Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
К

КОНСТИТУЦИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: БОЙ ДЛИЛСЯ 155 ДНЕЙ И НОЧЕЙ

(Вебсайт Леонида Грача от 20 октября 2009 года)

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Конституция Крыма рождалась в непростых условиях противостояния и жесточайшей борьбы. После крушения иллюзий, потерь и разочарований, мы, крымчане, нашли в себе силы принять, представить в Киев и добиться утверждения Верховной Радой Украины такой Конституции АРК, которая на сегодняшний день наилучшим образом позволяет:

– РАЗРЕШАТЬ ГОДАМИ КОПИВШИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ;

– ПОЛОЖИТЬ НАЧАЛО МНОГИМ СОЗИДАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССАМ НА ПОЛУОСТРОВЕ;

– УРЕГУЛИРОВАТЬ ПРАВОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕНТРА И АВТОНОМИИ;

– НАПОЛНИТЬ РЕАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СТАТУС АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ;

– ФОРМИРОВАТЬ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО СВОЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И БЮДЖЕТНУЮ ПОЛИТИКУ, РАЗВИВАТЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.

После развала СССР крымчане были поставлены в политическую, финансовую, экономическую изоляцию. Автономная Республика Крым оказалась в правовом вакууме, а точнее, в условиях правовой вакханалии, являясь с одной стороны регионом, где сосредоточен узел острейших геополитических, геостратегических интересов, а с другой стороны – острейшие социально-экономические проблемы ей приходилось решать в наэлектризованной атмосфере внутренних межнациональных, межрелигиозных и межэтнических настроений.

Вот почему назрела архиважная задача: не дать ввергнуть Крым в пучину, не допуская беды – кровавого конфликта на межнациональной и геополитической почве. Предстояло развязать сложнейший узел проблем, которые не позволяют развиваться нашей автономной республике, строить нормальные правовые взаимоотношения с государством, в состав которого она входит, с органами местного самоуправления, и, что самое главное, – существование этих проблем не позволяло обеспечить достойный уровень жизни крымчан.

Решить эту задачу в рамках закона могла Конституция АРК, историческую миссию принятия которой мог взять на себя только один человек – Грач Леонид Иванович, Председатель Верховной Рады Крыма (1998-2002 г.г.).

На правах очевидца готов предоставить вниманию широкой общественности хронику событий того важного исторического периода Автономии.

30 июля решение Верховной Рады АРК (№ 143/II) включить в план нормативно-правовых и иных актов ВР АРК на второе полугодие 1998 года проект «О Конституции АРК», срок предоставления – сентябрь, срок рассмотрения – октябрь.

16 сентября состоялось решение президиума ВР АРК «О создании комиссии президиума ВР АРК по организации подготовки проекта конституции ВР АРК».

21 сентября. Решение рабочей комиссии Президиума: «поручить юридическому отделу секретариата ВР АРК доработать неутвержденные статьи Конституции АРК в соответствии с Конституцией Украины и с учетом интересов автономии. С целью оказания практической помощи и устранения противоречий отдельных статей конституции АРК и Конституции Украины привлечь с их согласия к работе комиссии по подготовке Конституции АРК ведущих ученых Украины». Председатель – Багров Н. Цель Н. Багрова – запустить материалы по Конституции по большому кругу и затянуть процесс ее принятия, заболтать в юридических дебатах. Он вбросил заведомо провальный вариант прежней Конституции, многие положения которой противоречили украинскому законодательству.

28 сентября. Грач зарегистрировал под символическим номером «1945» свой проект «О Конституции АРК», который стал полной неожиданностью для всех, прежде всего для Багрова, Куницына и его команды. Это была бомба. Никто не ожидал такого поворота событий.

Со стороны оппонентов начался необъявленный бойкот конституционному процессу, целью которого было намерение отбросить крымчан назад, к временам Конституции 1995 года и таким образом начать на новом витке правовую войну между Симферополем и Киевом.

Но Грач идет своим путем, невзирая на препоны. Прежде чем вынести Конституцию на рассмотрение депутатов, он проконсультировался с учеными и, получив в целом одобрение, пошел в бой.

