Юрий ОСМАНОВ: В ДВИЖЕНИИ НЕ ЗАСЕДАЮТ

(Газета «Полуостров» от 7 ноября 2003 года)

Прошло десять лет как не стало Юрия Бекировича Османова - личности, сочетавшей в себе лучшие человеческие качества; пытливый ум и глубокие знания, искренность и честность, высочайшую преданность народу и. беззаветную любовь к Родине, Многогранность его таланта не знала границ, целеустремленность и колоссальная работоспособность поражали. Смыслом всей его недолгой, но чрезвычайно насыщенной жизни стала борьба за восстановление национального существования и равноправия крымскотатарского народа. Во имя счастливой, полноценной жизни народа он не пожалел собственной. В ночь с шестого на седьмое ноября 1993 г. Османов Ю. Б. был убит... 

Мне посчастливилось быть рядом с Ю. Б. Османовым последние шесть лет его жизни (1987-1993 гг.). Именно в эти годы наивысшего подъема и достижений Движения, раскрылся его талант политика, государственного и общественного деятеля, публициста, философа, педагога и наставника. Его вклад в теорию и практику национального вопроса колоссальны, Абберация близости не позволяет по достоинству оценить того, что создано его гением. Но это обязательно сделают благодарные потомки. Мысли и идеи Османова как никогда актуальны и сегодня - в период очередного поиска народом путей развития и осмысления своего места в истории и быстро меняющемся мире. В этой связи - его рассуждения о феномене Движения, его роли в истории народа помогут понять суть происходящих в обществе процессов. К сожалению, специфика газетной публикации не позволяет полностью опубликовать ответы Османова Ю. Б. на вопросы анкеты, широко распространенной в 1988 г, в регионах проживания крымских татар московскими научными центрами. Тем не менее, лучшей памятью в канун годовщины его гибели будет живой слог Османова о главных вопросах национальной жизни.

Васви АБДУРАИМОВ

Когда зародилось национальное движение крымских татар?

<...> Кровавое преступление сталинщины в 1944 году вызвало немедленное глубокое возмущение, протест и сопротивление всего народа. <...> Письма протеста пошли в Кремль уже из эшелонов. Однако как координированное в масштабах всего народа сопротивление оно началось сразу после провозглашения на XX съезде КПСС о несовместимости культа личности и его преступлений с линией партии.

Кто стоял у истоков движения?

У истоков национального движения крымских татар (НДКТ) стояло военное поколение - партизаны, подпольщики, воины-коммунисты, и тогдашняя молодежь. <...> Они выдвинулись и мужественно повели борьбу на волне всенародного энтузиазма и надежд, охвативших крымских татар весной 1956 года.

Где состоялось первое организационное заседание участников движения?

<...> В движении не заседают, НДКТ - не контора и не аппарат. Проблема обсуждалась в каждой чайхане, под каждой крышей, на каждой улице... С первых шагов НДКТ зарождалось как широкая всенародная внутренняя инициатива. Тем не менее, имело место событие, которое можно считать неким консолидирующим фактором. В 1956 г. ЦК КП Узбекистана вызвал в Ташкент со всех областей республики коммунистов - участников войны на совещание, в котором приняли участие 1-й секретарь ЦК КПУз Мухитдинов и представитель ЦК КПСС Мельников. Признавая всеобщий, принципиальный характер решений (XX съезда - ред.), они, тем не менее, объявили волю верхов – не исполнять их в отношении крымскотатарского народа. Это положило начало дальнейшему <...> штурму бастионов шовинизма.

Не можете ли Вы назвать основные этапы Вашей борьбы?

<...>1956-1964 гг. Период осмысления истории народа, анализ крупнейшей авантюры шовинизма, выработка требований, принципов и методов движения, зарождение костяка, определившего лицо движения на весь последующий период. 

