Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Мост

Мост через Керченский пролив

КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ ЧИНОВНИКИ И ПОЛИТИКИ ВЫМОСТЯТ ОБЕЩАНИЯМИ

(Газета «Первая Крымская» от 15-21 июня 2007 года)

Хотите верьте, хотите нет, но мы опять строим мост через Керченский пролив. В ВР Крыма состоялась презентация проекта инженерного сооружения, представленного российской компанией «Спецфундаментстрой». Говорят, это уже третий вариант транспортного перехода.

Из невеликого множества проектов типа мост, тоннель или нечто комбинированное геленджикская компания «Спецфундаментстрой» выбрала все-таки мост. Проектировщики предлагают связать порты «Крым» и «Кавказ» переходом длиной 4,5 километра и высотой 50 метров, установленным по дну пролива на сваях. «У этого проекта довольно высокая надежность, сам мост будет состоять из одной железнодорожной ветки, двух автомобильных магистралей и двух тротуаров по полтора метра шириной, этого достаточно, чтобы на многие годы обеспечить транспортные потребности», — сообщил на презентации директор компании Георгий Дьяченко.

Стоимость своего детища разработчики оценивают в $480 млн., правда, сумма никак не учитывает береговую инфраструктуру, которая может потянуть еще на один такой же бюджет. Как бы то ни было, но это самый недорогой проект из всех озвученных по данной теме. Авторы тоннельного перехода, например, рассчитывали на сумму порядка $800 млн. — 1 млрд. По расчетам компании «Спецфундаментстрой», на воплощение в реальность их инженерного сооружения потребуется два года. Срок предельно сжатый. К примеру, для строительства моста через Босфор, в четыре раза более короткого, двум европейским компаниям понадобилось 3 года и $130 млн. Но этот мост, соединяющий два континента, круглосуточно пропускает 150 тысяч единиц транспорта и около полумиллиона пассажиров. А что будут возить через Керченский пролив?

Ответ дает предприятие «ТИС-Крым», обслуживающее Керченскую железнодорожную паромную переправу. Отправка грузов из Крыма на Кавказ здесь началась 1 марта 2005 года. С начала эксплуатации и по 1 января 2007 года паромы перевезли 2654 тыс. тонн грузов, а концу нынешнего года планируют перевалить 3 млн. т. Цифра, как видите, не головокружительная и совершенно несопоставимая с затратами на строительство моста. Разумеется, мост качественно увеличил бы эти показатели, но никаких серьезных расчетов в связи с этим никто и не думал делать. Крымский транспортный аппендикс пока только на словах представляется выгодной транзитной территорией. Почему-то даже Советский Союз, щедро бросавший деньги на самые авантюрные проекты, никогда всерьез не задумывался о переходе через Керченский пролив.

Но, может, государство готово, так сказать, построить «мост дружбы»? В России, например, к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, намеченному на 2012 год во Владивостоке, планируют потратить 10 млрд. рублей на мост через бухту Золотой Рог, хотя никакой экономической потребности в этом нет. А в Украине который год не могут построить новый переход через Днепр, чтобы разгрузить транспортные потоки в Киеве.

Как бы то ни было, керченский проект уже благословил крымский спикер Анатолий Гриценко. «Думаю, что мост через Керченский пролив будет построен, и в этом нет никаких сомнений. Представленный сегодня проект имеет право на перспективу, потому что он гораздо дешевле, чем все предыдущие», — сказал он. Ложку дегтя в эту бочку неожиданно добавил премьер Виктор Плакида, месяцем раньше заявивший «Новому региону», что строительство невозможно, пока не будет делимитирована украинско-российская граница в проливе и две стороны не согласуют строительные нормы. А этому процессу, как известно, не видно ни конца ни края.

Пока же, кроме заверений политиков, на самом деле нет ровным счетом ничего. Министр транспорта Украины Николай Рудьковский как-то обмолвился, что «проектом заинтересовались японские инвесторы», да Лужков, будучи в феврале в Симферополе проездом, сделал широкий жест, пообещав на мост $100 млн. К слову, Юрий Михайлович, приехав в 2001 году на открытие закладного камня в честь будущего моста и узнав, что Керчь страдает от недостатка питьевой воды, предложил протянуть в город водопровод… с кубанского берега. И был сильно раздражен, когда местные коммунальщики предложили просто заменить в городе прохудившиеся трубы.

Глеб СЕРГЕЕВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla