Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Мост

Мост через Керченский пролив

ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ ОПЯТЬ СТРОЯТ МОСТ. ИЗ ПРОЖЕКТОВ

(Газета «Первая крымская» от 24-30 ноября 2006 года)

Вы будете смеяться, но мы опять строим мост (тоннель) через Керченский пролив. Когда в июле нынешнего года после поездки руководителей автономии в Москву «1К» написала, что проект похоронили, но не навсегда, а, так сказать, временно, и на этом месте в истории стоит многоточие, мы и не предполагали, как скоро последует продолжение.

Нет смысла напоминать всю таманско-керченскую транспортную эпопею, но кое-что в памяти все же освежим. Впервые о мосте или тоннеле через пролив (после, конечно, Гитлера, который во время оккупации полуострова его построил, но это сооружение было скоро разрушено ледоходом) заговорил Леонид Грач в бытность свою спикером. Но все тогда закончилось установкой в Керчи памятного бетонного столба на месте несвершившейся стройки века. Тогдашний Минтранспорта назвал проект прожектом, так как затраты на строительство моста окупятся только в том случае, если на него перевести все транспортные потоки Европы. Казалось, что о многострадальном мосте после этого забыли навсегда.

В июле нынешнего года спикер и премьер автономии совершили первый после выборов вояж в Москву и сообщили о сенсационных результатах переговоров. Во-первых, с «Газпромом» о поставках в Крым через «РосУкрэнерго» 1 млрд. м3 газа «по фиксированной цене», и теперь дело за малым: осталось подобрать на полуострове партнера, который этот газ примет. Во-вторых, пригласили правительство Москвы поучаствовать инвестициями в развитии курортной инфраструктуры Восточного Крыма. Обещали, что в начале августа приедет сам Лужков посмотреть на все своими глазами. Московского мэра ждут в Крыму по сей день, как, впрочем, и подыскивают партнера в газовых делах, а вот о «проекте века», известном в народе как керченский мост, пресс-центр ВР АРК вскользь упомянул, что «участники встречи пришли к обоюдному соглашению и пониманию, что строительство керченского моста необходимо отложить на пять, семь, а может быть, и десять лет». «Прежние договоренности, скорее, можно расценивать как политические декларации. Проект необоснован экономически. Когда экономика заработает, тогда будет понятно, что целесообразно строить — мост через Керченский пролив или тоннель», — гласило официальное сообщение.

Но сегодня случилось чудо! Прошло не десять, не семь и даже не пять лет, а всего три месяца, и экономические предпосылки созрели быстрее, чем парниковая редиска. Уже в середине октября премьер Виктор Плакида сообщил в крымской прессе, что тоннель под Керченским проливом предпочтительнее, чем паромная переправа, и более того, уже подготовлено технико-экономическое обоснование. По мнению председателя крымского Совмина, через тоннель могут пойти грузы из стран Балтии, Белоруссии, западных областей России на Каспий и далее. «Осуществление проекта обойдется в 700 — 800 миллионов долларов. Окупаемость тоннеля может составить 9 лет, — заявил Виктор Плакида. — Мы передали свои соображения относительно строительства керченского транспортного перехода в МИД Украины, откуда они могут быть переданы российской стороне, которая наверняка пожелает принять участие в реализации проекта».

А спустя месяц тему подхватил министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский, только в его версии предпочтителен все же мост. Как передает MIGnews, об этом министр сообщил во время посещения Национального транспортного университета. «Мы обсуждаем в правительстве строительство керченского моста — между Керчью и территорией России, — отметил Рудьковский. — Это даст возможность каждому туристу, который приезжает на русский Кавказ, а россияне сейчас пропагандируют Сочи как туристический регион, обязательно приехать в Крым». Как отметил министр, это стратегический проект, требующий совместной работы Кабмина, министерства и российской стороны. Кроме того, по его данным, «японцы высказывают интерес к кредитованию» строительства такого моста.

Из всех умозаключений министра ясно то, что Россия пропагандирует Сочи, но это почему-то сопровождается массированной антирекламой Крыма в российских СМИ. Так что вариант Москва — Сочи и далее транзит на Ялту — это уже из области фантазий министра.

Интерес японцев, хорошо умеющих считать, тоже фантастика. Скажем, тоннель под Ла-Маншем при сметной стоимости 5 млрд. фунтов стерлингов реально обошелся вдвое дороже. Год спустя после официального открытия компания «Евротуннель» объявила об убытках в 925 млн. фунтов — одна из самых больших отрицательных сумм в британской корпоративной истории. А в 2003 году она и вовсе оказалась на грани банкротства, потеряв более 1,3 млрд. фунтов стерлингов из-за убыточности перевозок и снижения стоимости ее активов. Общая сумма долгов компании достигла 6,4 млрд. фунтов. И это притом, что торговый оборот Британии с континентом многократно превосходит объемы торговли Крыма или даже всей Украины с Россией. Достаточно только вспомнить, что существующая керченская паромная переправа загружена, по словам крымского премьера Плакиды, всего-то на 60 — 70% ее потенциала.

Впрочем, все не так плохо, как может показаться. Прежде чем построить тот же знаменитый тоннель под Ла-Маншем, политики говорили о нем почти 200 лет, а первый проект появился, страшно подумать, в 1802 году. Так что у нас все еще впереди. Если не берега Керченского пролива, то связь столетий этот проект точно обеспечит.

Глеб СЕРГЕЕВ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla