ШТОРМА И БУРИ ЗА БОРТОМ

(Журнал «Я — россиянин», № 1(3), февраль-апрель 2020 г.)

Филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» в Севастополе был создан еще в те времена, когда Крым входил в состав Украины — в 2002 году.

Расположен Филиал в одном из корпусов Лазаревских казарм, это одни из старейших построек города, 1856 года, сохранившиеся до наших дней. Здание, учебные помещения, холлы и санузлы — все находилось в аварийном состоянии и требовало капитальных вложений для ремонта, которые украинские власти не торопились или не собирались выделять. После возвращения Крыма в состав Российской Федерации в вузе произошли большие изменения, в том числе и по технической части. Сегодня, благодаря поддержке головного вуза и своевременному финансированию, отделка учебных аудиторий и других помещений вызывает восхищение: все современно и комфортабельно. Осуществлена поставка целого комплекса тренажерного оборудования, что позволит вывести обучение и подготовку моряков на более высокий уровень. Подробно о том, как происходило рождение Филиала, как он сегодня бороздит бушующие воды океана жизни, кто поддерживает его на плаву, а также о нынешних задачах вуза мы узнали из разговора с директором Филиала Юрием Корниловым.

РОЖДЕННЫЙ В БОРЬБЕ ФИЛИАЛ

16 октября 2002 года можно считать днем рождения Филиала: именно тогда вышел приказ № 131 Министерства транспорта Российской Федерации «О создании Крымского филиала Новороссийской государственной морской академии (так он вначале именовался — ред.) в г. Севастополе». Об этом ходатайствовали начальник Академии Сергей Кондратьев, председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Леонид Грач, командующий Черноморским флотом РФ Владимир Комоедов.

Организаторам не пришлось почивать на лаврах, поскольку Киев всячески препятствовал становлению Филиала.

Прежде всего, они инициировали подписание Соглашения между правительствами РФ и Украины о создании и функционировании филиалов вузов на соответствующих территориях. Эта долгожданная процедура состоялась 28 января 2003 года в Киеве и давала возможность ведущим российским вузам открывать свои филиалы на территории Украины.

Но одного Соглашения, как оказалось, недостаточно: необходимо было подписать отдельный протокол о своем согласии создания конкретного филиала двумя министрами образования — России и Украины. Украинская сторона в лице министра образования и науки Василия Кремня стала камнем преткновения. Он упрямо гнул свою линию, утверждая, что этот морской российский Филиал стране «нэ потрибэн» прежде всего потому, что есть подобные вузы в Одессе, Николаеве, Севастополе. Не помогли даже письма-поддержки из Комитетов ВР Украины по делам молодежи и по вопросам социальной политики и труда, а также Крымского республиканского центра занятости.

После очередных переговоров 9 июня 2003 года протокол все-таки был подписан. Но следом чиновники украинской образовательной системы потребовали, чтобы в учебные рабочие планы Филиала была внесена графа «Изучение украинского языка и украинской литературы». Аргументы, в частности, что вуз работает по программам, утвержденным в Москве, игнорировались. Решили эту проблему, но иезуитству нет предела. Возникла новая проблема: необходимо было представить на утверждение украинским структурам перспективный план развития Филиала, что было предписано лично губернатору Севастополя.

— А это значит, что Филиал должен был пройти «чистилище» городских чиновников, — рассказывает Юрий Петрович Корнилов. — Все было очень грамотно продумано: Киев якобы не причем, мол, местной власти виднее. Ситуация была критической. Главу города так просто не обойти: партийный функционер высокого ранга, в прошлом первый секретарь Нахимовского райкома партии. К счастью, я вовремя сообразил, что его должен был хорошо знать Леонид Грач! Их встреча состоялась. «Скажу по секрету, у меня есть четкие указания ваш Филиал закрыть, — признался губернатор. — Но Вам, Леонид Иванович, я отказать не могу. Встречаемся завтра, 8 Мая, на Сапуне (Сапун-гора — ред.) в 8-30». В назначенное время, в указанном месте, на капоте машины губернатора, в присутствии необходимых чиновников, прошло согласование перспективного плана развития Филиала. Вот так тяжело Украина открывала двери российскому вузу, ведь, кроме всего прочего, наши курсанты ходят в морской форме РФ, поэтому националистические власти не хотели его признавать. К нам сразу стали направлять с проверками комиссии разных силовых органов — СБУ, прокуратуры, чтобы все-таки нас закрыть. Помните, как у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» миллионер Корейко признается Остапу Бендеру, что ошибся, недооценил фигуру великого комбинатора, на что Остап ехидно соглашается: «И на старуху бывает проруха…» Так и у нас. Подписывая в июне 2004 года уверенной рукой убийственное для Филиала предписание — «Требую немедленно остановить образовательную деятельность и прекратить набор абитуриентов для поступления на первый курс Филиала», — и. о. прокурора города Севастополя С. Мандрыцкий и в кошмарном сне предположить не мог, что уже через неделю потерпит фиаско, ведь за спиной Филиала стояла непотопляемая фигура народного депутата Украины Грача Л.И. Судьба Филиала действительно висела, как говорят, на волоске. Маски сброшены, Украина прилагает максимум усилий, чтобы закрыть единственное российское морское высшее учебное заведение на своей территории. Так было и в 2005, и в 2006, и в 2007 годах, и далее. Но Филиал выстоял, благодаря поддержке командования университета, пережил киевскую пургу и в 2015 году получил из рук руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Олерского В. А. вымпел «Лидер отрасли» как лучший филиал из 16-ти на территории Российской Федерации!

