СРЕДСТВА БЮДЖЕТА — ПОД КОНТРОЛЕМ

(Газета «Крымские известия» от 19 мая 2009 года)

На очередном заседании коллегии Счетной палаты Верховной Рады Автономной Республики Крым были рассмотрены результаты контрольных мероприятий по вопросам использования бюджетных средств Республиканским комитетом АРК по физической культуре и спорту и учреждениями, входящими в сферу его управления, Министерством курортов и туризма, проверки финансово-хозяйственной деятельности республиканского предприятия «Киновидеопрокат». В работе коллегии приняли участие председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике И. Лукашев, председатель Рескомитета по физической культуре и спорту П. Кащавцев, первый заместитель министра финансов АРК Е. Кулинич, руководители подведомственных учреждений.

Спортивная база автономии — это 53 стадиона, 1759 спортивных сооружений, в том числе 109 теннисных кортов, 419 футбольных полей, 647 спортивных залов, 26 плавательных бассейнов, 220 стрелковых тиров, 572 помещения для физкультурно-оздоровительных занятий (293 — с тренажерным оборудованием).

Наличие такой базы позволяет ежегодно проводить до 1500 спортивно-массовых мероприятий (всеукраинского и международного уровня — около 250, республиканских — 1250).

Организацией и проведением тренировок и занятий, подготовкой спортсменов к соревнованиям, согласно лицензиям, занимаются 43 субъекта предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

По состоянию на 1 января нынешнего года в автономии функционируют Крымское высшее училище олимпийского резерва, Республиканская школа высшего спортивного мастерства, 55 спортивных школ, в том числе 8 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, в которых занимаются 23203 человека. В ДЮСШ и СДЮШОР работают 252 отделения, культивирующие 28 олимпийских и 18 не олимпийских видов спорта.

На реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта в 2007 году за счет средств общего фонда бюджета АРК выделено 20 млн грн, в 2008-м — 27,1 млн грн, в том числе на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований — 2,4 и 2,6 млн грн соответственно. За счет средств Государственного бюджета Украины осуществлены организация и проведение мероприятий общегосударственного и международного уровня: в 2007 году — на 8,9 млн грн, в 2008 году — 11,2 млн грн.

При этом расходы общего фонда бюджета АРК на финансирование учреждений физической культуры и спорта утверждены в среднем в размере 60% от исчисленной потребности. Из бюджета автономии в основном оплачивались текущие расходы на заработную плату с начислениями и коммунальные услуги, доля которых составляет около 80% всех расходов. Доля расходов на капитальные вложения колеблется от одного до 3—4%.

Из-за отсутствия средств на капитальные расходы в 2007—2008 годах для большинства спортивных учебных учреждений приобретают особую остроту проблемы покупки спортивного инвентаря, а также проведения ремонтно-восстановительных работ и реконструкции сооружений.

В охваченный проверкой период Республиканский комитет АРК по физической культуре и спорту не в полной мере выполнял возложенные на него задачи в части реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, что привело к отдельным недостаткам и нарушениям действующего законодательства Украины — как со стороны комитета, так и со стороны учреждений и организаций, входящих в сферу его управления.

Так, Рескомспорта не исполняются в полном объеме полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части обеспечения внутреннего контроля за полнотой поступлений доходов, полученных распорядителями бюджетных средств низшего уровня, целесообразности запланированных расходов, правильности их распределения в соответствии с экономической классификацией, проведения анализа эффективности использования бюджетных средств.

В нарушение постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» практически во всех подведомственных организациях при планировании и утверждении объемов доходов как по общему, так и по специальному фонду отсутствуют расчеты и экономические обоснования к сметам и планам использования бюджетных средств.

На стадии планирования расходов на заработную плату Рескомитет утверждал штатные расписания Крымскому высшему училищу олимпийского резерва без анализа, обоснований и расчетов при введении дополнительных штатных единиц, что позволило увеличить плановые расходы на заработную плату на общую сумму 293,5 тыс. грн.

Тарификационные списки Республиканской комплексной детско-юношеской спортивной школы не соответствуют предусмотренной форме и не содержат полного количества часов педагогической нагрузки по учебному плану. Таким образом, в расчет фонда оплаты труда необоснованно включено на 10—18 ставок педагогического состава больше, чем утверждено в тарификационных списках. Расчетная сумма завышения фонда оплаты труда составила 258,4 тыс. грн.

В расчет фонда оплаты труда необоснованно включены расходы на оплату работы по трудовым соглашениям на общую сумму (за 2007—2008 годы), с учетом начислений, 157,2 тыс. грн. Также незаконно начислена и выплачена заработная плата тренерам-преподавателям школы, которые не были включены в тарификационные списки, — на 105,3 тыс. грн. Излишне начислена и выплачена заработная плата в результате превышения граничного размера нагрузки тренерам-преподавателям, работающим по совместительству, — 68,2 тыс. грн; незаконно израсходовано 2,1 тыс. грн на выплату премий учащимся — за счет средств, предусмотренных на оплату труда работникам школы.

Проверкой Крымского высшего училища олимпийского резерва установлен ряд нарушений действующего законодательства в различных сферах деятельности.

Плановые расходы на продукты питания училища олимпийского резерва составляют: в 2007 году — 2 млн грн, в 2008-м — 2,5 млн грн, или 35% и 32,7% в общей сумме соответственно.

При этом поставка продуктов осуществлялась в течение года без учета сезонного изменения цен, что дало возможность руководству училища заключать договоры на приобретение продуктов питания по завышенным ценам, из-за чего потери бюджета за два месяца 2007 года и три месяца 2008-го составили 55,4 тыс. грн.

Проверкой правильности применения натуральных норм питания в училищах олимпийского резерва, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении норм питания в учебных и оздоровительных учреждениях», установлены факты превышения таких норм на одного учащегося. В результате незаконно списано продуктов на сумму 30,1 тыс. грн. Так, за сентябрь—октябрь 2007 года, с учетом нормы отходов (при ежедневном употреблении), излишне списано мяса и мясопродуктов — 1084 кг, фруктов и цитрусовых — 837,5 кг.

Из бюджетных средств, направленных на оказание услуг по организации горячего питания спортсменов во время проведения учебно-тренировочных сборов, без документов закрыты расчеты на 62,3 тыс. грн, с нарушением требований действующего законодательства закрыты расчеты по актам выполненных работ на 19,7 тыс. грн, излишне оплачено за питание отчисленных учащихся в сумме 8,2 тыс. грн.

В нарушение постановления Кабинета Министров Украины «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» училище в конце 2008-го, с целью невозвращения в бюджет не использованных в течение года ассигнований, направило бюджетные средства в сумме 284,7 тыс. грн в дебиторскую задолженность.

При проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации средства государственного бюджета, израсходованные на ремонт кровли столовой в сумме 11,3 тыс. грн, потрачены неэффективно: в декабре 2007 года ООО «Земспецпроект» выполнило работы на площади 100 м2, спустя шесть месяцев, в июле 2008 года, подрядной фирмой «Капитель Плюс» выполнен полный текущий ремонт кровли столовой площадью 405 м2, в том числе и ранее отремонтированной крыши после стихийного бедствия.

В проверяемом периоде ремонтно-строительные работы на общую сумму 925 тыс. грн в училище олимпийского резерва проведены без разрешения Государственного архитектурно-строительного контроля.

На протяжении 2007—2008 годов для проведения ремонтных работ (при отсутствии документов, подтверждающих фактический расход) списаны строительные и отделочные материалы, приобретенные училищем, в сумме 233,5 тыс. грн.

Проверкой использования бюджетных средств, направленных на содержание и учебно-тренировочную работу детско-юношеских спортивных школ, установлено, что, согласно уставным документам, школы являются внешкольными учебными заведениями физической культуры и спорта. В нарушение ст. 10 Закона Украины «О внешкольном образовании» учебно-тренировочный процесс по физкультурно-спортивному направлению в сфере внешкольного образования в них осуществлялся без проведения государственной аттестации.

Анализом использования имущества установлено, что Республиканской комплексной детско-юношеской спортивной школой и Республиканской специализированной детско-юношеской спортивно-стрелковой школой олимпийского резерва им. В. С. Клименко за счет средств бюджета АРК, предусмотренных на текущий ремонт, хозяйственным способом без каких-либо разрешительных документов самовольно велись работы по реконструкции арендованных и строительству новых зданий и сооружений.

В данном случае Республиканский комитет по физической культуре и спорту как главный распорядитель бюджетных средств не осуществлял должный контроль за соблюдением требований действующего законодательства по использованию денег, выделенных на текущее содержание подведомственных учреждений.

В проверяемом периоде за счет средств республиканского бюджета осуществлялось финансирование спортивного комбината «Локомотив», являющегося объектом государственной собственности.

Решение о передаче СК «Локомотив» из государственной собственности в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, до настоящего времени не принято.

В результате реконструкции стадиона «Локомотив» заседание государственной комиссии о приемке завершенного строительством объекта не проведено. При этом остается ряд проблем, решение которых необходимо для полноценной и безопасной эксплуатации стадиона. Не завершены работы первой очереди реконструкции комбината (лест-ницы, подпорные стены, туалет), подтрибунные помещения находятся в аварийном состоянии, требует совершенствования система полива футбольного поля.