6-7 октября по поручению Л. И. Грача – первый выезд рабочей группы в Киев для представления проекта Конституции на заседании Комитета по правовой реформе ВР Украины. В. Сиренко, беспартийный, доктор юридических наук, ведущий ученый в области государства и права Украины, после короткого доклада о проекте Конституции был поражен правовой чистотой данного проекта Конституции. Он внес кое-какие рекомендации и высказал мнение, что данный проект является шагом вперед по сравнению с Конституцией 1995 года. Он сказал: «Принят правильный шаг, Конституцию образца 1995 года дорабатывать бесполезно, ибо то - эклектика, а проект Конституции Грача – это диалектика в правовом поле».

12 октября. На заседании Координационного Совета «Согласие ради возрождения» проект получил одобрение лидеров более 20 политических партий и движений Крыма. 14 октября состоялись парламентские слушания по проекту крымской Конституции, предложенному Грачом. Решение – поддержать проект Конституции и вынести на рассмотрение сессии. В этом заседании не принимали участие депутаты от НДП, которую возглавлял в Крыму С. Куницын, Председатель Совета министров АРК. С. Куницын: «Не надо форсировать принятие столь основополагающего документа как Конституция. Она должна быть тщательно подготовлена с учетом прежней Конституции Крыма от 1 ноября 1995 г.»

К слову, 17 октября в Крым прибыли для участия в работе IV отчетно-выборной конференции КРО НДП Е. Кушнарев – руководитель администрации Президента, А.Толстоухов – министр Кабинета Министров Украины.

(Вертикаль власти Кучмы по отношению к Крыму была очень четко выражена. Действовала безупречно. Кушнарев – глава секретариата президента от партии НДП; Пустовойтенко – председатель правительства от партии НДП; Толстоухов – министр Кабинета министров, серый кардинал, тоже от партии НДП; Р. Бессмертный (член НДП) был представителем президента в Верховной Раде Украины; Киселев – Представитель Президента Украины в Крыму; Куницын – Председатель Совета министров АРК, председатель КРО НДП).

Грач в это время находился на лечении в Феодосии, весь этот период был использован им для работы над текстом Конституции. Здесь хотелось бы подчеркнуть важный момент. Грач проявил себя как опытный психолог, провидя дальнейший расклад событий и то, какую роль в них может сыграть один из тех, к мнению которого будут прислушиваться: «Кушнарев умеет глубоко видеть ситуацию, анализировать, его мнение авторитетно, поэтому нужно довести до его сведения положения Конституции. Он навряд ли читал эту Конституцию, а знает о ней, судя по всему, лишь со слов Куницына. Поэтому нужно на основе текста Конституции все разъяснить». 18 октября состоялся откровенный, принципиальный разговор по основным положениям проекта. Когда прощались в аэропорту, у трапа самолета Кушнарев сказал Куницыну: «Конституция не такая уж плохая, как ты ее нам рисуешь. Почитай ее внимательно. Там есть очень много заслуживающего внимания. Да и вообще давным-давно пора тебе встретиться с Леонидом Ивановичем». На этом они растались. После чего Куницын меня попросил найти текст проекта Конституции. На что я ему ответил, что этот проект у меня под рукой, и тут же ему отдал. «Ну что же, по дороге и почитаю», – сказал Куницын и поехал к Грачу. В результате состоявшейся встречи на заседании фракции «Солидарность» (НДП) 18 октября наконец-то начали обсуждать проект нашей Конституции. Руководство НДП Украины решило не будоражить настроения крымчан. Но при этом немногим позже в Киеве НДП совместно с РУХом предприняли все усилия, чтобы Конституция не утверждалась. Таким образом, со стороны Куницына велась двойная игра: на первом этапе одобрить, а на втором, решающем, завалить и тем самым «высечь» Грача и в его лице коммунистов с их проектом Конституции. (Пустовойтенко после утверждения Конституции с явным лицемерием поздравил Грача и констатировал, что не вся фракция НДП голосовала против Конституции АРК). 21 октября. Пленарные заседания 2–й сессии ВР АРК. Большинство депутатов ВР АРК прислушались к тревожным прогнозам Леонида Ивановича и 21 октября в 17 ч. 21 мин. 82 голосами Конституцию приняли.

Не голосовали или голосовали «против»: Багров, Родивилов, Аронов, Константинов, Шкаберин; банкиры: Бурдюгов, Воюш, Прадун. 21 октября. Образована Конституционная комиссия ВР АРК. Решение ВР АРК «О Конституционной комиссии Верховной Рады АРК для работы в ВР Украины по утверждению Конституции АРК»: 1) Образовать данную комиссию в составе 23 человек, представителей всех фракций и общественно-политических движений Крыма; 2) Предоставить Конституционной комиссии ВР АРК для работы в Верховной Раде Украины по утверждению Конституции АРК право вносить в текст Конституции АРК редакционные изменения, предложенные в период рассмотрения и согласования ее в комитетах ВР Украины.

