Мост через Керченский пролив

ЕСЛИ СЛОЖИТЬ ВСЕ СВАИ КЕРЧЕНСКОГО МОСТА, ПОЛУЧИТСЯ ТРУБА ДЛИНОЙ В 150 КМ

(Газета «Крымские известия» от 10 января 2017 года)

Несмотря на длительные новогодние праздники, ни на один день не прекращались работы по возведению Керченского моста — объекта, который президент страны Владимир Путин назвал «главной стройкой».

В тот осенний приезд в Керчь он напомнил об амбициозных планах последнего российского императора Николая II построить мост еще в 1910 году. Помешала Первая мировая война. Затем в 1930-м советские инженеры вернулись к идее. Тем более что набирала обороты индустриализация, и проект органично идеологически вписывался в жизнь молодой Советской России. Тоже не сбылось. Видимо, экономика должна была набрать определенную мощь, наука — потенциал, общество созреть для неизбежного в таком случае затягивания поясов, чтобы осуществить мечту многих поколений. Плюс все это наложилось на события «Крымской весны» и историческое возвращение республики на Родину, в Россию. Как бы там ни было — все закончилось благополучно для крымчан, и они, конечно, с повышенным вниманием следят за буднями строительства.

В начале наступившего 2017-го из Керчи пришла неординарная новость — свайные работы на морских и сухопутных участках Керченского моста выполнены на 50 процентов. Как сообщили в инфоцентре «Крымский мост», на глубину от 12 до 90 м погружено почти 3540 свай из более чем 7000, запланированных проектом. «Экватором» стала трубчатая свая из числа наиболее мощных на стройплощадке: ее диаметр — 1420 мм, толщина стенки — 40 мм.

 — Такие сваи погружают на фарватерном участке в основания двух самых больших опор моста: они будут держать над водой судоходные арки. Фундамент каждой фарватерной опоры — 95 свай из толстостенной стальной трубы, — пояснил заместитель начальника ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрат Турсунбеков.

 Известно, как много инсинуаций и нелепых комментариев звучит из лагеря наших недругов. В частности, украинские СМИ ежедневно злорадствуют, мол, мост смоет первый же ледоход, он возводится с многочисленными нарушениями, в этом месте подобные объекты вообще нельзя строить. Именно поэтому директор НИИ диагностики Светлана Боханова подробно рассказала о скрупулезном труде ученых, «прогоняющих» едва ли не каждую операцию на экспериментальных установках, и только в случае стопроцентной уверенности дающих разрешение на реальный фронт действий.

— Перед стартом свайных работ на фарватерном участке мои коллеги проверили несущую способность грунта и трубчатых свай в Керченском проливе. На специальном стенде, развернутом в акватории, испытываемую сваю нагрузили шестью гидравлическими домкратами. Они обеспечили давление в 2500 тонн, в результате которого была определена степень осадки сваи и сопротивления грунта. То есть статические испытания позволили получить фактическую несущую способность свай по грунту. Это подтверждает правильность выбора конструкции свайного основания фарватерных опор, — осадила чрезмерно прытких скептиков С. Боханова.

Журналисты всегда ищут изюминку для репортажа. Кто-то из медийщиков поинтересовался, если собрать воедино все погруженные на данный момент трубосваи, можно ли опоясать земной шар?

— Нет, конечно, — с улыбкой ответил Кайрат Турсунбеков. — Получилась бы труба длиной более чем в 150 км, но и это, поверьте, немало.

Итак, к началу 2017 года готовы более 210 опор моста из 595. В работе — еще 140 опор. Укрупнено более 15 тысяч из 220 тысяч тонн металлоконструкций пролетных строений. Собрано свыше 4,5 тысячи тонн металлоконструкций арочных пролетов из запланированных 10 тысяч тонн. Выполнено бетонирование плиты проезжей части в объеме почти 2 тысячи кубометров. Все идет к тому, что в декабре 2018-го по Керченскому мосту хлынет поток автомобилей, а в 2019-м — по нему помчатся поезда.

Наталия ДОРН