ЮРИЙ ОСМАНОВ И ИСМАИЛ ГАСПРИНСКИЙ - ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

(Газета «Арекет» от 16 мая 2001 года)

Наша Родина Крым находится не просто на стыке двух частей света -Европы (являясь ее юго-восточной периферией) и Азии (За Керченским проливом и через море на юг - Азия). Она расположена на стыке двух великих миров: восточно-христианского и мусульманского. Все это и определило драматизм исторической судьбы крымскотатарского народа, наложило глубокий отпечаток па его историческую память. 

Эти факторы и предопределили феномен двух крупномасштабных личностей, каждая из которых явилась как символом, так и генератором, источником идей и философии просвещения, народовластия, концепции славяно-восточного согласия, принципов движения как формы самоорганизации общества. Эти личности: Исмаил ГАСПРИНСКИЙ (1851-1914) и Юрий ОСМАНОВ (1941-1993). 

Между датами их рождения жизнь четырех поколений народа. 

Но их жизнь, мировоззрение и деятельность связаны неразрывно как история всех поколений народа - из прошлого через настоящее к будущему. Гаспринский И. и Османов Ю. - два немеркнущих источника духа, воли и знаний, две исторические параллели, которые пересекаются в настоящем как уникальный и бесценный духовный арсенал, интеллектуальная сокровищница народа, Крыма. 

Актуальность решения проблемы славяно-восточного согласия для судеб крымскотатарского народа (и всех мусульманских народов России) ясно осознанная и сформулированная Гаспринским более ста двадцати лет назад, осмысленная основоположниками национального движения и изложенная в ряде работ Ю. Османова, очевидца. Великий Гаспринский в работе «Русское мусульманство» (1881) завещал нашим народам: 

Как между отдельными человеческими единицами лучше и легче живется на основе взаимного уважения, признания прав и солидарности интересов, так и общежитие человеческих групп и народностей должно исключительно покоиться на таких же основах.

Гаспринский указал на роковую обреченность антивосточной, антимусульманской политики России, на ее разрушительные последствия как для русского, так и для других народов Отечества: «Не забывайте, господа, что счастье русского народа не может заключаться в несчастии других народов, живущих вместе с ним... Не создавайте вопросов там, где нужно только честно разработать взаимное доверие, взаимную помощь и взаимные задачи» (И. Гаспринский, «Ошибочный национализм», «Терджиман» № 31, 1911 г. - цит. Из работы Ю. Османова «Исмаил Гаспринский (1851-1914). Краткий очерк мировоззрения и деятельности. 1965, с. 37). 

Тридцать пять лет назад Ю. Османов в очерке «Просветитель Востока Исмаил Гаспринский и реакционные доктрины и течения» (Серпухов, 1966 г.), подчеркнул, что Гаспринский как представитель пробужденного Востока, терзаемого империалистическими хищниками «впервые в истории Востока и России именем угнетенных поставил вопрос о равенстве наций и народов.... Ясно представляя огромное политическое значение происходящих в России событий, Гаспринский все силы направил на правильное их освещение, выделяя то главное, что должно было связывать Россию и Восток... Вскрывая пагубное влияние на судьбу России политики правовой и гражданской дифференциации народов, Гаспринский выступал с резкой критикой национальной политики царизма, не имеющей ничего общего ни с желаниями, ни с интересами русского народа... 

Более чем сорокапятилетний анализ антинародной «национальной политики» советского руководства, растоптавшего гарантии революции народам бывшей империи, политики игнорирования прав крымскотатарского народа, которую проводят ныне руководители России, Украины, Узбекистана и других постсоветских государств, содержится в документах НДКТ, трудах Ю. Османова. Юрий Бекирович, опираясь на наследие И. Гаспринского, на весь опыт Движения и истории народов развил основные принципы геостратегического союза славян и мусульманского мира, осветив их как в объеме решения крымскотатарской проблемы, так и в более широких геостратегических рамках. Назовем основные из них: 

«Путь иллюзий и провокаций чреват катастрофой» - «Арекет» № 1, (28) 14. 4.. 1994. 

«Проблемная записка» - «Арекет» № 3 (40), 25. 04. 95. 

«Крымский вопрос» - «Арекет» № 9 (36), 5. 11. 94. 

«Проблемы Крыма» - «Арекет» № 4 (31), 18. 03. 94 

«Ископаемые стратегические доктрины и химеризация власти» - «Арекет», № 6 (43), 24.06.95 

В наиболее цельном виде эти принципы проанализированы и развиты в работе Ю. Османова «Славяно-восточные отношения в представлении Исмаила Гаспринского» (1993), опубликованной в вестнике «Арекет» № 4 (20) от 15 мая 1993 . 