В качестве пояснения можно заметить следующее.

Само предложение создать эту комиссию является шедевром правовой мысли и организационной интуиции Грача. В чем это выражается. Согласно конституции Украины, ст. 135, АРК имеет свою конституцию. Конституция АРК принимается ВР АРК и утверждается ВР Украины простым большинством голосов. Все, два слова. Принимается и утверждается. Между этими действиями правовая пропасть. Механизм утверждения как бы прост. Верховная Рада Украины должна или утвердить Конституцию АРК, принятую ВР АРК, или не утвердить. Но как это сделать, если народные депутаты Украины не могут вносить изменения или дополнения в Конституцию АРК. Предложенной Грачом Конституционной комиссии и суждено было стать тем инструментом, который сглаживал бы нюансы юридических противоречий, возникающих в ходе обсуждения и утверждения Конституции. И на долю этой комиссии легли большие объемы в плане редакционных изменений, которые были внесены в комитетах ВР Украины. Предвосхищая события, можно сказать, что в основном борьба затем развернулась вокруг этой комиссии. Наши оппоненты хотели ее ликвидировать или выхолостить. 26 октября. Конституция АРК официально представлена в ВР Украины как документ на утверждение.

С 26 октября по 27 ноября. Выезд рабочей группы ВР АРК в Киев для работы по рассмотрению Конституции в ВР Украины. После принятия Конституции началась тяжелая ежедневная работа ученых целого ряда различных экспертных комиссий в Киеве – шел постатейный анализ Конституции. Иначе говоря, наша Конституция прошла правовое чистилище каждого слова, каждой статьи.

16 ноября 1998 года состоялось заседание президиума ВР АРК, на котором обсудили результаты поездки крымских депутатов во главе с председателем Грачом Л. И. для работы в комитетах и фракциях ВР АРК. Встретившись с руководителями всех комитетов и представителями всех фракций, Грач убедился, что, несмотря на существование различных точек зрения, в целом мнение едино: в Конституции Крыма нет противоречий с Конституцией Украины и ее надо утверждать. Особенно эта уверенность окрепла после встреч с главой Верховной Рады Украины А. Ткаченко и председателем Конституционного суда И. Тимченко, которые с большим пониманием отнеслись к тому, что после утверждения Конституции проблемы автономии решать будет легче. Около часа длилась беседа Л. Грача с президентом Украины Л. Кучмой. Касаясь вопросов Конституции, президент выразил поддержку ее основным положениям и статьям.

19 ноября. Президент Кучма во время встречи с председателем ВР АРК, председателями облсоветов, руководителями фракций, комитетов украинского парламента еще раз подтвердил, что выступает за скорейшее утверждение Крымской Конституции, и высказал поддержку ее основных положений, обратился к руководителям всех структур парламента с просьбой поддержать Конституцию АРК уже в декабре этого года.

27 ноября. 10.00. На встрече с Ткаченко Грач внес предложение создать рабочую группу по подготовке материалов к рассмотрению. Задача этой рабочей группы – оперативно готовить документы к рассмотрению и оказывать всяческое содействие крымской делегации.

27 ноября, 11.00. Председатель ВР Украины Ткаченко подписал распоряжение № 494 от 27 ноября 1998 года «О создании рабочей группы по подготовке материалов для рассмотрения ВР Украины вопроса о Конституции АРК».

27 ноября. 11.30. Первое заседание рабочей группы, на котором были обсуждены правки и рекомендации к тексту Крымской Конституции.

27 ноября. 18.00. На заседании Конституционной комиссии в ВР АРК обсудили предложенные поправки. «Главное, – подчеркнул Леонид Грач, – нет кардинальных смысловых изменений, сохранены основные важные направления, заложенные в Крымской Конституции: кадровая политика, экономический блок, статьи о защите русского языка, полномочия по вертикализации власти и кадровым вопросам».

4 декабря Грач позвонил Кучме. Президент еще раз твердо заявил о том, что он поддерживает основные положения Конституции Крыма.

7 декабря на согласительной комиссии ВР Украины рассмотрение проекта Конституции Крыма включено в повестку дня сессии Верховной Рады Украины на 15-18 декабря.

