(Газета «Крымское время» от 16 февраля 2001 года)
В последние дни политики разного ранга очень много высказывались о проекте транспортного перехода. Причем нередко противореча друг другу. Мы решили свести вместе несколько таких заявлений, а уж кто из наших лидеров лукавит, а кто говорит правду, решать вам, читатели.
Кто является учредителем акционерного общества по строительству моста
Премьер-министр Крыма Сергей Куницын: «Согласно протоколу, который мне предоставили, его учредителями являются правительство Крыма и правительство Москвы. Соответственно у них по 26 и 74 процента акций. Верховный Совет автономии не может быть учредителем, это представительная, а не исполнительная власть. По поручению же крымского правительства подписал документы председатель фонда имущества АРК (ФИАРК) Иван Михайлович Атласов. ФИАРК находится в структурном подчинении у Совета министров Крыма».
Спикер крымского парламента Леонид Грач: «Верховный Совет представляет Крым во внешнеэкономических отношениях, председатель ВС представляет ВС. А имущественные распоряжения делает тот, кому поручил парламент. В данном случае парламент поручил это ФИАРК, и юридически интересы республики в этом акционерном обществе представляет фонд имущества».
Кто автор идеи строительства моста и кто для ее воплощения что сделал
Сергей Куницын: «Идея принадлежит Юрию Лужкову. Это при мне было в 1998 году, когда мы в Москве подписывали совместный протокол о сотрудничестве, он неожиданно для нас сделал такое предложение. Я, честно говоря, немножко ошалел, потому что понимал порядок цифр. <…> Это не проблема отношений Крыма и Москвы, это проблема межгосударственных отношений, и мне летом руководством (страны? — авт.) было об этом сказано. Я всегда понимал, что сначала должны договориться президенты. А стройкой и организацией все равно будет заниматься правительство Крыма».
Леонид Грач: «Хорошенько запомните поговорку: «Не та мать, что родила, а та, что воспитала». Эта идея никому из ныне живущих не принадлежит, она появилась давно. А в апреле 1999 года первое слово было брошено Юрием Лужковым. Проект набирал обороты, где-то он, где-то я инициативу на себя брали. <…>
Несколько недель назад я убеждал нашего Президента в необходимости принятия политического решения именно на встрече с Путиным в Днепропетровске. Планировалось, что туда приедет Юрий Лужков, но по неизвестным мне причинам стало известно, что он туда не сможет поехать.
В прошлый четверг вечером у меня состоялся телефонный разговор с первым заместителем Лужкова Олегом Толкачевым, который сказал, что нужно бы поактивнее принять Меры, чтобы Юрий Михайлович был в Днепропетровске. Такие иногда передо мной вопросы ставят. Я не буду раскрывать технологию, но в конечном итоге Лужков поменял свои планы и прилетел в Днепропетровск».
О значении проекта и главных препятствиях в его реализации
Сергей Куницын: «Главные препятствия— технические и финансовые. Там очень тяжелые грунты, шестнадцатиметровый слой илистого грунта. И в том регионе приостановили строительство атомной станции из-за того, что там проходит тектонический разлом. Поэтому такое сложное инженерное сооружение строить из чисто политических соображений неправильно. Как транзитный коридор, как транспортная артерия, которая может дать жизнь Крыму и Украине, это прекрасная идея. Но найти миллиард долларов под такой проект — это непростая задача. Я не готов сказать, что эта идея быстро реализуется».
Леонид Грач: «Устное согласие президентов — это и есть завершение политического процесса. Это политическое освящение начала работ. Теперь этого никто не остановит. <….> Мост — это действительно веление времени. Я его даже не рассматриваю как экономическую категорию, как категорию транспортную. Мост — это категория особо геополитическая, особо межэтническая».
Алексей НЕЖИВОЙ