восстановление его национальной государственности. Основные направления деятельности ОКНД: содействие скорейшему возвращению и обустройству людей; создание в Крыму политико-правовой системы, обеспечивающей реализацию крымскотатарским народом права на самоопределение и гарантирующей защиту прав и свобод человека; восстановление, сохранение и развитие культурных и духовных ценностей крымских татар; поддержка мер по утверждению эффективной рыночной экономики, направленной на полное удовлетворение интересов жителей Крыма, их социальную защиту, сохранность природы Крыма и сбережение его природных ресурсов. ОКНД осуществляет свою деятельность в рамках международно-правовых актов о правах человека и народов, Конституции Украины.
Как и можно было предположить, на пресс-конференции возникло много вопросов по раскрытию сути программного положения о восстановлении национальной государственности, формам и методам ее осуществления.
Как известно из истории, национальная государственность, если таковой считать управление Крымом крымскими татарами, существовала в 13 — 18 веках во время правления династии Гиреев. За восстановление ли ханства ОКНД? Как выяснилось, нет. Так о какой же государственности, которую надо восстанавливать, идет речь? Была ли после правления династии Гиреев такая государственность, которую хотела бы восстановить ОКНД? Тоже нет. В советской истории были периоды, когда, во исполнение проводимой в то время национальной политики, представители крымских татар принимали деятельное участие в работе законодательных и исполнительных органов власти, как в республиканском аппарате Крымской АССР, так и на местах. В частности, в КрымЦИКе Крымской автономной социалистической республики, состоявшем из пятидесяти человек, восемнадцать мест было предоставлено крымским татарам, или 36 процентов. В состав Совнаркома, состоящего из 15 человек, входили три крымских татарина, или 20 процентов. Такая форма участия в управлении республикой удовлетворяла национальные интересы крымских татар, способствовала сохранению и развитию языка, культуры, литературы.
Судя по высказыванию на пресс-конференции, руководство ОКНД стремится именно к аналогичному участию в представительных органах республики. Такова позиция и меджлиса, который выступает за предоставление квот и гарантий в избирательной кампании, за создание двухпалатного парламента.
В таком случае ОКНД, очевидно, логичнее вести речь о создании представительных органов с участием крымских татар, а не декларировать восстановление непонятно какой национальной государственности, пугая тем самым и отталкивая от себя не только рядовое население других национальностей, но и партии, и движения, с которыми ОКНД могла бы объединиться в блок во время предвыборной кампании и дальнейшей деятельности, ибо конечные цели тех и других — процветание Крыма и улучшение благосостояния его граждан — интернациональны и полностью совпадают.
На пресс-конференции также были обсуждены вопросы взаимодействия ОКНД с властями, другими партиями и движениями. В конце пресс-конференции руководители ОКНД просили заверить читателей «Крымских известий», что у них не имеется каких-либо воинских, к тому же вооруженных формирований, что их программная цель — политические методы борьбы за власть.
Н. СУХАЧЕВА