Так, делегация во главе с Грачом, пройдя через рутинный труд, через эти правовые рогатки, добилась включения вопроса в повестку дня сессии ВР Украины. Теперь начинался новый этап – рассмотрение Конституции АРК в профильных комитетах.

Заместитель Председателя Верховной Рады Украины В. Медведчук, руководитель рабочей группы по согласованию Конституции Крыма:

– Текст, переданный на рассмотрение народным депутатам, должен быть утвержден, потому что для этого есть все основания: и правовые, и политические. С утверждением Конституции Крыма должен быть положен конец разным спорам относительно того, являются или не являются Автономная Республика Крым и ее Основной закон частью правового поля Украины. («Крымские известия», № 246, 15 декабря 1998 г.)

А. Кушнир, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и деятельности советов: – Считаю, что Конституция Крыма – необходимый документ в решении проблем Крыма. Моя позиция как коммуниста заключается в том, чтобы в Конституции автономии было записано, что вторым государственным языком в Крыму является русский язык. Я еще раз повторяю, что это моя позиция, моих товарищей, моей фракции. Другие члены комитета – представители фракции РУХа и, я полагаю, Народно-демократической партии – занимают совершенно противоположную точку зрения. Они считают, что в документе слишком много места отдано русскому языку, определению его статуса, что должно быть больше отдано предпочтения украинскому языку. Но в комитете мы нашли согласие и понимание. Мы учли, что есть Конституция Украины, в которой четко определен один государственный язык – украинский, и в этих условиях большего, чем отражено в Конституции Крыма, сделать было невозможно. («Крымские известия», № 246, 15 декабря 1998 г.)

В. Сиренко, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой реформы:

– Текст Конституции Автономной Республики Крым соответствует Конституции Украины и может быть вынесен на сессию Верховной Рады Украины. Данная Конституция принимается в условиях, когда законодательство Украины еще не приведено в соответствие с недавно принятой Конституцией Украины. Я считают, что документ, предложенный для рассмотрения, – добротный, нормально выписанный. И оснований для опасений, что якобы этот документ угрожает унитаризму Украины или порождает основания для сепаратизма в Крыму, нет.(«Крымские известия», № 246, 15 декабря 1998 г.)

10 декабря. Заседание комитета по вопросам правовой реформы. Грач: «Мы сегодня садимся и работаем до утра». В этот же день Грача с острым двухсторонним воспалением легких забирает «Скорая помощь» в киевскую больницу. Но он продолжал руководить рабочей группой и неоднократно, вопреки врачебным запретам, с высокой температурой, покидал больничную палату для работы в парламентских комитетах.

В итоге все замечания были проанализированы, собраны в единый документ и в виде рекомендаций отосланы в Симферополь для рассмотрения Конституционной комиссией. Редакционные правки этой комиссией были утверждены. Текст Конституции был напечатан и роздан всем народным депутатам Украины для рассмотрения на сессии ВР Украины 15 декабря.

Представители оппозиции запаниковали. Заявили о своем неприятии Конституции меджлис крымско-татарского народа, Русская община Крыма, партия «Союз», Народно-демократическая партия. Полное невосприятие Конституции Крыма высказывал с самого начала руководитель Русской общины С. Цеков.

Октябрьская подковёрная мышиная возня переросла в декабре в открытую войну против Конституции Грача. Маски сброшены.

Ситуация целенаправленно накалялась до предела. Чтобы сорвать намеченное на 15 декабря рассмотрение Крымской Конституции на сессии ВР Украины, 33 крымских депутата сознательно подписывают документ с требованием о созыве внеочередного пленарного заседания ВР АРК по отзыву Конституции АРК.

Это можно назвать ударом в спину крымчанам: провести сессию в Симферополе до 15 декабря и тем самым не позволить рассматривать Конституцию в Киеве. Среди подписантов С. Куницын, В. Киселев, Р. Аронов, С. Велижанский, В. Шкаберин и другие. Но оппозиция просчиталась: заявление 33 депутатов было зарегистрировано в ВР АРК 11 декабря в 16.00, а уже через пять минут было подано заявление трех депутатов об отзыве своих подписей, а затем заявление еще 10 депутатов. Таким образом «заявление 33» стало недействительным. Провокация по созыве внеочередной сессии лопнула как мыльный пузырь. Однако интриги были замечены в Киеве. 15 декабря. Сессия ВР Украины. Конституции АРК набирает 210 голосов, не хватило 16 голосов.

