Михаил КОРНИЕНКО: «В МВД ЧИСТКИ НЕТ. МЫ ПРОСТО НАВОДИМ ПОРЯДОК»

(Газета «2000» от 26 января – 1 февраля 2007 года)

Грядущие в Министерстве внутренних дел перемены с приходом нового министра и практически полной сменой всех членов коллегии МВД превратились в предмет обсуждения в СМИ и горячих дебатов политиков еще до того, как стали свершившимся фактом. И вот окончательные решения приняты, соответствующие приказы министром подписаны. Рассказать о причинах и сущности происходящих в ведомстве перемен мы попросили первого заместителя министра внутренних дел МИХАИЛА КОРНИЕНКО. И первый вопрос, естественно, о кадровых перестановках, которые кое-кто уже поторопился назвать «политической чисткой».

«Черные списки» в МВД — это чепуха!

— Каждый руководитель, придя на новое место работы, начинает с того, что знакомится с подчиненными. Прежде всего — с теми из них, которые решают задачи по управлению какими-то коллективами, в нашем случае — подразделениями. Именно с этого начал свою работу и министр внутренних дел Василий Петрович Цушко. У него было достаточно времени, чтобы ознакомиться с состоянием дел в МВД, с расстановкой кадров, подготовкой, соответствием тем функциям и задачам, которые они выполняют. Министр подходит к вопросу кадров очень щепетильно: не рубит с плеча и не ставит своей задачей кого-то просто взять и сместить только потому, что человек «был в старой команде». Первое требование министра Цушко к сформированной уже при нем коллегии МВД, равно как и ко всем прочим руководителям ведомства: чтобы все шаги в кадровой области осуществлялись коллегиально и открыто, прозрачно, чтобы кандидатуры на назначение рассматривались последовательно.

Что это значит? С человеком, который назначается на должность, беседу проводит руководитель того департамента, куда он назначается, потом замминистра, после этого собирается коллегия, которая определяет соответствие человека той или иной должности... И только затем министр принимает окончательное решение — как руководитель, который отвечает за всю структуру и наделен функцией единоначалия в этой системе. Но он принимает это решение только после решения коллегии.

Как только мы пошли по этому пути, стало ясно, что не все люди, которых нам рекомендуют (будь-то замминистра или руководитель службы МВД), отвечают требованиям. Поэтому уже на первых порах отсеивалось процентов десять из тех, кого планировали к назначению на те или иные должности.

— Каким образом происходил «отсев»?

— Все претенденты изучались предварительно. Но окончательное решение принималось после их собеседований на коллегии, где задавались вопросы, касавшиеся их познаний в той или иной области, их способности ориентироваться в ситуации. На основании собеседования в каких-то случаях принималось решение претенденту отказать. Считаю, что именно такой процесс отбора среди «кандидатов в начальники» является положительным — потому что именно при такой системе не проходит чья-то протекция или, тем более, покупка должностей.

— Все решалось «единодушным одобрением» или все-таки были споры?

— Были и споры. Порой — очень острые. Бывало, что кто-то из членов коллегии делал замечания по поводу претендента на назначение и раскрывал те стороны, о которых кто-то не знал, естественно, аргументируя свое мнение... Иногда два или три человека кого-то защищали, но после того, как большинство членов коллегии приходили к выводу, что замечания были справедливыми, остальные также соглашались. Шла очень острая дискуссия, потому что кто-то знал человека с одной стороны, кто-то — с другой... При этом те члены коллегии, кто помоложе, и кто оставался «в системе» в последние годы, раскрывали многие моменты, о которых мы, вернувшиеся в аппарат министерства после определенного перерыва, не знали, и мы принимали их мнение во внимание.

Мне кажется, что для дела полезнее, когда принимается согласованное решение, как в нашем случае, когда за человека голосовало «за» или «против» большинство членов коллегии. Особенно когда речь шла об оценке начальников УВД и линейных управлений милиции на транспорте, об оценке руководителей департаментов и служб МВД. Должен сказать относительно предыдущих министров, которые были профессионалами-милиционерами, их подход отличался от методов «гражданского» министра. Когда министр — человек в погонах, то есть субординация и все его команды выполняются. Мнение министра безусловно является преобладающим. «Гражданский» же министр дает всем сторонам возможность высказаться, просит ничего не таить, если кто-то что-то знает, и тем самым создает атмосферу откровенного разговора. Все мы — живые люди, и, наверное, никто не застрахован на сто процентов от субъективизма, но когда решение принимается коллективно, когда после сколь угодно жарких споров коллегия все-таки приходит к какому-то определенному общему мнению и принимает решение, то субъективизма в любом вопросе однозначно будет меньше.