В этом победном исходе, как и во всей судьбе автономного Крыма, велика и неоценима роль Леонида Ивановича Грача, которого Корнилов считает своим наставником, другом, учителем и старшим братом.

Чувство благодарности за преданность идеям Крыма и верность партийному долгу Юрий Петрович Корнилов выразил в открытом письме Леониду Ивановичу Грачу. В частности, он написал: «Вы выбрали для себя тернистый путь — быть всегда впереди. Пройдет время, истинные патриоты Крыма возродят его былую славу с помощью выстраданного Вами жизненного императива — надо оставаться честным всегда. В список современных политических деятелей на постсоветском пространстве, стремящихся в борьбе за равенство и справедливость изменить существующий мир, прежде всего я бы зачислил Вас, уважаемый Леонид Иванович. Жить во имя людей! Таковыми являются Ваши действия как государственного политика по защите конституционных полномочий крымчан».

— Как председатель попечительского совета филиала, Леонид Иванович Грач нам всегда помогает, он открывает двери для решения разных вопросов, а мы в эти двери заходим, — говорит Юрий Петрович. Бесспорная заслуга Леонида Ивановича заключается в борьбе с украинскими чиновниками в процессе становления и развития Филиала. Хочется, чтобы Филиал и дальше развивался, чтобы стоял у причала белый лайнер, ведь главное в обучении курсантов — это практика, поэтому надо иметь возможность выходить в море. К тому же государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова на сегодняшний день имеет лучшее тренажерное оснащение в России. Мы тоже к этому стремимся, это наша первоочередная задача.

ВУЗ СИЛЬНЫХ ДУХОМ

Когда Филиал только начинал свою деятельность, Черноморский флот РФ находился в тяжелом состоянии, особенно в нелегком положении были офицеры, которые увольнялись в запас. Они попросту не могли найти работу. А филиал морской академии создавался именно на базе Черноморского флота, чтобы будущие гражданские моряки могли проходить там обучение. С 2014 года ситуация кардинально изменилась, шторма и бури остались за бортом, крымчане, наконец, вернулись к себе домой. Сейчас Черноморский флот на подъеме, офицеры проходят обучение и переподготовку в Филиале.

— У нас с ними крепкие шефские связи, — рассказывает Юрий Петрович. — Мы проводили вручение дипломов курсантам в Доме офицеров Черноморского флота при участии его командного состава. Флот нерушимо стоит на боевом посту: мы можем работать и спать спокойно. Сейчас выпускники школ, которые к нам приходят, требуют основательной закалки духа. Проверку на прочность они проходят на кораблях: по полгода в море — это, конечно, нелегко, не все выдерживают. Отучившиеся курсанты и студенты получают дипломы, сертификаты расположенного в г. Новороссийске Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, которые признаны Международными конвенциями и Международной морской организацией. По морским специальностям университет аккредитован в Совете Европы.

В составе Филиала — морской факультет, кафедры специальных, фундаментальных социально-гуманитарных дисциплин, английского языка. Есть Крымское отделение института повышения квалификации. На специальных занятиях курсантов учат методике проведения искусственного дыхания, умению запускать сердце, оказывать помощь. Есть даже дымный лабиринт — имитация возгорания, который будущий моряк должен пройти в противопожарном костюме. Продуктивно работает кабинет истории российского флота, который в будущем преобразится в музейный комплекс с постоянно меняющейся экспозицией. Делиться опытом с будущими мореходами приходят работающие моряки, которые по полгода несут службу в море.

Уже порядка пятисот выпускников Севастопольского филиала стали морскими офицерами, несущими службу в российских и иностранных судовых компаниях. В вузе уже наметилась традиция — выпускников с красными дипломами за высокий балл знания английского языка заранее отбирают ведущие иностранные компании, им не приходится самим искать себе работу. Ведь моряк — это профессия сильных духом, настоящих мужчин, хотя среди курсантов есть и девушки. В этом году одна из двух курсанток выпускается с красным дипломом.

