(Газета «Крымская газета» от 1 марта 2001 года)
Идея строительства транспортного перехода через Керченский пролив, похоже, всерьез взбудоражила общественное мнение в Крыму. Кто-то говорит о мосте, другие — о тоннеле, называются сроки и суммы, в которые обойдется эта «стройка века». Мнения порой высказываются прямо противоположные. Сегодня мы публикуем письмо, поступившее из Министерства экономики Украины и непосредственно касающееся этого проекта.
Министерство экономики Украины
Председателю Верховной Рады
Автономной Республики Крым Грачу Л. И.
О ТРАНСПОРТНОМ СООБЩЕНИИ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ
Уважаемый Леонид Иванович!
Минэкономики вместе с Минфином, Минтрансом, Гостаможслужбой, Госкомграницы и Советом министров Автономной Республики Крым рассмотрело письмо Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым по строительству транспортного перехода через Керченский пролив между портом «Крым» (Автономная Республика Крым) и портом «Кавказ» (Краснодарский край) и докладывает.
Сооружение транспортного перехода через Керченский пролив будет содействовать развитию и регулированию международных пассажирских и грузовых, особенно в вопросе поставки нефти и нефтепродуктов в Украину, транзитных перевозок с государствами Ближнего и Дальнего Востока, а также Персидского залива в рамках международных транспортных коридоров — Евро-Азиатского (ЕАТК) и стран Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).
Кроме того, строительство указанного выше перехода включено в Концепцию создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине, утвержденную Постановлением Кабинета министров Украины от 4. 08. 1997 г. N 821. На основе концепции разработана и Постановлением Кабинета министров Украины от 20. 03. 1998 г. N 346 утверждена Программа создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров Украины.
На заседании правительственной комиссии по вопросу строительства транспортного перехода через Керченский пролив, которое проходило в Керчи в июле 2000 года, предложено два варианта проектов строительства транспортного перехода через Керченский пролив (мост или тоннель). Решением протокола заседания правительственной комиссии от 27. 07. 2000 г. членам комиссии необходимо было представить в месячный срок правительству Автономной Республики Крым свои взгляды относительно варианта строительства.
Учитывая финансовые показатели строительства перехода, сроки его строительства и окупаемости, а также ежегодные климатические условия в районе Керченского пролива в зимне-весенний период, Министерством экономики предложен проект строительства тоннеля под дном пролива, разработанный научно-производственной фирмой по эксплуатации и строительству подземных объектов (НПФ «ЭСПО», г. Симферополь), о чем сообщалось Советом министров Автономной Республики Крым письмом Минэкономики от 7. 08. 2000 г. N 51-19/329. Принимая во внимание важность строительства транспортного перехода через Керченский пролив, органы представительной и исполнительной власти г. Москвы и Автономной Республики Крым протоколом N 5 от 29. 07. 2000 г. предусмотрели создание ОАО «Керченский мост», в компетенцию которого войдут вопросы реализации проекта строительства транспортного перехода.
В то же время считаем, что строительство международного транспортного перехода и создание ОАО «Керченский мост» требует регулирования межправительственными соглашениями, с учетом международно-правовых обязательств сторон в сфере транспорта. Дальнейшая аккредитация предприятия ОАО «Керченский мост» возможна после полного соблюдения требований действующего законодательства как в Украине, так и в Российской Федерации, а деятельность этого предприятия — после факта его регистрации в этих государствах. Следовательно, сооружение транспортного перехода между двумя государствами должно решаться на межгосударственном уровне и быть предметом как минимум межправительственных переговоров, результатом которых должно стать заключение соответствующего межправительственного соглашения между Украиной и Российской Федерацией.
Подготовку проекта межправительственных соглашений и других материалов считали бы целесообразным поручить Совету министров Автономной Республики Крым (как члену альянса) и МИД Украины с участием заинтересованных министерств и других центральных органов исполнительной власти как Украины, так и Российской Федерации.
В материалах должны быть отработаны следующие вопросы:
— определение статуса Азовского моря и Керченского пролива;
— разработка и принятие межгосударственных соглашений между Украиной и Российской Федерацией по строительству транспортного перехода через Керченский пролив и определение условий строительства;
— урегулирование участия Украины и Российской Федерации в строительстве перехода;
— урегулирование на государственном уровне аспекта пересечения границы, общего владения транспортным переходом и платы за его эксплуатацию;
— определение объемов инвестиций и наличие инвесторов из Российской Федерации, Украины, других заинтересованных организаций и физических лиц;
— урегулирование вопросов и механизма возвращения средств инвесторам.
В связи с большой стоимостью строительства транспортного перехода через Керченский пропив (700 млн. долларов США на 1. 01. 2000 года) и ограниченными возможностями Государственного бюджета Украины финансирование указанного проекта из Госбюджета в ближайшие 10 пет невозможно.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономики предлагает финансирование строительства транспортного перехода через Керченский пролив осуществить за счет привлечения инвестиций, кредитных линий (без гарантий правительства Украины) и других внебюджетных источников финансирования.
С уважением
А. ШЛАПАК,
заместитель министра