СК «Локомотив» использует имущество, не переданное ему в установленном порядке, которое, к тому же, качественно изменилось вследствие проведенной реконструкции. Сумма вложенных в реконструкцию комбината средств только из бюджета Крыма составляет 12,4 млн грн. При этом СК «Локомотив» не имеет никаких документов по введению в эксплуатацию объекта после осуществления работ по реконструкции, стоимость основных средств — зданий и сооружений до настоящего времени не увеличена на сумму затрат на реконструкцию и не отражена в данных бухгалтерского учета.

Проверкой спортивно-оздоровительного комплекса «Плавательный бассейн «Динамо» установлено, что, согласно Положению, СОК «Плавательный бассейн «Динамо» является бюджетной организацией, входит в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым. Однако в нарушение положений Бюджетного кодекса Украины и постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения и основных требований по исполнению смет бюджетных учреждений» финансирование организации в 2007 и 2008 годах осуществлялось на основании планов использования бюджетных средств без утверждения смет.

С момента создания СОК и передачи его в собственность АРК плавательный бассейн не работает. За период с 2002-го по 2008 год за счет средств бюджета АРК на содержание учреждения израсходовано 1,4 млн грн.

Результаты проверки показали, что указанные средства использованы неэффективно, т. к. вопросы разработки проектно-сметной документации, проведения реконструкции и введения в действие плавательного бассейна не решены, а имущество Крыма, находящееся в управлении СОК, разрушается и приходит в упадок.

Следует отметить, что при передаче открытого плавательного бассейна со вспомогательными помещениями с баланса Крымской республиканской организации физкультурно-спортивного общества «Динамо» Украины на баланс спортивно-оздоровительного комплекса раздел помещений произведен без учета площадей, на которых располагалось технологическое оборудование, необходимое для эффективной эксплуатации бассейна после реконструкции. Помещения, в которых размещалось технологическое оборудование, подъездные пути и входы в здание комплекса остались в собственности и пользовании КРО ФСО «Динамо» Украины и ООО «Цитиус», что не позволяет провести реконструкцию плавательного бассейна и ввести его в эксплуатацию.

Комплекс бассейна, КРО ФСО «Динамо» Украины и ООО «Цитиус» расположены в одном строении и совместно эксплуатируют неразделимые системы коммуникаций.

Также необходимо отметить, что согласно договору аренды от 1.06.2001 г. предприятием «Динамо—Крым» во временное пользование на срок до 2020 года ООО «Цитиус» переданы помещения бывшей котельной и подвального помещения площадью 584 м2, земельный участок внутреннего двора площадью 928 м2.

Проверкой использования средств на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований, осуществляемых как из бюджета автономии, так и Государственного бюджета Украины, установлено, что фактически единственным документом, на основании которого производится оплата за выполненные работы (предоставленные услуги), является акт выполненных работ, не содержащий детальной информации о характере проделанной работы, при отсутствии любых других документов, которые действительно подтверждали бы факт расходования средств. Калькуляции стоимости оказываемых услуг также отсутствуют.

Так, за предоставление услуг, согласно заключенным договорам по проведению спортмероприятий, за счет средств госбюджета произведена оплата таким структурам, как Национальный центр паралимпийской и дефолимпийской подготовки и реабилитации инвалидов, ООО «Аристон-тур», ООО «М-Инвест», ЧП Савицкий А. Л., УСБ «Авангард» — в общей сумме 985,37 тыс. грн — только на основании актов выполненных работ общего характера.

За счет средств бюджета Крыма с допущением указанных нарушений осуществлена плата за предоставленные услуги по организации спортивных мероприятий в сумме 155,05 тыс. грн.

Анализом земельных и имущественных правоотношений Рескомспорта и учреждений, входящих в сферу его управления, установлено:

— в нарушение ст. 125, 126 Земельного кодекса Украины учреждениями физической культуры и спорта до настоящего времени не оформлены документы на право пользования земельными участками;

— не оформлены документы о праве собственности на здания и сооружения, находящиеся на балансе Рескомспорта, Крымского врачебно-физкультурного диспансера, Республиканской школы высшего спортивного мастерства, Республиканской специализированной детско-юношеской спортивно-стрелковой школы олимпийского резерва им. В. С. Клименко.

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым разработаны предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, усовершенствованию работы Республиканского комитета АРК по физической культуре и спорту.

Владимир ПОЛИЩУК,

председатель Счетной палаты Верховной Рады Крыма