Если говорить об оценке деятельности начальников УВД, думаю, что у нынешнего руководства МВД было достаточно времени, чтобы изучить деятельность каждого и каждому дать оценку. Разговоры о том, что есть какой-то список, в котором 360 человек или больше, — абсолютная чепуха. Я заявляю это совершенно категорически и официально. Никаких «проскрипционных» списков нет. Идет логичное и закономерное в нынешней ситуации изучение руководящего состава, оценка его и уже потом принятие решений относительно каждого конкретного руководителя — будет он дальше работать или нет.

Некоторые начальники УВД превратились в «царей»...

— Каковы критерии этой оценки? Ведь в различных СМИ уже прозвучали утверждения некоторых политиков о том, что в МВД идет «политическая чистка», а критерием является исключительно приверженность вполне определенным партиям...

— Никакого «политического критерия» нет. Когда министр Цушко только пришел, он провел ряд встреч и совещаний с личным составом, в ходе которых сказал, что сам вышел из Соцпартии, что он беспартийный, и никаких приоритетов и привилегий по партийной принадлежности не будет.

Мы, милиция, вне политики, и это записано в законе «О милиции». А потому мы обязаны в оценке всех без исключения сотрудников ведомства руководствоваться только одним критерием — это профессионализм. Если же речь идет о руководителе, то это значит, что он должен уметь управлять, то есть ему должны быть присущи организаторские способности: повести за собой людей, поставить перед ними задачи и проконтролировать их выполнение. Третий критерий — моральные качества. Такие критерии ставятся во главу угла.

Многие из тех, кто был назначен на достаточно ответственные посты в системе МВД ранее, этим критериям, к сожалению, не отвечают. Есть начальники УВД, которые пришли не из нашей системы, есть начальники, которые не прошли должной школы. К примеру, не были начальниками райотделов, других органов милиции, а без досконального знания их работы просто невозможно эффективно руководить, допустим, областным управлением милиции. Были те, у кого имелся опыт милицейской работы, но только в какой-то одной службе. Однако чтобы руководить всеми службами милиции в масштабах города или области, этого совершенно недостаточно! У нас почему-то очень любили тех, кто был начальником ГАИ — если он им был, то обязательно должен стать начальником УВД! Мы несколько таких претендентов «зарубили»... «Зарубили» потому, что их опыт был не достаточно всесторонен. Возможно, они могли бы быть хорошими руководителями — в своей области... Но будем объективны — если человек в своей жизни ничем, кроме, допустим, той же Госавтоинспекции не занимался, если его возраст приближается к пятидесяти, то ему очень тяжело будет постичь оперативно-розыскную деятельность, сущность работы следствия или того блока милиции, который отвечает за общественную безопасность. Поэтому таким людям в назначении на определенные должности отказывали — что, кстати, совершенно не означает, что они не могут «расти» прекрасно в другом, «своем», направлении...

Такие подходы были, по таким критериям отобрались люди на руководящие должности. Что же касается тех, кому придется эти должности освободить... Да, действительно, когда мы посмотрели на результаты последних операций, проводившихся МВД в масштабах всей страны, посмотрели, как нынешние руководители УВД реагируют на постоянно возникающие в деятельности милиции ситуации (резонансные преступления: заказные убийства, разбои, грабежи, особенно групповые, когда совершаются преступления, имеющие характер серийных), то кое к кому возникли серьезные вопросы. Мы убедились, что многие милицейские руководители областного масштаба стали чувствовать себя просто-таки «царями»! Они не выезжают на место преступления, их не интересует раскрытие этих преступлений — все это отдается начальникам райоделов.

Такие факты были у нас по Крыму. Генерал Владимир Хоменко вообще перестал выезжать на места преступлений, нам докладывают (и мы в этом сами убедились), что так было всегда... Николай Каплий (начальник УМВД Украины в Черкасской области) позволял себе то же самое. Это просто недопустимо! И, к сожалению, это касается не только этих двух руководителей.