Если смотреть в глубину реалий, то суть заключается в том, что определенные политические силы хотели бы вопреки любым правовым нормам заниматься переделом собственности, что называется, «дерибанить Крым» и тем самым держать полуостров в качестве политического детонатора, который можно привести в действие в нужный момент.

В период работы команды под руководством Л. Грача над новым текстом Крымской Конституции осенью 1998 года и после ее утверждения политические оппоненты Компартии были буквально взбешены состоявшейся победой коммунистов, так они расценили факты обретения Крымом Конституции и затем, в конечном итоге, подписания ее Президентом Украины. Различные политические группировки развязали в прессе информационную войну против Л. Грача и против Конституции АРК, был предпринят ряд попыток парламентских переворотов с целью отстранения от руководства парламента Л. Грача, а затем внесения изменений в текст новой Конституции Крыма. Оппоненты понимали, что, имея в руках юридический инструмент влияния на развитие крымского общества, лидер крымских коммунистов, будучи на посту Председателя ВР АРК, получит возможность при поддержке своих соратников, всех крымчан еще более укрепиться во власти, добиться позитивных изменений в социально-экономической, внешнеполитической сферах. Тем самым, рассуждали конкуренты, общественные симпатии, и без того находящиеся на стороне левых, будут преумножаться и перетекать в лагерь Коммунистической партии, как той силы, которая выражает интересы простых людей и на крымском примере демонстрирует успешный опыт разрешения социально-экономических проблем. Вот почему Л. Грачу и его сторонникам в парламенте как до, так и после утверждения Конституции была объявлена самая настоящая блокада со стороны различных политических сил, в том числе и со стороны Совета министров, которым руководил лидер НДП С. Куницын. По сути противникам Л. Грача хотелось в своих интересах состряпать филькину грамоту под громким названием «Конституция Крыма», и уже на базе этого жить по принципу «что хочу, то и ворочу», тем самым поддерживалась бы высочайшая криминализация всех сфер Крыма. Сложившуюся ситуацию Л.И.Грач охарактеризовал тогда, в октябре 1998 года, так: «Если кому-то хочется, чтобы мы превратились в Косово со всеми вытекающими последствиями, – тогда продолжайте и дальше тот конституционный бедлам, который затеяли в последнее время».

16 декабря. Возвращаемся к исходному варианту. Заседание Комитета по правовой реформе. Принято решение вынести доработанный документ на рассмотрение пленарного заседания сессии 23 декабря в 10 часов утра.

16-21 декабря. Интенсивная работа крымской делегации во фракциях ВР Украины и с отдельными народными депутатами Украины. Отсчет времени стал идти уже не на дни, а на часы и даже на минуты.

22 декабря. 10.00 – 12.00. По настоятельной просьбе Грача президент Кучма в связи с рассмотрением Верховной Радой Украины Конституции АРК проводит специальное совещание. По его итогам было принято решение доработать поправки к тексту Конституции АРК до 18.00.

22 декабря. 12.00 – 18.00. Идет доработка поправок.

18.00 – 21.00. На заседании Комитета по правовой реформе обсуждаются поправки к тексту.

Однако противники Крымской Конституции Киселев, Куницын, Бессмертный начинают умышленно затягивать обсуждение поправок. Достаточно сказать, что предложения Бессмертного поступили глубоко за полночь, уже начинался день 23 декабря. В чем заключалась технология саботажа? Дело в том, что до начала пленарного заседания по регламенту ВР Украины текст Конституции АРК должен быть роздан на руки депутатам. До этого должна была заседать Конституционная комиссия в Симферополе, которая утверждала редакционные правки, отработанные на согласительной комиссии у Президента Украины. Наши враги легли спать спокойно, понимая, что ни физически, ни технически невозможно разрешить те препоны, которые они нам создали. Они все просчитали до мелочей. Согласно их сценария вопрос об утверждении Конституции АРК по регламенту не мог быть включен в повестку дня, так как не было текста Конституции АРК, который должен был быть утвержден с внесенными изменениями, утвержденными ВР Крыма и согласованными с Комитетом по правовой реформе ВР Украины. Нет текста – нет проблем. Если 23 декабря не вносится, то, следовательно, до Нового года не рассматривается. А тем более после Нового года – года президентских выборов. Таким образом, Конституция АРК не утверждается ВР Украины, и вся вина ложится на плечи Грача – согласно технологии, разработанной Куницыным и Киселевым.

Из интервью Куницына и Киселева: «Если Конституция не будет утверждена, вся вина ложится на Грача, а следовательно, его надо снимать с должности». Таким образом, недруги Конституции АРК вроде бы, как они полагали, просчитали все до мелочей. Но не учли то, что они боролись с личностью, имя которой Грач, и обмануть, обойти, обкрутить эту глыбу, этого опытного партаппаратчика, практически невозможно.

22 декабря. 22.00 – 23 декабря. 05.00. Всю ночь в Киеве по поручению Грача трудилась рабочая группа Верховной Рады Крыма, которая сумела сгруппировать все редакционные изменения, внесенные участниками совещания у Президента и отослать их по факсу в Симферополь. Кстати, наши враги попытались похитить насильственным путем компьютерную дискету с обобщенным материалом (депутат Ч. пытался вырвать дискету из рук представителя рабочей группы, которого подкараулил ночью в темном коридоре парламента за углом).

23 декабря. 05.00 – 07.00. В Симферополе в ВР АРК готовится заседание Конституционной комиссии с учетом полученных по факсу документов из Киева. 23 декабря. 07.00 – 08.00. На заседании Конституционной комиссии утверждаются поправки к тексту Крымской Конституции. Решение Конституционной комиссии отсылается обратно в Киев самолетом.

23 декабря. 10.00. Председатель ВР Украины А. Ткаченко по просьбе Л. Грача вносит предложение перенести рассмотрение вопроса об утверждении Крымской Конституции с 10.00 на 16.00 того же дня.

23 декабря. 11.00 – 12.00. Последнее заседание Комитета по правовой реформе, которое, по большому счету, должно было формально согласовать редакционные правки, утвержденные в Симферополе. Все эти замечания были заранее еще раз отработаны и не представляли никакой сложности для Комитета по правовой реформе. Однако, Киселев, Бессмертный, Куницын утверждали: если нет документов – не будет заседания Комитета. Сиренко сказал: раз вы требуете документы – решения Конституционной комиссии о редакционной правке, – будем ждать, когда они появятся. Грач заметил, что это идет преднамеренное затягивание времени, на самом деле документы готовы и с минуты на минуты будут в Комитете. Члены Комитета решили ждать. И вдруг как гром среди ясного неба: открылась дверь и внесли эти документы. (Поправки были утверждены большинством голосов и для убедительности и для достоверности подписаны всеми членами Конституционной комиссии и с мокрыми печатями отосланы в Киев самолетом). Однако Киселев продолжал строить козни. Он решил далее тормозить работу Комитета, чтобы не успели рассмотреть вопрос о редакционных изменениях Конституции АРК. Он сказал, что все эти редакционные изменения с ним лично не согласованы, у него якобы четыре страницы предложений и поправок, которые он оставил на рассмотрение. И по-иезуитски потребовал, чтобы все эти изменения были официально утверждены Конституционной комиссией в Симферополе. По настоянию Грача Сиренко отказывает Киселеву в рассмотрении всех его предложений. Принимается решение вынести рассмотрение Конституции АРК в сессионный зал. Вредители потерпели фиаско.

23 декабря. 12.00 – 14.00. Печатание и раздача народным депутатам текста Конституции АРК.

23 декабря. 16.00. Председатель ВР Украины А. Ткаченко на вечернем пленарном заседании объявляет о рассмотрении вопроса об утверждении Конституции АРК. В зале была накаленная атмосфера. Однако, обладание железной выдержкой обезоруживало оппонентов Грача. Даже когда ему, выступавшему с трибуны, руховцы кричали: «Падло, кажи на української мові» – да ещё и матом, Грач их проигнорировал. Он понимал, что подобная злоба происходит от бессилия.

Из стенограммы выступления Председателя ВР АРК Л. Грача 23 декабря 1998 года с трибуны на сессии ВР Украины в ходе утверждения Конституции АРК: «Уважаемые народные депутаты! Следует подчеркнуть, что в последнее время крайне повышенный политический интерес к Конституции Автономной Республики Крым, на мой взгляд, объясняется прежде всего различным пониманием того, каким содержанием будут наполнены уже привычные для нас понятия «демократическая, правовая, суверенная Украина».

