Мост через Керченский пролив

КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ И… УДИВИТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ

(Газета «Крымские известия» от 11 июня 2016 года)

С некоторых пор у керчан появилось еще одно излюбленное место времяпрепровождения — так называемая Цементная слободка, откуда открывается великолепный вид на одну из самых масштабных строек в истории России. Именно отсюда как на ладони виден весь процесс возведения Керченского моста со стороны крымского берега. Поражают размер и мощь строительства. Глядя на происходящее, невольно задаешься вопросом: как при таком гигантском вмешательстве в многовековой историко-культурный «пирог» босфорской земли можно сохранить ее наследие?

Стройка крепость не затронула

Дамба, по которой ездят огромные самосвалы, где работают ковшами бульдозеры, временный мост, с которого начнется возведение основного, стройплощадка — все это находится буквально в километре от северных границ крепости Керчь, возникшей в 1857 году по приказу Александра II. Уникальное оборонительное сооружение, раскинувшееся на 240 гектарах, могло быть «разрезано» пополам, если бы проектировщики моста реализовали свой первый проект. К счастью, еще в 2014 году, когда только принималось решение о  строительстве, был создан экспертный совет, в который вошли специалисты абсолютно разных областей: от строительства и проектирования до археологии и экологии.

«А по-другому и быть не могло. В российском законодательстве все четко прописано: перед отводом земли и согласованием технической документации проводятся экспертные работы, связанные с изу­чением историко-культурного наследия местности, ее геологических, экологических и прочих особенностей. Мы как эксперты сразу отвергли первоначальный вариант. И вы сегодня — свидетели того, что наши доводы услышаны. За это признателен всем, кто в итоге принял правильное решение перенести трассу и сохранить нашу историю», — говорит начальник отдела «Крепость Керчь» Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Юрий Белик, который также является членом экспертного совета «Крым-мост».

Проектировщики, решив протянуть нитку моста в стороне от исторического комплекса, действительно пошли на гигантский компромисс. В результате переноса длина и без того многокилометрового сооружения, по словам Ю. Белика, увеличилась почти в два раза!

Чем-то приходится жертвовать…

Кроме того, на стадии разработки нового проекта было предложено, чтобы трасса минимально повредила даже прилегающий ландшафт крепости, который тоже считается весьма значимым. И это пожелание учтено. Обошли стороной отдельные сооружения крепости, которые даже еще не исследованы. Их сохранение позволит в будущем дополнить военно-исторический комплекс. И все же некоторыми объектами, в частности отдельными курганами, древними поселениями, пришлось пожертвовать. Представьте, на месте выхода моста на полуостров территория шириной 500 метров от уреза воды представляет собой строительную площадку со всеми сопутствующими мощностями, коммуникациями. Более того, параллельно, со стороны Крыма, прокладываются подводящие пути. Будут строиться автомобильная и железная дороги, которые, естественно, тоже «заденут» отдельные артефакты по пути. Конечно, музейщики, археологи прекрасно понимают, без инфраструктуры республика нормально развиваться не может. Мост строить надо, и дороги к нему — тоже. И ради этого частью нашей истории приходится жертвовать. Однако жертвы должны быть минимизированы.

«Для этого мы добиваемся, чтобы создали постоянно действующий отряд Восточно-Крымского историко-археологического заповедника, который будет заниматься предварительным изучением местности. Пока работают сотрудники Института археологии РАН и его Крымского филиала и проводят исследования, по сути, в авральном режиме», — отмечает директор заповедника Татьяна Умрихина.

Директор крепости Керчь добавляет: «К счастью, в данном случае все, начиная со строителей и заканчивая руководителями государства, понимают: керченская земля хранит множество артефактов, на каждом шагу — памятники прошлого, поэтому археологическая разведка стала одной из главных составляющих проекта по строительству моста».