Филиал считается лучшим среди аналогичных учебных заведений в системе Росморречфлота, подобные — на Дальнем Востоке, в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, Ростове.

На традиционные дни открытых дверей в Севастополь прилетают ребята из Красноярска, Тюмени и других городов России. Абитуриенты выбирают этот Филиал, потому что знают — тут все максимально обустроено для успешной учебы. Например, кабинет английского языка оборудован по последнему слову техники. Там на уроках можно не только работать с учебниками, но и смотреть видео, слушать носителей английской речи.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ «ХЕРСОНЕСА»

С недавнего времени в арсенале Филиала есть парусное учебное судно со своей уникальной историей падения и взлета. Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Владимирович Тарасенко сразу после Крымской весны, решая проблемы безопасности мореплавания, восстановления портов, обратил внимание на то, что в Керчи в рыбном порту размещается ПУС «Херсонес». Оно находилось на балансе Керченского технологического университета, который в то время еще определялся со своим будущим. Понимая, что судно должно выполнять свою функцию, а не стоять на приколе, Тарасенко организовал его восстановление сразу же, в постреволюционном Крыму. Это было непросто, ведь «Херсонес» был безжалостно разграблен и разбит. Он тихо умирал в той заводи, с кривыми реями, сгнившей палубой, без парусов, оставив в прошлом подвиги во славу Советского Союза и кругосветное плавание. С помощью средств ФГУП «Росморпорт», а также поддержки руководства Крымского полуострова и г. Севастополя, Андрей Владимирович поставил нелегкую цель — отремонтировать и довести до конца вопрос передачи учебного судна в состав судов Росморпорта. В его восстановлении поучаствовали филиал Росморпорта, завод имени Орджоникидзе, большая группа подрядчиков, а также студентов и курсантов МГАС. Это была непростая и дорогостоящая работа, особенно с учетом переходного периода. Однако она была завершена, и парусник вскоре принял участие в первой Черноморской регате, куратором которой традиционно является Владимир Владимирович Путин. Сейчас Фрегат ежегодно под патронажем Росморпорта используется для обеспечения учебных практик морских вузов на Черном море. Став украшением порта Черного моря, «Херсонес» участвует во всех мероприятиях, которые проходят на побережье Крыма и города федерального назначения — Севастополя.

Поставить заключительную точку в рассказе о Филиале невозможно без мнения ректора Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова Сергея Кондратьева, поэтому мы обратились к нему с вопросом:

— Сергей Иванович, 19 ноября 2019 года министр транспорта вручил награду Филиалу (памятный знак в ознаменование 210 лет транспортного ведомства и транспортного образования России). Это, безусловно, заслуга не только Филиала и университета, но и лично Ваша. Не могли бы Вы поделиться своими мыслями по поводу дальнейшей перспективы развития Филиала.

— С момента создания Филиала его развитие финансировалось исключительно из собственных доходов университета. Так, к примеру, после вступления Крыма в состав РФ в 2014 году только в развитие Севастопольского филиала Ушаковки было инвестировано более 200 миллионов рублей и фактически с нуля создана база для конвенционной подготовки моряков региона. Сейчас Филиал является единственным морским учебным заведением в Крыму, признанным Минтрансом РФ по всем направлениям подготовки. Более того, мы продолжаем реконструкцию и дооснащение Филиала самым современным телекоммуникационным, учебным, научным, производственным оборудованием, а также тренажерами последнего поколения.

Кстати, если говорить в целом о достижениях (наградах) Севастопольского филиала, можно отметить и то, что в 2015 году он признан «Лидером отрасли» среди филиалов высших учебных заведений, это тоже яркий показатель эффективности работы профессорско-преподавательского состава.

С.И. Кондратьев поступил как мудрый дальновидный политик, приняв решение о создании Филиала в другом государстве (Украина). Не было бы решения Ученого совета НГМА, возглавляемого Кондратьевым С.И. — не было бы и Филиала. Все, что сделано по укреплению материально–технического состояния, по улучшению учебного процесса — все это благодаря помощи Сергея Ивановича. Пройдут годы, и государство воздаст должное рискованному, но верному решению. Ведь создание российского Филиала при нарастающей русофобии в Украине — это настоящий гражданский подвиг!

