Если срок согласования схемы строительства будет минимальным, а финансирование – своевременным
(Вебсайт «Крымская газета» от 9 июля 2013 года)
В конце минувшей недели в Крыму прошел уже четвертый по счету международный инвестиционный форум «Ялтинские деловые встречи», традиционно собравший в отеле «Ялта-Интурист» представителей политических и деловых кругов стран СНГ.
Повестка дня форума по сути мало отличалась от прошлогодней: повышение инвестиционной привлекательности экономик стран Содружества, объединение биржевых рынков, а также обсуждение перспективных инвестиционных проектов. Наиболее масштабный и дорогостоящий среди таковых – транспортный переход через Керченский пролив. В перерыве между сессиями «Газета» узнавала у специалистов, на какой стадии находится процесс, сколько это будет стоить и когда, наконец, долгожданный мост будет построен
Собственно, полноценного проекта как такового, со всеми деталями будущей стройки и подробными экономическими расчетами, пока что нет. На фото к нашему материалу – макет моста, разработанный российскими специалистами – проектным институтом «Гипротрансмост» и строительной фирмой «Волгомост». Согласно этому варианту, будущий мост будет строиться от поселка Жуковка (Керчь) до косы Чушка (порт «Кавказ»). «Жуковская» модель транспортного перехода включает в себя железнодорожный путь и четыре полосы автомобильного движения. Длина сооружения – чуть более шести километров. Имеются и другие варианты строительства моста: Северный (мыс Фонарь – мыс Малый Кут), Еникальский (мыс Синягино – коса Чушка), Тузлинский (от мыса Ак-Бурун через косу Тузла), однако пока что они проигрывают своему главному конкуренту. А вот от идеи строительства тоннельного перехода обе стороны окончательно отказались: уж слишком дорого и трудоемко.
Процесс согласования всех деталей строительства идет не так быстро, как хотелось бы. Как рассказал «Газете» исполнительный секретарь Российского национального комитета по Черноморскому экономическому сотрудничеству Руслан Середа, российская сторона уже утвердила организационно-правовую схему строительства и с нетерпением ждет аналогичного решения Кабинета министров Украины.
– Наши рабочие группы неоднократно встречались и обсуждали вопрос согласования схемы, но, к сожалению, пока не поставили точку в этом вопросе. Почему? Во-первых, законодательная база в России и в Украине разная. Кроме того, сумма на инженерные изыскания, озвученная Россией, не устраивала Украину. Мы готовы встречаться, обсуждать все проблемы и ждет от украинских коллег соответствующего сигнала, – пояснил представитель российской стороны.
Как только Кабмин утвердит схему строительства моста, дело пойдет быстрее, полагают специалисты. Сперва Украина и Россия подпишут межправительственное соглашение, регулирующее правовой статус перехода, затем начнутся инженерные изыскания: геологическая разведка, комплексная оценка природных и техногенных условий акватории, экологические исследования и другие работы, с которых начинается любой процесс строительства объектов. Внешэкономбанк России готов выделить на эти цели полмиллиарда рублей. Кроме того, по словам Руслана Середы, необходимо подсчитать, за сколько времени окупится этот объект, поскольку мост будет строиться за счет инвесторов и проезд по нему будет платным. По главным вопросам – сколько будет стоить переход и когда он будет построен – представитель российской стороны также внес некоторую ясность.
– Вся процедура согласования и разработки проекта займет где-то полтора года. Само строительство специалисты оценивают в три-четыре года, а при бесперебойном и полноценном финансировании эти сроки даже возможно сократить. Технически в этом проблем нет. Вопрос только в четкой организации этого процесса, обеспечении правового статуса и надежном финансировании, – полагает Руслан Середа. – Сколько все это будет стоить? Приблизительно два с половиной – три миллиарда долларов.
К слову, мост через Керченский пролив в истории уже существовал. Он был построен советскими войсками в 1944 году после освобождения Крыма от немецких оккупантов с использованием завезенных ими же стройматериалов. Однако уже зимой 1945 года его разбили нагнанные северо-восточным ветром из Азовского моря льдины. Тем не менее, заверяет главный инженер проектного института «Гипротрансмост» Вадим Селивестов, их будущему детищу эта опасность не грозит.
– По сравнению с серединой ХХ века техника ушла далеко вперед, поэтому смоделировать любую опасную ситуацию и выполнить необходимые работы для обеспечения безопасности сооружения не представляется сложным, – пояснил специалист.
Павел Бурлаков, первый заместитель председателя Совета министров АРК:
«Ежегодное проведение в Крыму «Ялтинских деловых встреч» имеет для нас особое значение. Сегодня на повестке дня принципиально важные для нас вопросы: повышение инвестиционной привлекательности, развитие биржевых структур, фондов, товарных и финансовых рынков, разработка и внедрение механизмов по преодолению кризисных тенденций в региональных экономиках стран СНГ. Последние годы мы идем по пути интенсивного развития. Сегодня Крым – это стабильный и перспективный регион с низким уровнем рисков. Наша ключевая задача – создание максимально благоприятных условий для инвесторов. Приглашая инвесторов в Крым, мы гарантируем со стороны Совета министров сопровождение инвестиционных проектов для достижения успешного результата».
Алексей Гочаров