Сначала ищут артефакты, потом вбивают сваи

И археологи идут в авангарде. Но времени у них не так много, ведь работают в рамках так называемой новостроечной экспедиции, когда исследование местности осуществляется в связке со строительством. В этих условиях копать (в прямом и переносном смысле) приходится быстро и, что немаловажно, высокопрофессионально.

«Найденные артефакты поднимают на поверхность буквально в течение суток. Крупные памятники, такие, как массовые погребения или остатки строений, фиксируют, описывают, фотографируют и закапывают «до лучших времен», чтобы в перспективе не была потеряна возможность показать потомкам», — рассказывает Ю. Белик.

Мелкие находки изымаются из грунта, исследуются в специальной лаборатории и затем отправляются в фонды Восточно-Крымского историко-культурного заповедника. Ему уже передано около 300 предметов. Кстати, большинство из них найдено под водой. Так что именно на подводных археологов сейчас ложится  основной груз изысканий. Они первыми исследуют дно, достают все ценные для науки предметы, и только после этого к работе приступают строители. Не вбивается ни одна свая, прежде чем грунт не будет обследован. То же происходит и на пути прокладывания газопровода, который ведут в 15 километрах к югу от моста. При этом подрядные организации обязаны помогать ученым исследовать все крупные археологические объекты, обнаруженные на пути их работ, будь то древнее поселение или фрагменты самолета времен Великой Отечественной войны. Наглядным примером такого взаимодействия является письмо руководителя одной из строительных компаний, адресованное гендиректору заповедника, в котором сообщается, что
«в ходе водолазного обследования района строительства газопровода (в основной полосе шириной 370 метров) обнаружены автомобиль, артиллерийская установка, мина, остатки самолета и судна». Автор письма просит согласовать с соответствующими органами вопрос о дальнейшей судьбе объектов и сообщить решение для последующих действий. После изучения находок руководство заповедника приняло их в свои музейные фонды.

Что интересно, есть примерная линия разграничения зон, относящихся к Таманскому берегу и к нашему. Соответственно месту распределяется и принадлежность найденных артефактов. Как говорится, все, что ближе к Крыму, — наше.

Уцелевшая находка

И что же — наше? Кроме найденных предметов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны, с глубины поднято большое количество эпиграфических памятников. Например, амфоры, на ручках которых обнаружены гераклейские и родосские клейма, различные сосуды с граффити на стенках.

«Клейменая керамика свидетельствует об интенсивной торговле, которая велась населением Босфорского царства с городами-государствами островной Греции. В составе греческого импорта находилась чернолаковая керамика, которую производили в Аттике. Фрагменты аттической посуды VI—IV веков до н. э. станут украшением коллекции археологической керамики заповедника», — рассказывает Т. Умрихина.

А главный хранитель историко-культурного наследия музея-заповедника Наталья Быковская добавляет: «Кроме аттических, есть вещи из Малой Азии. Также найдена посуда первого века нашей эры, когда лидером в мире была Римская империя. Именно обилие столовой посуды является интересной особенностью нынешних подводных экспедиций. Видно, что ее не везли на продажу, а уже использовали. Возможно, готовили пищу моряки на кораблях».

Н. Быковская демонстрирует маленькую солонку: «Удивительная вещь! Эта солонка 2,5 тысячи лет «болталась» на дне и осталась абсолютно целой».

В коллекции, собранной при строительстве моста, присутствуют разнообразные по форме чаши для питья (канфары, килики, кубки), фрагменты кувшинов, тарелок, асков, лутериев, керамических кастрюль и крышек от них, глиняных сковородок.

Кроме керамической посуды, археологи обнаружили орудия труда, выполненные из костей крупных рогатых животных, — рашпили, скребки.

«Для специалиста важен даже невзрачный черепок, ведь он может дать достаточно много информации для размышлений и дальнейших изысканий», — делает вывод Н. Быковская.

А посему к процессу строительства моста подошли не только очень аккуратно с точки зрения прикосновения к истории этой земли — его возведение ускорило процесс археологических изысканий и подарило ученым богатую пищу для размышлений.

Ольга САФРОНОВА