Выступление председателя Постоянной комиссии мандатной, по депутатской этике, организации работы ВР АРК и СМИ Нины ПЛУЖНИКОВОЙ на депутатских слушаниях о межнациональных отношениях в Автономной Республике Крым 25 февраля 2004 г.
(Газета "Крымские известия" от 28 февраля 2004 года)
Говоря о межэтнических отношениях, нельзя не сказать о влиянии средств массовой информации на их формирование. Немалая доля ответственности за состояние межнациональных отношений в Крыму лежит на тех, кто освещает их в прессе, по радио и телевидению. Каждому журналисту и редактору известно: законами. Украины о печати и телевидении установлено, что ни печатные, ни электронные средства массовой информации нельзя использовать для разжигания расовой, национальной, религиозной розни, призывов к насилию и жестокости.
Как же соблюдаются эти требования законов в информационной сфере автономии? Совершим небольшой экскурс по названиям материалов крымских газет. Подумайте, какой след в сердце читателя оставит такой заголовок из газеты «Русский мир»: «Украинская политическая нация» — против русского национального самосознания»? Конечно же, недобрый. Этой газете вторит «Крымская правда», объявляя на первой странице одного из номеров: «Украинское государство враждебно по отношению к своим русским и русскоязычным гражданам». А вот ее передовица: «Отдадите Салгирку — проклянем, — говорят симферопольцы депутатам Верховного Совета Крыма». Наверное, кто-то так и говорил, но, может быть, об этом нужно было писать более аргументированно и без угроз.
Не отличаются корректностью и некоторые названия публикаций в газете «Крымское время». Судите сами: «В Судаке уже стреляют. Пока в воздух», «Самозахватчики сравнили власть с гестапо». Я уже не говорю о набранных гигантскими буквами заголовках из «Голоса Крыма»: «Судом линча крымских татар не запугать» (повествование о драке, помещенное под этим заголовком, пронизано эмоциональным надрывом, дополнительно подливающим масло в огонь) и «Аннексия Крыма и история русского расизма».
Или такой заголовок в этой же газете: «Теперь мы не в депортации, а в резервации». Неужели авторы материала не знают значения слова «резервация»? Нельзя же, на самом деле, рифмовать все подряд. Напоминаю: газета «Голос Крыма» является приложением к государственной газете «Голос Украины». В составе соучредителей — Верховная Рада Украины и Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции. Сегодня на слушаниях присутствует уважаемый всеми Геннадий Геннадьевич Москаль, который, я надеюсь, с пониманием отнесется к изложенным фактам и их влиянию на межнациональный мир в Крыму.
Думаю, большинство присутствующих согласится, что любовь к народу и стремление ему помочь — не в демонстрации радикализма настроений, а в стремлении к смягчению и без того непростых условий жизни, так как только в условиях мира можно сделать жизнь лучше.
Сегодня, к сожалению, у этнических средств массовой информации Крыма нет должного контакта между собой.
Единственный печатный орган «Крым — наш дом», который поставил своей целью содействие межнациональному согласию и объединению этих этнических изданий, в настоящее время не выходит. На мой взгляд, Республиканскому комитету АРК по информации необходимо активизировать работу с этническими средствами массовой информации. Чем больше свободы слова, тем более высокой должна быть ответственность средств массовой информации перед обществом. Журналисты имеют доступ к микрофону, газетной странице, а значит, практически к уму и сердцу, каждого гражданина. Поэтому зачастую их и называют «четвертой властью», которая должна быть властью мудрой, а не разрушительной. Я сейчас не говорю о журналистах, обладающих взвешенной гражданской позицией. Но ведь, к сожалению, есть группа «тружеников пера и микрофона», которые служат не истине, а исключительно перспективам личного благополучия при радикальных политиках. Я не сужу. Это дело их жизненной позиции. Но прошу всех помнить одну прекрасную заповедь, которая актуальна не только для врачей: «НЕ НАВРЕДИ!».
Словом можно возвысить, можно обидеть и даже убить, убить тот зыбкий межнациональным мир, который сегодня, к сожалению, в условиях многих нерешенных проблем, подчеркиваю, абсолютно всех национальных групп и социальных слоев населения, может быть основан только на взаимотерпимости, взаимопонимании, укреплении доверия и честности в отношениях.
Думаю, все заметили, что в последнее время все чаще на страницах газет употребляется словосочетание «коренные народы Крыма», и к коренным народам относят себя представители крымскотатарской национальности, хотя этот вопрос очень спорный, сам термин еще до конца не отрегулирован в правовом поле. Я задаю себе вопрос: а почему греки об этом не заявляют? Разве у них меньше оснований для того, чтобы назвать себя коренным народом? Когда говорят о депортированных, то только и слышно: крымские татары. А где греки, болгары? У меня отец был греком, и в 1944 году его в течение нескольких часов депортировали из Симферополя в далекий сибирский шахтерский городок Прокопьевск. Но я не вижу, чтобы греки, болгары выходили с лозунгами, с протестами. Нужно об этом задуматься. Я подсчитала, сколько же во мне течет крови какой национальности? Насчитала только то, что я знаю, оказалось — пять! И я убеждена, что во многих из нас очень много течет разной крови. Поэтому, наверное, не главное, к какой ты нации принадлежишь, а что ты собой представляешь, насколько ты можешь быть порядочным человеком, жить в мире и дружбе с другими людьми, народами.
На прием к депутатам приходят избиратели различных национальностей. Но никто не ставил вопрос, что кто-то притесняет их из-за национальности. Недавно Борис Давыдович Дейч несколько часов в Судаке вел прием избирателей. В основном это были представители крымскотатарского народа. И они поднимали вопросы водо- и теплоснабжения, трудоустройства, то есть социальные вопросы. Вот над чем нам — представителям различных национальностей, депутатам, не депутатам — всем нужно думать, как улучшить жизнь крымчан. Потому что для простого человека важно, чтобы крыша была над головой, на столе было что поесть, дети, родные были здоровы, чтобы человек был трудоустроен, получал зарплату и нормально жил. Это, думаю, самое главное.