Есть и другие примеры, когда в ходе проведения операции нас очень смутили некоторые цифры, а потому в ряд областей выехали группы работников МВД, чтобы посмотреть, действительно ли были достигнуты те результаты, о которых нам докладывали. Проанализировав результаты, изучив мнение личного состава, населения, пришли к выводу, что ряд руководителей могут выполнять свои обязанности. Это относится к начальникам УМВД в Донецкой (Михаил Клюев), Херсонской (Михаил Ясельский), Сумской (Владимир Горпинченко), Ровенской (Сергей Поддубный), Харьковской (Игорь Репешко), Житомирской области (Владимир Бедриковский). В их работе тоже есть много недостатков, но они владеют ситуацией и управляют коллективами. Принято было решение оставить их на занимаемых должностях и дать им возможность в течение первого квартала доказать, что они являются людьми, достойными занимаемых должностей.

Но когда мы посмотрели на другие области — Винницкую, Волынскую, Днепропетровскую, то увидели, что там есть очень много проблем. То же — в Киевской области. Было принято решение предложить руководителям этих областей оставить свои должности, а туда назначить новых людей. Аналогично по Черниговской, Черновецкой областям, по городу Севастополю и по половине линейных управлений милиции на транспорте.

В то же время было решено отдельных руководителей УВД, так сказать, «переместить по горизонтали», то есть провести ротацию руководства — это для украинской милиции нормальная практика.

Решения о переводе того или иного руководителя из одного региона в другой мы принимали, руководствуясь различными соображениями. Безусловно, все областные милицейские управления значительно отличаются друг от друга — по величине, по нагрузкам, по количеству населения, по территории и по оперативной ситуации. К примеру, в отношении Виталия Максимова из Львова было принято решение переместить его в Закарпатье. Он отнесся к этому с пониманием, тем более что хорошо знает этот регион, и только от него будет зависеть, как он там сработает. Владимира Гаврилюка из Хмельницкой области решено переместить в Тернопольскую, где он будет занимать ту же должность начальника УВД.

Расстановка сил, если говорить об УВД областей, на сегодня такова: десять начальников облуправлений или остаются на своих местах, или же проводится ротация их в другие области. По УВДТ (линейные управления на транспорте) — то же самое. Решено оставить начальников линейных управлений на Южной, Львовской и Приднепровской железных дорогах. Трое их коллег будут заменены.

Кто придет на новые должности? Практически все те люди, которые служили при министре Луценко и сейчас состоят на службе. Только в трех областях мы возвращаем тех сотрудников, которые были начальниками УВД ранее и были уволены в феврале—марте 2005 года. Речь идет о Киеве, о Черниговской области и о Севастополе. Туда соответственно будут назначены Алексей Крикун, Валерий Ноник и Василий Бирюков. Все остальные должности будут замещены руководителями, работающими ныне. Это или заместители начальников УВД, или те, кто уже был начальником УВД, а сейчас занимает другую должность, то есть люди, прошедшие определенную школу, «от станка», как говорят «на гражданке». Ни один человек не назначен «по блату»! Все, кто назначаются сейчас на руководящие должности, это офицеры и генералы, которые имеют авторитет у личного состава, обладают необходимыми управленческими навыками, умеют организовать раскрытие преступлений и их профилактику, могут организовать защиту прав и свобод гражданина. Вот эти качества назначаемых учитывались при отборе. Повторю еще раз: все назначения делались коллегиально, мы собирались не один и не два, а десятки раз, чтобы принять решение по той или иной кандидатуре.

— Существует ли испытательный срок для людей, которые сегодня назначены или переназначены на ответственные должности в системе МВД? Намерено ли руководство министерства предпринять какие-то меры, чтобы на местах не появились новые «цари»?

— Во-первых, все они будут под контролем. За всеми регионами закреплены заместители министра. Эта практика почему-то была утрачена нашими предшественниками. Мы к ней вернулись. На каждого замминистра приходится два-три, максимум четыре региона. И он сможет совершенно определенно их контролировать.

Мы сейчас готовим новую концепцию реформирования МВД — это очень серьезная работа, намерены ее завершить до 1 марта и представить Кабинету Министров. В рамках этого идет реформирование наших внутренних структур. В Главном штабе собираемся создать группу инспекторов, непосредственно закрепленных за областями. Они будут отслеживать и изучать ситуацию в областях, анализировать ее, докладывать замминистра и министру с тем, чтобы видеть — как руководство УВД осуществляет свои функции по обеспечению общественного порядка, раскрытию преступлений и их предупреждению. А потом ежемесячно будут приниматься управленческие решения о том, как область справляется со своими задачами во главе с тем или иным начальником. Всем начальникам УВД дан карт-бланш на первое полугодие. За это время они должны коренным образом повлиять на ситуацию в своих регионах и доказать, что были назначены не зря. Если этого не произойдет, будем вынуждены возвращаться к оценке их работы.