<...> В стране началась оттепель, но в национальном вопросе самые прилежные антисталинисты по реакционности могли бы поспорить со Сталиным. В этом остановившемся времени темпы движения не могли быть бурными. Но именно тогда закладывался глубокий ДЕМОКРАТИЗМ движения, шло формирование ярких личностей из народных масс, в среде интеллигенции стали возрождаться императивы преданности народу, истине, высочайшей компетентности и культуры, свойственные И. Гаспринскому и его плеяде. Всех деятелей этой героической когорты отличало глубокое знание и генерирование национальной культуры. Одновременно это были люди, окончившие по2-3университета. <...> Впитав в себя высшие достижения мировой культуры - европейской, русской, Востока, дух Сорбонны и Апь-Азхара, гуманистические идеи Толстого и Гоголя, связанные с силами возрождения Поволжья, Кавказа и Туркестану, Индии и Китая, Персии и Египта, они поднимали свой народ до этих высот. <...> Выражая девиз этой когорты патриотов великий поэт и революционер Челебиджан писал: "Ант эткен мен, сёз берген мен, миллет ичюн ольмеге... "- "Клятву дал я, слово дал я, жизнь за народ отдать!" <...> И вместе с тем именно великому просветителю Востока Гапринскому принадлежат горькие слова, что у татар нет интеллигенции. Она появится потом <...>. 

- В условиях жесткого ссыльного статуса не могло не идти определенное приручение "служилой части" интеллигенции. Именно подъем национального движения остановил этот процесс. Однако закрытость для крымских татар элитных вузов в стране и за рубежом, невозможность получения престижной работы и ограничения дальнейшего роста определяют предел уровня нашей интеллигенции и сегодня. 

1957-1964 годы характерны скрытой выработкой контрмер движению и возвращению народа в Крым. 

1964-1974 гг. Движение разворачивается во всю мощь: формулирует НАКАЗ народа, формируется в инициативные группы, создает представительство в Москве. <...> Определяет качественные и количественные итоги акции геноцида: численность нации из глубины веков до наших дней (на 01. 01. 75 г. - 834. 000 человек), число погибших в спецпоселениях (46, 2% - 195. 000 чел.), количество участников борьбы с фашизмов с оружием в руках (140. 000 чел.). Раскрывает методы организации и исполнения геноцида, фальсификации истории, жестокого подавления и угнетения народа на высылке. Документы движения идут в массы <...>. 

Начиная с 1966 года, широкая волна митингов и демонстраций сотрясает высыльный край - Узбекистан. В ответ карательные органы разворачивают машину насилия и клеветы. Сотни представителей брошены за решетку в неслыханных по своему вероломству и фальши процессах. Однако репрессии только подливают масла в огонь. Движение ширится, разоблачает судилища и спешно принимаемые драконовские законы против митингов и демонстраций. Судилища взломали комплекс страха у народа и привели к дискредитации карателей. Поэтому в этой ситуации органы дальновидно поменяли тактику. На вооружение принимается испытанный метод провокаций, внедрение в Движение агентуры, стремление взять его под опеку всякого рода доброжелателей, стащить на идеологические позиции, которые бы позволили нанести ему решающий удар и разгром. 

<...> В основе антинародной политики лежало нежелание руководства партии и государства признавать существование народа, слушать и слышать его чаяния и требования... Дело дошло до объявления крымскотатарского народа несуществующим и не существовавшим никогда! В этом направлении активно работала историческая "наука" <...>. Именно в 1972 году (50-летие СССР) вышли академические сборники под ред. Чугаева, впервые заговорившие об "особом статусе Крымской АССР", о двух стандартах по отношению к разным народам. Именно на этом этапе через послушную ташкентскую профессуру <...> была выдвинута идея возведения доктрины "культурно-национальной автономии" в ранг партийной доктрины. Заговорили о том, что уничтожение крымскотатарского народа как части "общетатарской нации <...> не только не является преступлением, но является вполне допустимым и необходимым в условиях социализма" <...>. 

Наконец, рассматриваемый этап характеризуется попытками народа прорываться в Крым. К1978 году это удалось около 2500 семьям. 

1975-1987 гг. - период, характеризуемый глубоким застоем и постепенным оживлением в стране. В НДКТ - это период максимального сужения, при его неизменном качественном росте. Именно в период застоя <...> была разоблачена Мубарекская авантюра <...> дан политический, правовой и идеологический анализ Постановления ГКО от 11. 05. 44 г. 

Тогда же крымские партийно-административные круги организовали погромные банды. Вооружившись секретным Постановлением Совмина СССР № 700 от 15. 08. 78 г., они осуществили около 80 погромов-выселений и около 700 административно-уголовных расправ над крымскими татарами. Всенародным запросом крымскотатарский народ потребовал опубликовать секретное Постановление и отменить его <...>. Более 200 представителей прибыли из Крыма в Москву в поисках справедливости и законности. Они были приняты там, но затем выброшены из столицы и этапированы в Узбекистан <...>. Борьба НДКТ напоминала в этот период оборону Сталинграда - за каждый окоп, за каждый дом <...>. 

