Мост через Керченский пролив

МОСТ БУДЕТ ПОСТРОЕН

(Газета «Крымские известия» от 10 февраля 2001 года)

Вчера в Верховном Совете Крыма состоялось совещание по программе инициативных действий АРК по Керченскому транспортному переходу. Вел его Председатель ВС автономии Леонид Грач. На совещании присутствовали управляющий делами Земельного комитета Правительства Москвы Владимир Щербаков, вр. и. о. директора ОАО «Керченский мост» Вадим Дубинкин, члены Президиума ВС Крыма, руководители заинтересованных ведомств и предприятий.

В апреле 1999 года мэр Москвы Юрий Лужков и глава крымского парламента Леонид Грач приняли решение о сооружении транспортного перехода через Керченский пролив. Владимир Щербаков привез в Крым учредительные документы ОАО «Керченский мост», зарегистрированного 12 января 2001 г. Он сообщил, что созданная компания будет заниматься разработкой инвестиционного контракта, проекта транспортного перехода. На днях в Керчи был подписан трехсторонний протокол между Правительством Москвы, Верховным Советом Крыма и руководством Керчи. В апреле планируется провести совещание по строительству «Керченского моста» с участием Юрия Лужкова. Владимир Щербаков подчеркнул, что сооружение перехода — «серьезный проект, требующий серьезных инвестиций и предполагающий, помимо обычных перевозок, поставки электроэнергии, воды, нефтепродуктов».

Международной практикой отработано два основных варианта перехода через такие водные преграды, как Керченский пролив, — мостовой и тоннельный. Участников совещания ознакомили с тремя вариантами мостового перехода и двумя вариантами тоннеля, а также с возможностью сооружения гидроузла (разработчик — Министерство архитектуры и строительной политики АРК) и волновой энергетической установки с использованием ее в качестве понтонного моста (разработчик инженер И. П. Ларин). Каждый из предложенных проектов имеет свои достоинства и недостатки.

Леонид Грач подчеркнул, что во главу угла при разработке проекта перехода должен быть поставлен принцип соблюдения экологических норм, ненарушения естественной миграции рыб и судоходства. Необходимо совместными усилиями проектировщиков выработать оптимальный вариант перехода, отвечающий экологическим требованиям и подходящий по экономическим параметрам. Эта задача будет не из легких. А потому, как сказал Владимир Щербаков, сегодня еще рано говорить о том, когда начнется сооружение перехода и сколько будет стоить проект.

Однако уже сейчас можно констатировать, что любой вариант транспортного перехода повлечет за собой развитие инфраструктуры Керченского и Таманского полуостровов. Ее стоимость оценивается в пределах 300 миллионов долларов США, в том числе реконструкция железнодорожной станции Кавказ — 10 миллионов, станции Крым — 10 миллионов, станции Айвазовская — 5 миллионов, реконструкция железнодорожных путей и автодорог — 95 миллионов, расширение Феодосийского нефтяного терминала — 30 миллионов, приобретение нефтеналивных цистерн —150 миллионов долларов США. Срок возврата кредитных средств на развитие инфраструктуры составит четыре года.

Леонид Грач подчеркнул, что для экономики Керчи и всего Крыма сооружение транспортного перехода будет иметь огромное значение. Он сказал, что надо приложить все усилия к тому, чтобы в работах, связанных с сооружением перехода, участвовали крымские специалисты, должен быть задействован промышленный потенциал региона. Владимир Щербаков выразил уверенность, что ОАО «Керченский мост» справится со всеми поставленными задачами. «Мост будет построен, — убежден и Леонид Грач, — и это будет мост «Керчь — Кубань», а не «Симферополь — Стамбул». Этот мост, сказал спикер, «важен не только с экономической или транспортной точки зрения, это проект, имеющий значение для судеб наших внуков и правнуков», который будет способствовать укреплению отношений между двумя странами — Украиной и Россией. Глава крымского парламента подчеркнул, что президенты Украины и РФ хорошо информированы об идее сооружения перехода и позитивно относятся к ней.

Л. Грач сообщил, что назначенное на понедельник, 12 февраля, на уровне глав государств в Днепропетровске обсуждение в числе других данного вопроса перенесено, поскольку в понедельник мэр Москвы Ю. Лужков по объективным причинам не сможет прибыть в Днепропетровск. Л. Грач подчеркнул, что обсуждение строительства Керченского перехода главами российского и украинского государств состоится в ближайшее время.

На совещании в ВС АРК состоялось официальное подписание двумя сторонами плана мероприятий на первый квартал.

Леонид Грач дал поручение своему советнику Вячеславу Юрову обобщить все предложения и замечания, прозвучавшие на совещании, и приступить к работе над совместной разработкой проекта.

И. КАЛИГА