— И никаких «индульгенций» авансом?

— Никаких «индульгенций» никому никто наперед не выдает...

— А как же те руководители облуправлений милиции, которые считают, что их освобождают от должностей «несправедливо»? Ведь есть такие?

— Действительно, среди начальников УВД, которым было предложено покинуть свои посты добровольно, шесть человек схитрили. Кое-кто «залег» на больничный, кто-то почему-то, исходя из собственных субъективных позиций, считает, что он может исполнять эти обязанности. Мы дадим им оценку в ближайшее время — после изучения ситуации и проведения соответствующего служебного расследования. Вот тогда и сделаем выводы — смогут ли они выполнять эти функции... Но ни о каком «повальном увольнении» не может быть и речи.

Не увольнять, а учить и воспитывать

— «Чистки» в МВД нет?

— Нет. Мы просто изучаем ситуацию и хотим навести порядок и в воспитании кадров, и в их обучении, и в их дальнейшем движении по службе. Потому что в ряде случаев слишком оторвались начальники УВД от возглавляемых ими подразделений. А это просто недопустимо. Этого в дальнейшем не будет. Сейчас издан приказ министра и в соответствии с ним идет аттестация руководящего состава. Она будет проходить до 15 марта. По результатам этой аттестации соответствующие комиссии определят способность каждого облеченного властью сотрудника МВД руководить и возможность его дальнейшего пребывания в занимаемой должности.

Восстанавливаем сейчас должности замначальников милицейских органов по работе с личным составом. Они, я считаю, были упразднены неоправданно, потому что воспитанием личного состава (как и его подготовкой и контролем за прохождением службы, социальными вопросами) должен заниматься человек, который в этом разбирается, специально этому обучен, имеет определенный опыт, талант. Этот институт будет восстановлен в ближайшие дни. Это будет для МВД еще одним рычагом влияния на кадровые вопросы ведомства.

В будущем руководство МВД в работе с кадрами основной упор будет делать не на «чистки», увольнения и прочие «карательные меры», а на совершенствование работы тех, кто сегодня служит в милиции.

Сильную обеспокоенность у нас вызывает то, что в период, скажем так, примерно двух последних лет очень мало внимания уделялось подготовке руководящего состава милиции. Забывали учить начальников УВД областей, руководителей «низовых» органов внутренних дел — главного нашего звена, на котором зиждется система МВД. Сейчас мы это все восстанавливаем. Поставлена соответствующая задача, и мы ее выполняем — буквально со следующей недели у нас пройдут недельное обучение начальники УВД — как вновь назначенные, так и те, кто уже работает. Перед ними выступят не только все руководители министерства и руководители департаментов МВД, но и ученые (как из научных учреждений системы МВД, так и «гражданские» — юристы и экономисты). Полученные знания помогут в современных условиях эффективно осуществлять функции управления региональной милицией. Министром поставлена задача организовать учебы начальников гор- и райорганов. Это та категория, где люди у нас сегодня в основном работают начальниками менее двух лет, и их действительно надо учить. Это прежде всего молодежь. Средний возраст начальника райотдела — 32—35 лет. С одной стороны, это нормально, но нужно, конечно, чтобы этот офицер обладал определенной суммой знаний, чтобы мог справляться с непростыми милицейскими задачами.

— Какие еще новации ожидают украинскую милицию с приходом «нынешней команды»?

— Мы внесли предложение, и министр подписал представление в Кабинет Министров о внесении изменений в соответствующие правительственные постановления, чтобы специальные звания — до капитана включительно — присваивали начальники УВД (до этого они присваивали звания до подполковника включительно). А от майора и до полковника всему начальствующему составу звания присваивал бы министр.

Такое решение принято, потому что со сменой руководства МВД к нам стали поступать десятки обращений о том, что за назначение на должности и присвоение званий требуют деньги. Этим грешили все: от инспекторов кадровых аппаратов, работников подразделений внутренней безопасности и до людей, которые возглавляли регионы и департаменты. Чтобы на этом поставить крест, чтобы действительно звания старших офицеров присваивались объективно, было принято решение передать эту функцию МВД, где решения по каждому офицеру будут приниматься коллегиально. Думаю, Кабмин это поддержит. Кстати, это касается не только МВД, но и налоговой милиции, и Департамента исполнения наказаний. Грядущие изменения, если они будут приняты, коснутся и их сотрудников, потому что на них и на нас распространяются одни и те же нормативные и законодательные акты.

