(Газета «Крымская правда» от 7 июня 1991 года)
Изучив два проекта концепций будущей Конституция вашей республики, считаю, что наиболее глубоко продуманным и проработанным является проект, подготовленный рабочей группой Крымского рескома Компартии Украины.
По моему мнению, проект концепции Конституции Крымской Республики (?), опубликованный 15 мая в печати, не учитывает волеизъявление крымчан, высказанное ими на референдуме 20 января 1991. года. Ведь тогда абсолютное большинство граждан, принимавших участие в голосовании, сказало «да» именно Крымской АССР.
А теперь мои замечания я дополнения к концепции Конституции Крымской Автономной Советской Социалистической Республики (проект рескома):
Во втором абзаце преамбулы встречается сочетание: <... а также законам Украинской ССР...». Что понимать под аббревиатурой ССР?
Четвертый абзац преамбулы начинается словами: «Тая как Крымская АССР является субъектом национально-государственного устройства федеративного государства — Союза Суверенных Государств...». Здесь, на мой взгляд, допущена неточность формулировки. Ведь как такового «Союза Суверенных Государств» еще пока нет. И говорить о том, что Крымская АССР является субъектом не существующего еще объекта — неверно. В такой ситуации вместо слова «является» можно использовать слова «станет» или «будет», а вместо слов «Союз Суверенных Государств» использовать понятие «обновленный Союз».
Главу II, исходя из сказанного выше, предлагаю озаглавить так: «Крымская АССР и обновленный Союз», а после подписания нового Союзного договора и принятия новой Конституции Союза внести изменение в название главы.
Раздел I. «Основы Конституционного строя». Имея в виду то, что часть полномочий будет добровольно передана Крымской АССР в ведение Союза и Украины, необходимо, избегая пресловутой «войны законов», в Конституции Крымской АССР указать, что «законы Крымской АССР обладают верховенством над всеми другими нормативными актами обновленного Союза я Украины, за исключением тех, которые определяют порядок реализации добровольно переданных Союзу и Украине полномочий».
Осуществление бюджетной, ценовой, налоговой, кредитной и инвестиционной политики проводить самостоятельно, без учета союзных нормативных актов также считаю нецелесообразным, ибо это приведет к разрыву общесоюзного экономического пространства.
Обязательно в будущей Конституции Крымской АССР необходимо отдельным пунктом закрепить право народов Крыма самостоятельно решать свою судьбу при намерении Украины выйти (т. е. не подписывать новый Союзный договор) из состава Союза.
Особо в Конституции надо сказать и о статусе Севастополя, необходимо вернуть его под юрисдикцию Крымской АССР.
Раздел II. Тезис о том, что «положения раздела соответствуют предписаниям Конституция "Украинской ССР», исподволь может подорвать позиции раздела I в части самостоятельного решения своей судьбы народами Крыма в случае выхода Украины из состава Союза. Поэтому при разработке этого раздела исходить предлагаю (о чем сказано в начале раздела) только из общепризнанных международно-правовых документов и опираться в основном на аналогичные существующие нормативные акты Союза и Украины.
Раздел III. Поддерживаю идею о регламентировании приватизации. В целях сохранения влияния Советов всех уровней на экономическую жизнь республики нельзя допускать приватизацию базовых отраслей промышленности Крыма.
Раздел IV. Положение о том, что законы Крымской АССР непосредственно принимаются народом в порядке референдума, ставит под сомнение не только обязательную законотворческую функцию Верховного Совета Крымской АССР, но и его авторитет и надобность. Референдумом Могут приниматься наиболее важные фундаментальные законы (Основной Закон республики, законы о собственности, о земле, о приватизации, о социальной защите населения, о языках).
Не полностью проработан вопрос представительства в верховных органах власти национальных меньшинств Крыма. Считаю целесообразным при Верховном Совете создать комитет национальных меньшинств Крыма с правом законодательной инициативы.
Депутаты должны быть всегда в рабочем строю. Поддерживаю в этом авторов проекта. Предлагаю на время сессии, работы комиссий, приема граждан по личным вопросам депутатам выплачивать временное денежное содержание с сохранением зарплаты по месту постоянной работы. Ежедневное денежное содержание предлагаю установить не выше среднего ежедневного заработка работника производственной сферы.
Призываю депутатов-коммунистов добиться того, чтобы проект концепции Конституции Крымской АССР, разработанный Крымским рескомом КПУ, был принят за основу как фундамент будущей Конституции.
ветеран Вооруженных
Сил СССР, член КПСС.
г. Симферополь