Сергей Иванович терпеть не может лжи и фальши. С легкостью, вызывающей удивление, он различает трудолюбивых людей и лентяев, порядочных и лизоблюдов. Будучи по своей натуре трудоголиком (а ну попробуй в 29 лет стать кандидатом технических наук, а в 34 года возглавить морскую академию, «лежащую на боку», и вывести ее на уровень лучших европейских образовательных учреждений!) он требует от подчиненных жесткой исполнительской дисциплины. Кондратьев Сергей Иванович — государственный деятель новой формации. За такими профессионалами будущее нашей Родины.

ВОСПОМИНАНИЯ КОРНИЛОВА

Осень 1975 года. Начало моей трудовой жизни. Казалось, я вернулся навсегда в свою родную Евпаторию после пятилетней учебы в Одесском госуниверситете.

За два года работы учителем физики в средней школе № 2 мне удалось выпустить больше десятка молодых людей, которые, успешно сдав вступительные экзамены по физике, поступили в высшие учебные заведения.

Помню свой первый день. Не подозревая ничего необычного, успешно прошедший практику в спецшколе с углубленным изучением физики и математики, я легко перешагнул школьный порог. Меня там ждала неожиданность: «10-й «В» класс вот уже год не имеет своего постоянного классного руководителя. Так берите его в свои руки и ведите их к выпуску», — сказала директор школы Зоя Алексеевна. «А где находится сейчас этот класс?» — спросил я. «Часть находится на уроке, а большая часть болтается возле школы, прогуливает занятия». Вот такой подарочек ждал меня в начале трудового пути.

Я успешно выпустил этот 10-й класс, а в следующем году мне опять сделали сюрприз — дали еще один. Так что за два года работы в школе я выпустил два десятых класса.

Вспоминается такой случай в начале моей педагогической деятельности. Повадилась ко мне тогда на уроки физики директриса школы чуть ли не с ежедневными проверками, как я преподаю физику — такую череду проверок я считал недостойной уровня моих знаний. Через пару недель мне это изрядно надоело. Хотя мне всего лишь 22 года, но надобно уметь себя защищать. Сам себе не поможешь — затопчут. И я предпринял ответный ход: нашел в расписании школы, где она преподает математику на первом уроке, и как порядочный в 7.45 подошел к классу. Ни в 7.45, ни в 8.05 директриса не появилась. В 8.07 слышу — каблуки стучат по коридору, бежит в класс.

Я ей говорю: «Здравствуйте. Молодой учитель Корнилов без опыта работы пришел поучиться уму-разуму у опытного руководителя. Прошу разрешения присутствовать на уроке». В ответ получил отрицательный результат, мягко выражаясь. Через день пришлось выступить мне на педсовете школы, где я подверг резкой критике директора школы. С тех пор я прослыл «неудобным» учителем для руководителей школ и гороно. Но зато с проверками ко мне уже никто не приходил.

Валерий Кацыка, первый секретарь горкома комсомола, который брал меня на работу в горком, позже рассказывал, что он направил второго секретаря горкома комсомола Проданова Н.И. к заведующему гороно Землякову А.М. поинтересоваться его мнением обо мне. В ответ Проданов услышал возмущения: «Что? Корнилова? Этого бунтаря? Да он через пару недель будет весь горком критиковать». А В. Кацыка рискнул и

ФРЕГАТ «ХЕРСОНЕС»

Белоснежный красавец-парусник «Херсонес», приписанный к порту Севастополя, имеет свою героическую историю. Год его создания — 1989-й, он третий в своей серии из пяти судов, которые строились на польской верфи Гданьска для России.

26 января 1997 года «Херсонес» совершил последний поход украинского судна, обогнув мыс Горн под взял меня, и получилось то, что получилось: прошел путь от начальника штаба ударной комсомольской стройки «Юный ленинец» до заведующего отделом комсомольских организаций, второго, первого секретаря Евпаторийского горкома комсомола. Но это уже отдельная тема.

По счастливой случайности начало моей трудовой деятельности совпало с мощным подъемом и развитием Евпатории как всесоюзной детской здравницы.

парусами с выключенными двигателями, где Тихий и Атлантический океаны соединяются у самой южной точки архипелага Огненная земля, заслужив международный морской титул «Альбатрос».

В 1991 году, когда распался СССР, «Атлантика» избавилась от судна, приносящего убытки. Оно перешло в Керченский технологический университет, который не мог его финансировать. Парусник взяла в аренду немецкая турфирма, которая полностью его обслуживала, платила экипажу.

В 2005 году институт не перечислил в министерство Киева деньги, и оно запретило выход судна. До 2015 года парусник простоял брошенный на угольном причале.

В 2016 году Росморпорт во главе с Тарасенко А.В. отремонтировал Фрегат и передал для прохождения практики курсантами морских вузов. Руководит экипажем парусника опытный капитан Александр Григорьевич Онищенко.

Наталья СЛЮСАРЕНКО