— Раз уж вы упомянули службу внутренней безопасности, то скажите — там что-то изменится? Уж очень много на эту службу нареканий — со стороны самих милиционеров...

— В службе внутренней безопасности изменится многое. Сейчас она отделяется от кадрового аппарата, то есть становится самостоятельной, подчиненной только министру внутренних дел. Организационно служба внутренней безопасности останется в ГУБОП, поскольку ее сотрудники занимаются оперативно-розыскной деятельностью и на них распространяется закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Но сформированы подразделения ВБ будут на основе коллегиального подхода, будут переаттестованы все работники, потом созданы региональные подразделения в УВД областей, и они будут оперативно подчиняться как начальнику УВД области, так и центру, то есть МВД.Это делается для того, чтобы у начальника УВД была возможность влиять на личный состав, организовывать проверки и оперативно-розыскные мероприятия относительно тех, кто не в ладах с законом. Потому что прежде всего начальник УВД в регионе отвечает за свой личный состав.

— Погоня за показателем «кто больше посадил милиционеров» прекратится? Многие сотрудники милиции надеются на то, что охоты на ведьм в рядах ведомства больше не будет.

— Охота на ведьм — это просто недопустимо. Речь идет о том, что в работе подразделений внутренней безопасности будет наведен порядок. Из состава выведут инспекции по личному составу — они войдут в состав кадровых аппаратов. Эти инспекции будут заниматься прежде всего жалобами граждан. Если СВБ будет заниматься, так сказать, «невидимой» частью работы по проверке личного состава (оперативно-розыскной работой по поступающим сигналам, например о коррупционерах, где необходимо проведение спецопераций, специальных оперативных мероприятий, необходимых для выявления взяточника), то инспекция по личному составу будет заниматься обращениями граждан. И работы ей хватит — за прошлый год поступило около двадцати тысяч жалоб граждан на действия наших сотрудников. Эти инспекции станут заниматься ими открыто, готовить заключение, а соответствующие начальники, в том числе и министр, будут принимать меры дисциплинарного воздействия к тем, кто не выполняет свои служебные обязанности и совершает действия, противоречащие закону.

— В результате будут разделены сотрудники милиции, совершившие проступки...

— ...и те, кто стал на путь коррупции или преступлений другого рода. Каждый ответит за то, что совершил, если обвинения подтвердятся. Но только за то, что совершил реально.

— А как вы относитесь к публикациям газеты «2000» о негативных явлениях в украинской милиции?

— Министерство относится к публикациям «2000» положительно. Прежде всего потому, что, наверное, впервые в нашей стране газета на такой системной основе подняла вопросы состояния дел в нашем «внутреннем» милицейском «доме». Открыто и откровенно заговорила о «соре», который, как правило, никто не хочет «выносить из избы». А ведь для того, чтобы навести порядок в доме, нужно прежде всего знать, откуда идет беспорядок...

Мы поддерживали и будем поддерживать справедливую и объективную критику. Ничего скрывать не будем. Будем говорить о том, что у нас плохо и как мы с этим боремся. Мы будем настраиваться на то, чтобы устранять причины негативных явлений — и преступлений, и коррупционных деяний, нарушений закона и служебных проступков. Думаю, такое сотрудничество будет длительным и полезным для общества.

Пользуясь случаем, от лица руководства МВД хочу обратиться к читателям (а мы знаем, что у еженедельника «2000» очень большая читательская аудитория): вы можете обращаться к нам по любым вопросам, которые касаются работы МВД, милиции, всех без исключения органов внутренних дел. Мы будем реагировать, это мы вам обещаем, на каждое ваше обращение и по каждому вашему обращению будем вас информировать.

Вот только мы бы просили обращаться не только по плохим поводам (это само собой разумеется), но и в тех случаях, когда вы хотите сказать нашим сотрудникам «Спасибо!». Когда они действительно спасли кого-то, кому-то пришли на помощь в беде, когда они выступают в роли защитников чьих-то законных интересов, нарушенных прав и свобод. Мы очень надеемся услышать и такую оценку, потому что верим: в рядах украинской милиции — множество настоящих профессионалов, преданных своему делу.

Мы хотим видеть лицо милиции из ваших обращений, потому что основным критерием оценки работы милиции будет оценка общества, всего населения, всех граждан Украины. Мы обращаемся к читателям с таким предложением и просьбой. И надеемся на взаимность.

Александр ИВАЩЕНКО