Фундаментальный документ НДКТ, развивающий принципы И. Гаспринского о «русско-восточном соглашении», дающий сбалансированную модель согласования прав народов - наций, национальных диаспор (меньшинств) и личности в их неразрывной связи и взаимодополнении (как для Крыма, так , в принципе, и для более широкого поля применения) - это «КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРАВ И ОТНОШЕНИЯ В КРЫМУ», разработанная участниками Движения под руководством Ю. Османова. Ее содержание и комментарии к ней опубликованы в вестнике «Арекет» №№ 3 (19) от 5. 04. 93 г., № 4 (20) от 15. 93 г., № 5 (21) от 12. 06. 93 г. Концепция была обсуждена на 52-й генеральной встрече НДКТ и по ней была принята резолюция «О концепции национальной политики, прав и отношений в Крыму» (см. «Арекет» № 7 (23) от 1. 08. 93 г.). 

Как результат исторического опыта народа, многолетней (почти полувековой) борьбы НДКТ и работы его коллективного разума «Концепция национальной политики, прав и взаимоотношений в Крыму», являясь одним из самых глубоких по содержанию документов стратегического значения, еще несомненно, будет востребована крымским обществом, которое далеко не должным образом осознало мировоззренческий масштаб личности Ю. Османова. 

Исмаил-бей, известный Востоку и миру, как величайший подвижник в деле просвещения, прекрасно понимал, что «невежды - суть рабы по природе», что без массового просвещения народов, последние обречены оставаться на положении угнетенных. Гаспринский в поисках путей спасения народа от деградации и исчезновения современных ему условиях нашел верную точку опоры и вектор направления работы - в распространении просвещения через реформированную традиционную мусульманскую школу. Эта титаническая работа (осуществлявшаяся при сопротивлении царизма имевшего цель русификации инородцев) опиралась на народ, на его пробуждаемую инициативу, на новый метод преподавания в школе - «усул-и-джедид», т.е. по сути была Движением за просвещение. Как отметил Ю. Османов, реформа архаичной мусульманской школы охватила в огромной исторической инициативе не только все пласты учителей, интеллигентов, семью. Это движение, как преодоление колониального наследия, включило в себя весь крымскотатарский народ и весь тюрко-мусульманский пояс» народов России, захлестнув затем Индию и мусульманское население Китая. Этот ренессанс, инициированный Гаспринским и другими просветителями развивался именно по методу движения, исключающему всякое подобие командно-административного метода, присущего деятельности партий и организаций. (Ю. Османов. Чего стоят новые мифы, 1992 г.). Сформулировав и выдвинув ясную, принятую безоговорочно на огромных пространствах расселения мусульманских народов цель, сплотив вокруг себя единомышленников И. Гаспринский, всемерно используя трибуну «Терджимана», доходившего до Каира и Урумчи, до Казани и Лахора, до Тракая и Бухары, за два десятилетия титанической работы «заложил свыше тысячи центров, инициативно генерировавших главные идеи и методы этого ренессанса. Новометодные школы подключили к движению на основе общности цели самые яркие личности, представляющие разные социальные слои, которые никогда бы не смогли бы сойтись в одной партии и организации» (Ю. Османов, Чего стоят новые мифы? «Арекет», № 36, 4. 11. 94). 

Движение, как подчеркивал Юрий Бекирович, всегда имеет уставной принцип, резко отличающийся от принципа централизма, присущего партиям. Этот уставной принцип просвещения - джадидизма Гаспринский сформулировал в девизе «Единство в языке, идее и работе». 

Если движение, олицетворяемое Гаспринским, сформировалось в условиях, когда после более чем столетнего периода массовых исходов в Крыму оставалось на катастрофическом уровне минимальное ядро народа, то НДКТ возникло и осуществляло борьбу в условиях высылки, вне родины, В первом случае сохранялась связь компактного ядра народа с родной землей, преемственность культуры и традиций, но народ был ограблен экономически и подавляем духовно через культивируемое невежество и социальное расслоение. Тогда, во второй половине XIX в., первоочередной общенациональной задачей было духовное и культурное возрождение через реформирование и развитие системы образования, через всенародное просвещение. Во втором случае, в середине XX в. в результате выселения и геноцида 18. 05. 1944 г. народ был оторван от своей национальной территории; была разгромлена его национальная государственность и разрушена национальная целостность, т. е. условия воспроизводства культуры и языка. Общенациональной задачей (не решенной до сих пор) стали восстановление национальной целостности крымских татар в Крыму, их государственности, всех прав и состояний. 

Характеризуя начальный период НДКТ, Ю. Османов писал: 

«Бесспорно, его идеология, и зачинатели опирались именно на опыт работы джадидского движения, на трезвый анализ мирового опыта, решительно отклонив прокрустово ложе построения очередной пирамиды командно-административной политической структуры партии или организации». (Ю. Османов. Чего стоят новые мифы. «Арекет», № 10 (37), 29.11. 94). 

Стоявшие у истоков движения тогда сорокалетние ветераны Великой Отечественной войны, детально продумавшие идеологию, стратегию, методы, программные цели и организационные формы борьбы, решительно отвергли путь формализации, отделения от народа в партию или организацию во избежание односторонности, авторитаризма, бюрократизации и неизбежного при этом попадания под патронаж. Высший авторитет в движении - Встреча представителей. Ячейками движения являются инициативные группы. Каждый участник движения подотчетен народу и работает по принципу открытости. Единственный уставной пункт определяет «равенство каждого представителя и его полномочность только в случае признания и осуществления им программы Движения - всех четырех пунктов Наказа народа», Уставной, пятый пункт, наказа работает в качестве безотказного нравственного фильтра, очищающего ряды Движения от чужеродных элементов. Юрий Бекирович сыграл несравнимую по вкладу роль в разработке и принятии Положения (уставных принципов) НДКТ, которое своей основой имеет Наказ крымскотатарского народа и официально зарегистрировано 2. 08. 1993г. 

Глубина и проницательность анализа исторических, философских и мировоззренческих истоков НДКТ, осуществленного Ю. Османовым, позволили ему не только провести исторические и организационно-структурные аналогии между НДКТ и движением И. Гаспринского, но привели его и к другому неизбежному, и ныне очевидному выводу: 

«Сам Исмаил-бей (Гаспринский) выработал некоторые критерии устойчивой социально-политической конструкции на основе анализа поразительной стойкости мусульманской общины в самых неблагоприятных условиях окружения... Представления Гаспринского по этому предмету воплощены в настолько монументальную систему, что их анализ не может быть уложен в рамки настоящего эссе» (Ю. Османов. Из «диссидентов» - в жандармы, от демократии - к суперфашизму. 1993).  Гаспринский. характеризуя мусульманскую общину, как пример самоорганизации общества, писал: «Община эта имеет свои власти в лице старшин и всего прихода, не нуждающиеся в высшем признании, ибо авторитет этой власти - авторитет религиозно-нравственный, ее источник - Коран. Община эта имеет совершенно независимое духовенство, не нуждающееся ни в каких санкциях и посвящениях. Всякий подготовленный мусульманин может быть ходжей (учитель), муээдзином, имамом, ахуном и т.д. при согласии общины. Мусульманство не имея и не признавая сословий, не имеет кастового духовенства...(1881). 

Цитируя это наблюдение Гаспринского Ю. Османов проводит параллель: 

«Легко увидеть, что НДКТ в модели своего организационного начала повторяет на одном уровне модель мусульманской общины. Оно не нуждается ни в чьем признании, кроме признания своего народа. Высшее, не подлежащее ничьему оспариванию или подтверждению право этого народа на существование и равноправие - это и есть высшее полномочие, какое можно вообще иметь». И далее «Представитель в движении не может иметь ранга, как мусульманство не признает сословий. Для движения, для представителя, как и общины, есть единственный высший авторитет: истина, свод самых фундаментальных представлений, сообразуясь с которыми и со своей совестью он поступает. Община, движение - это прежде всего - школа, передача традиций на наследству». (Ю. Османов. "Из диссидентов»... 7. 1993 г.). 

Вышеизложенное позволяет утверждать о наличии определенной закономерности возникновения самоорганизации крымскотатарского народа в форме Движения, закономерности, имеющей исторические, духовно-религиозные корни и традиции. Дело не только в принципах Ислама, который провозглашая принцип наместничества народа, предопределяет принципы самоорганизации жизни общин, равенства каждого в общине и общин между собой. Дело не только в прецедент движения усул-и-джедид и сокровищнице взглядов Гаспринского, унаследованных поколением его внуков, ставшим полвека назад у истоков НДКТ. Необходимо обратить внимание на исторический опыт крымскотатарского народа, на историю Крыма, в которой мы видим единственное крупное государство мусульманского мира, где, согласно традиции хан (государь) избирался из членов традиционной династии на собрании беев, чье мнение и симпатии в немалой степени определялись настроениями народа. Свободного народа, не знавшего крепостного рабства, освобождавшего пленников на седьмой год, бывшего с ханами на «ты», из глубины веков представляющего собой совокупность общин (джемаатов) в городах и селах, общин, имевших многовековой опыт самоуправления, спаянный и освещенный религией, не признающий классового, сословного, кастового, расового и национального превосходства и угнетения. 

Треть века назад, итожа краткий очерк мировоззрения и деятельности И. Гаспринского молодой тогда Ю. Османов дал прекрасную характеристику жизни Исмаил-бея: 

«Гуманизм, интернационализм, горячая вера в прекрасное будущее народа, в могущество и бессмертие народного духа, всепобеждающую силу знаний и правды являлись отличительными особенностями просветителя Востока, патриота обновляющейся России Исмаила Гаспринского». Вся последующая жизнь Ю. Б. Османова, сделаное им для своего и грядущего времени, позволяют отнести эти слова к их автору - незабвенному сыну крымскотатарского народа, разностороннему ученому-исследователю, масштабному обществоведу и политологу, непревзойденному организатору и неутомимому работнику, неподражаемому поэту. Когда в последний путь в 1914 г. провожали И. Гаспринского, один из его учеников Н. Нариманов сказал: 

«Анълая бильсейдик...» (Если бы мы могли понять и знать...). Не роковой ли это закон жизни: «Большое видится на расстоянии»?! Все же, видится! Народ неуклонно открывает для себя как И. Гаспринского, так и Ю. Османова - две исторические параллели, которые пересекаются в сердце каждого из нас, высекая негаснущий огонь инициативы, осмысления и действия. 

Ю.Б. ОСМАНОВ