НДКТ пришло к выводу и заявило о праве народа дать бой шовинизму и на международной арене, ставить вопрос перед международными организациями и прогрессивным человечеством. 

1987 - 1989 гг. Перестройка в разгаре. В обстановке гласности в движение вливаются тысячи и тысячи новых людей. Идет активное освоение наследия движения прошлых десятилетий и ожесточенная борьба по всем линиям с наступающими силами шовинизма, поставившими цель легализовать, узаконить и канонизировать преступление сталинщины - высыльный статус, расщепление по огромной территории крымскотатарского народа и славянизацию территории Крыма <...>.

Назовите основные течения в Вашем движении и на чем основаны расхождения в их взглядах на решение проблемы?

Перед народом стоит только одна задача - восстановление национального существования. И потому в НДКТ только одно "течение". Круг вопросов, связанных с этим решением, очерчен НАКАЗОМ народа. Правда, под видом "течения" в Движение пытаются внедрить (представить как оппозицию) коммивояжеров, ратующих за доктрину "культурно-национальной автономии". Естественно, к народу и НДКТ они не имеют никакого отношения. Изнанкой этой линии является попытка поставить движение под контроль "умных людей в Москве" или других столицах. Это исходит от вырождающейся линии в среде интеллигенции. Этим объясняются попытки превратить движение в послушное орудие по выполнению инструкций центра примерно такого толка: "Организовать землячества!", "Выбросить паспорта!", "Начать забастовку", "Писать языком, понятным на Западе", "Провести референдум" еtс. Освоение опыта других народов - непреложное условие прогресса цивилизации. Однако уподоблять Движение народа шествию слепых - это задача режима, но не НДКТ и не народа. Самым разрушительным действием обладают не репрессии, не провокации спецслужб, а полувековая глухота руководства страны и всей партии к трагедии народа, открытое сползание к доктрине "культурно-национальной автономии", провозглашение приоритета "подавляющего преобладания русских и украинцев" <...>. Оттяжка решения вопроса разрушает основы СССР, и это входит в прямую задачу продолжающегося особого эксперимента 1944 года. 

Что касается отношений между взглядами и мнениями по проблемам решения вопроса, то это внутреннее дело народа.

Сколько крымских татар участвует в движении, на чем основаны Ваши данные?

Ответ дать трудно. НДКТ не организация. К примеру, на городских собраниях, митингах в Фергане собирается до 4000 человек, в Новороссийске - 2000, в местах большей компактности - до 7000 (ст. Баканка Краснодарского края). Всесоюзная встреча в Уч-Козе (1988 г.) собрала 78 человек. На областных встречах работают по 40-50 человек. В 60-70-х гг. за 10 лет в Москве в качестве представителей народа работало более 10. 000 человек. В мае 1968 г. Москву посетила делегация в 800 представителей, летом 1987г. - более 1000. Примерное представление о масштабах движения может дать заявление бывшего прокурора г. Коканда Исакова, сделанное им в три недели застоя (1988 г. - ред.), о том, что для представителей НДКТ приготовлено 5000 камер в тюрьмах <...>.

Сколько инициативных групп существует на сегодняшний день? Какие города, поселки и регионы страны они представляют?

<...> В движении представлены почти все регионы рассеяния народа за исключением, пожалуй, оторванных, таких как Урал, Саратов, Гурьев, Тула или "медвежьих" уголков Средней Азии. В одном городе может быть несколько групп, вместе составляющих инициативу города. <...> Основные импульсы дают региональные, межрегиональные встречи представителей (основной вид работы движения). Все зависит от серьезности и важности предпринятой инициативы, оценив которую к ней присоединяются другие регионы. <...>

Каковы основные цели движения? Есть ли дополнительные цели?

Цели движения изложены народом в его НАКАЗЕ представителям. Никаких иных, скрытых дополнительных или побочных целей кроме организованного возвращения, компактного заселения, восстановления Крымской АССР и полного безусловного восстановления национального равноправия у народа нет.

Февраль 1989 г.