Именно поэтому в толковании данных понятий столкнулись политический, личностный, региональный и иные интересы, судьбоносные для Украины, и проблемы приобретают порой то драматический, то трагикомический оттенок. На переплетении этих интересов и оттенков оказалась и острая дискуссия, правда, достаточно скрытая по своей сути, вокруг наличных, а в большей степени мнимых недостатков Основного Закона Автономной Республики Крым.

И чем больше политический и региональный оттенок или интерес просматривается, тем более уродливыми и опасными становятся действия, направленные на попрание государственного интереса, а подчас представляющие реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности Украины.

Однако пора бы уже нам всем сделать вывод из нашего собственного горького опыта и задуматься над тем, что стоит за умалением роли и ответственности государства, за игнорированием воли народа или бездумным, а подчас и преступным потаканием криминальным устремлениям. Народ за это всегда отвечал и будет отвечать. Я со всей ответственностью хочу заявить с трибуны высшего законодательного органа Украины, что последние события поставили Крым на лезвие ножа и водят его по нему. Однако мы не допустили и не будем допускать того, что называется конфликтом. Тогда встает вопрос: почему же мы сегодня уклоняемся от кардинального решения проблемы и подменяем оптимальный поиск правового решения в становлении и существовании Автономной Республики Крым, прямо скажем, узкопартийными и иными расчетами? Почему мы упорно игнорируем тот факт, что Автономная Республика является, с одной стороны, узлом острейших геополитических, геостратегических и геоэкономических интересов, а с другой стороны, острейшие социально-экономические проблемы ей приходится решать в наэлектризованнейшей атмосфере внутренних межнациональных, межрелигиозных настроений, в условиях правовой вакханалии? Нам нужно мужество, чтобы прямо смотря в глаза реалиям, сказать, что мы можем вообще в результате сотворить.

А суть реалий состоит в том, что определенные политические силы хотели бы держать Крым в качестве политического детонатора, который можно привести в действие в нужный для соответствующей силы момент. Вот почему этим силам нужна такая Конституция, которая суммой своих несовершенств создавала бы правовую базу для такого детонатора. Или вообще не дать Крыму Конституцию, и отвечать за это придется теперь уже не Крыму.

Думаю, уместно спросить у некоторых партий: они выражают волю народа или самих себя и сеют ядовитое семя сепаратизма? Ответ может быть один: политик, если он, конечно, соответствует предназначению, должен осознавать свою ответственность перед народом, а не выполнять чей-то политический заказ. Тогда он политик. Вот почему, взвешивая все за и против, каждый из нас должен осознать прежде всего степень личной ответственности и исходить из того, чего же мы хотим от Автономной Республики Крым? Какой хотим видеть ее? А если точнее, какой хотим видеть Украину – правовой, демократической, суверенной или же государством, в котором эти понятия обесцениваются в угоду собственным и иным амбициям?

Я очень надеюсь на победу разума и прошу проголосовать за утверждение Конституции Автономной Республики Крым. Знаю, что рассмотрение данного вопроса вышло далеко за пределы Крыма, что это волнует и интересует народ Украины.

Да, мы в течение многих недель работали с профильными комитетами и с замечаниями, высказанными целым рядом депутатов, фракций, партий, в том числе и вчера на последнем совещании в Администрации Президента.

Вам роздана сравнительная таблица, в которой на 99 процентов учтены замечания и редакционно улучшен текст Конституции. По ряду принципиальных вопросов, о которых мы говорили, Крым остался на своих позициях. Но я со всей ответственностью подчеркиваю (это разделяет и профильный комитет): Конституция Автономной Республики Крым полностью соответствует Конституции государства Украины».

23 декабря. 17.00. 230 депутатов проголосовали за утверждение Крымской Конституции. Так была достигнута наша победа!

23 декабря. 18.00. Первое поздравление Леонид Иванович Грач принял от Ивана Кондратьевича Лутака, первого секретаря Крымского обкома Компартии, под руководством которого 40 лет назад был открыт Северо-Крымский канал. Поздравляя Грача, Лутак сказал слова, ставшие впоследствии крылатым выражением: «Я дал Крыму воду, а ты, Леня, дал Крыму свободу».

24 декабря. Триумфальное возвращение Грача в Симферополь, торжественная встреча его на железнодорожном вокзале крымчанами.

31 декабря 1998 года. Кучма подписал закон об утверждении Конституции АРК. Конституция АРК вступила в законную силу.

Юрий Корнилов,

заместитель Председателя ВР АРК (1998-2002),

депутат ВР АРК,

заместитель Председателя Совета министров АРК

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla