Мост через Керченский пролив

ПО МОСТУ — ИЗ РОССИИ В РОССИЮ

(Газета «Крымские известия» от 19 мая 2018 года)

Мы едем на Крымский мост! Это предложение невозможно написать без восклицательного знака. Ставший легендой ещё во время строительства, самый протяжённый в Европе «соединитель берегов» уверенно занял место в числе рукотворных чудес современного мира. Но мы, крымчане, значимость этого сооружения измеряем не только в километрах и миллиардах рублей.

Въехать в числе первых на мост на белом коне (ну пусть не на коне, а на белом «фольксвагене») — разве не повод получить «благословение» в редакции и отправиться в путь? За рулём — мой давний товарищ, коллега по журналистскому цеху, собственный корреспондент «Парламентской газеты» в Крыму Александр Мащенко. Он ради такого случая отложил преподавательские дела, как и я, запасся крепким чаем и котлетами, и теперь с наслаждением крутит баранку.

Мост обещали открыть в 5.30 утра. Но мы решили выехать не ранним утром, а накануне вечером, чтобы провести ночь в машине и на рассвете оказаться на старте среди первых.

Вечернее солнце подсвечивает пролетающие за окном пейзажи. Впервые в жизни меня радуют не степные просторы, а фантастический, небывалый размах строительства. Здесь будет проходить долгожданная трасса «Таврида».

Пусть простят меня читатели, но слова «фантастический», «колоссальный», «грандиозный» в этой истории хочется повторять вновь и вновь.

В город-герой пробираемся по объездной, через Багерово. По разбитой грунтовке ползём в облаке пыли от идущих впереди самосвалов и фур. При подъезде к Керчи большая часть грузовиков сворачивает налево — на переправу. Придётся некоторое время перевозить грузы по старинке — для тяжеловесов въезд на новый мост пока ограничен. Ещё немного — и мы у развилки. Вот и искомый подъезд с керченской стороны. Останавливаем машину неподалёку и после лёгкого ужина пытаемся уснуть.

С Александром Петровичем нам доводилось ночевать на полу в церкви горного скита накануне наступления Миллениума, мёрзнуть в палатке на Западной Украине после очередного рафтинга, ютиться в крошечной каюте на яхте, идущей через штормовое ноябрьское море в Стамбул. Предстоит ещё одна ночь после рабочего дня и четырёхчасового пути. Вот только уснуть так и не смогли. Слишком значима была для нас цель поездки. Волнение достигло предела. И мой товарищ решается на отчаянный шаг: не дожидаясь утра, «нырнуть» под запрещающий въезд «кирпич», чтобы оказаться ближе к заветному мосту. Едем в полной темноте и тишине. Впереди свет КПП. Неужели завернут? Замечаем, что перед нами уже стоит десяток машин (позже их будет гораздо больше). Знакомимся с охранниками. Нет, никого не гонят. У шлагбаума ждём открытия. Никто из приехавших не спит, хотя в запасе есть ещё несколько часов. Разговариваем с теми, кто, как и мы, прибыл накануне вечером. Давно не видел, чтобы люди разных возраста, пола, национальности так вот запросто собирались по своей воле, единому душевному порыву.

Встретил крымчан со всего полуострова и, что особенно удивило, немало жителей материковой России, из самых дальних её пределов. Звучит и столичный говор. В полутьме узнаю знакомый силуэт московского гостя. Сколько раз приходилось писать о нём, необоримом романтике русского Крыма, которого традиционно ненавидел Киев, а порой даже запрещал ступать на крымскую землю. Депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин. Прошу сказать пару слов для «Крымских известий». Вопрос — единственный. Почему он сейчас здесь?

— Я здесь потому, что сегодня большое событие: начало автомобильного движения по мосту. Вчера его официально открыл президент нашей страны Владимир Путин, а сегодня он будет доступен всем. И я счастлив оказаться среди тех, кто захотел первым по нему проехать из России в Россию. Сейчас вот должен подрулить мой друг Александр (Залдостанов, байкер «всея Руси» по прозвищу Хирург. — А. В.).

Пока рёв сотен мотоциклов не разорвал тишину и не заглушил робкое пение первых утренних птиц, вспоминаем с Константином Фёдоровичем прошлое:

— В конце девяностых я приезжал в Крым вместе с Юрием Лужковым. Тогда в Керчи мы заложили камень в знак того, что здесь будет построен мост на Кубань. Украина, разумеется, про эту «авантюру» и слушать не хотела. У меня вообще не было уверенности, что при моей жизни построят мост и Крым вернётся в Россию. Но за последние годы в нашей стране произошло много грандиозных событий. Идея же объединяющего страну Крымского моста просто гениальна. В числе тех, которые трудно запатентовать, да и не стоит этим заниматься.

Шлагбаум открылся. По машинам! Проезжаем немного, останавливаемся. Ждём байкеров. Есть время пофотографироваться на фоне отдалённых огней моста и тёмно-синего утреннего неба. Птицы стали бойчей, послышалось «ухание» кукушки. Захотел загадать ей, сколько простоит мост, да пожалел пернатую. Наконец все в сборе. Засекаем время: 5.50. По-е-ха-ли!

— Мы на мосту, Лёха, мы на мосту! — кричит Мащенко, вцепившись в руль.

Но я уже делю восторг с работой. Настала моя очередь. В этой поездке я — фотокор. На высокой скорости наполовину высовываюсь из окна (сегодня можно), делаю ряд снимков, с нетерпением спешу запечатлеть величественную простоту грандиозного сооружения. Над нами кружит вертолёт. Справа — опоры-быки и пролёты будущего железнодорожного красавца, на них — десятки  мостостроителей. Они машут первым проезжающим, снимают проезд на смартфоны и, убеждён, не скрывают слёз радости.

Кульминация поездки — часть моста с арками. Усиленно вспоминаю, как они называются, — ведь когда-то в железнодорожном техникуме по «искусственным сооружениям» у меня была твёрдая «пятёрка». И тогда, в середине восьмидесятых, мы мечтали об этом мосте.

К аркам дорога идёт немного вверх. Затем спускаемся с «горки», и я фотографирую корабли на горизонте, первый восход на Крымском мосту — тонкую алую полоску, словно нижнюю линию на флаге нашей Великой Родины.

 Не прошло и двадцати минут, как мы на Кубани! Первое, что бросается в глаза, — идеально ухоженные виноградники, везде образцовая чистота. Крыму бы поучиться аккуратности у соседки. Но об этом не сейчас. Ненадолго останавливаемся на материке. Разговариваем со строителями. Делаю снимки на память. Раздаю последние номера «Крымских известий». А теперь — домой!

По мосту рядом с нами мчатся несколько ретромобилей времён Великой Отечественной. Очень трогательно. И символично. От победы дедов — к нашим победам!

Солнце взошло над Россией. Я, высунувшись из окна, вновь делаю снимки. Скорость — около девяноста километров в час. Снова передо мной мост, который для нас всех — не просто асфальтированное полотно. Когда на лице слёзы — фотографировать сложно. Скажу Сане, что от ветра. На секунду отрываюсь от окуляра и, чтобы заглушить нахлынувший порыв чувств, вдыхаю полной грудью воздух, где перемешаны запахи Керченского пролива, свежего покрытия моста и солнечного утра.

Я дышал воздухом свободы, ребята!

Алексей ВАСИЛЬЕВ