Михаил КОРНИЕНКО: «У МИЛИЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ЧИСТЫЕ РУКИ, НО И ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ»

(Газета «Крымские известия» от 15 июля 1997 года)

Думаю, что у любого автолюбителя, да и профессионала тоже, после встречи с работниками ГАИ надолго сохраняется одно желание — век бы с ними не встречаться! Не любят водители гаишников. За бесконечные придирки: почему не пристегнут ремнями безопасности (хотя ехал со скоростью 15 км в домашних тапочках в соседний гастроном), почему в аптечке отсутствует пипетка, почему не «встал передо мной как конь перед травой» по первому свистку или взмаху жезла, ну и еще много всяких почему. И хотя, положа руку на сердце, все эти требования в большинстве своем справедливы, у водителей они почему-то не вызывают законопослушного экстаза. Не говоря уж о ситуациях, когда гаишники начинают заниматься откровенным вымогательством. Недавно в некоторых российских масс-медиа прошла информация о том, что «отдыхающему на колесах» в Крыму вообще хоть плачь. Пока доедешь до места отдыха — не остается средств на обратную дорогу, до того свирепствует ГАИ, что только успевай «отстегивай». И, что характерно, круг ее интересов, дескать, ограничивается исключительно машинами с номерами соседнего государства. Правда, ни одного конкретного факта приведено не было, но это не помешало руководству ГУ МВД Украины в Крыму безотлагательно начать ставшую уже традиционной операцию «Чистые руки», которая продолжается и в настоящее время. Об этом беседа нашего корреспондента с начальником Главного управления МВД Украины в Крыму Михаилом КОРНИЕНКО.

— Михаил Васильевич, насколько я помню, операция «Чистые руки» проводится чуть ли не ежегодно. Что это — временная кампания, то есть, пока идет операция — ни-ни, а по ее окончании все возвращается на круги своя: гаишники с удвоенным энтузиазмом начинают марать очищенные в ходе операции руки?

— Напротив — эта, как вы говорите, кампания носит постоянный характер. Операция «Чистые руки» — это условное наименование, и мы, объявив ее в конце июня, просто активизировали свою работу в период курортного сезона. Согласитесь, что вдвойне неприятно, когда работник Госавтоинспекции берет взятку или занимается поборами с людей, приезжающих на отдых. Даже если человек действительно допустил нарушение правил дорожного движения, он должен нести ответственность по закону, тогда не будет ни обид, ни недоразумений.

— Согласна. Расскажите о механизме обнаружения нечистых на руку гаишников.

— Мы провели своими силами а ходе нынешней операции 47 проверок. Это так называемые внезапные, негласные проверки, о которых не ставятся в известность работники Госавтоинспекции. А механизм прост: в машину садятся несколько человек в штатском и выезжают на трассу. Иногда намеренно нарушают правила дорожного движения, иногда просто едут мимо поста ГАИ. Кстати, во время таких выездов проверяется не только честность инспекторов, но и бдительность. К примеру, в автомобиле с нашими сотрудниками прячется оружие, наркотики, то есть заодно выявляется, насколько тщательно работники ГАИ досматривают транспорт. Если говорить о результатах работы, то мы их не скрываем, к сожалению, в 30 процентах случаев действительно имеют место те или иные нарушения со стороны работников ГАИ. В итоге на сегодняшний день 75 нарушителей наказаны, 10 уволены из органов МВД, из них 4 офицера.

Что касается состава специальных групп, созданных для подобных проверок, то в них входят работники кадрового аппарата ГУ МВД, иногда управления Госавтоинспекции (хотя чаще всего работаем без их участия), и управления внутренней безопасности, то есть нашей контрразведки. Используя оперативные разработки, технику — видеокамеры, бинокли с ультрафиолетовым и ультракрасным излучением, позволяющие работать в темноте, мы фиксируем факты нарушений. Вот буквально недавно, уже в ходе операции «Чистые руки», мы выявили инспектора, который взял с водителя штраф, не оприходовав его. Причем нарушение правил со стороны водителя в действительности было, но работник ГАИ не имел права наказывать виновного, так как за такое нарушение прерогатива налагать штраф принадлежит начальнику ГАИ, а деньги, которые инспектор присвоил, должны были пойти в казну. Это тот самый случай, когда объектом «принципиальности» инспектора стал гражданин России, заплативший стражу порядка сумму, эквивалентную 200 гривнам.

— А что, действительно россияне подвергаются значительно большему риску привлечь внимание ГАИ, чем другие автомобилисты?

— Я бы не сказал. Просто когда попадаются граждане России, это вызывает определенный резонанс, приобретающий политическую окраску. Хотя хочу отметить, что в подавляющем большинстве случаев задерживаются они правильно и за действительные нарушения правил дорожного движения. Я бы не сказал также, что существует какая-то дискриминация по отношению к россиянам. Кстати, уж кому бы возмущаться по этому поводу, так это крымчанам: больше всего задерживаются именно они. Правда, и здесь наметился кое-какой прогресс. В этом году наши соотечественники стали более дисциплинированными участниками дорожного движения. Об этом вполне объективно можно судить по снижению количества аварий.

— Но вернемся все же к животрепещущему вопросу о взяточничестве. Здесь, наверное, нельзя обойти и другой аспект проблемы. Кроме тех, кто берет взятки на дорогах, есть и те, кто их дает. Как правило, водители, совершившие нарушение, считают, что легче откупиться на месте, чем усложнять свою жизнь излишней волокитой. Да и обходится, как правило, дешевле...

— Это действительно так: не будут давать — не будут брать. Кстати, мы ведем работу и по выявлению взяткодателей. С начала этого года 5 автомобилистов привлечены к уголовной ответственности за попытку дачи взятки. Так что хочу предупредить тех, кто не верит в неподкупность инспекторов ГАИ: совсем не исключено, что можете нарваться на честного и порядочного человека и тогда, вопреки расхожему мнению, получите большую неприятность.

Конечно, здесь тоже нужно не впадать в крайности. Если тебе дают взятку — для начала сделай замечание. Ведь мы не ставим своей целью намеренно провоцировать людей, вести с ними какую-то двойную игру специально для того, чтобы посадить в тюрьму. Это называлось бы одним словом — провокация. Просто мы должны принимать меры к тому, чтобы человек даже не пытался дать взятку работнику ГАИ, чтобы ему объяснили: друг, если ты даешь взятку, ты можешь попасть в тюрьму, поэтому подумай.

— А может быть, все гораздо проще: нужно всего-навсего отнять у работников ГАИ право брать штрафы на месте, как это сделано в других странах, и тогда, возможно, многие вопросы отпадут сами собой?

— Вы знаете, сегодня инспектор ГАИ может взять штраф на месте только за два-три незначительных нарушения, в остальных случаях решение о наложении штрафа принимает начальник отделения ГАИ или начальник милиции. Кстати, во многих странах мира полицейские наделены такими же правами. И в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы штраф этот брал честный человек, который выпишет квитанцию и оприходует деньги, а не положит их в карман.

— Михаил Васильевич, а что «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет»?..

— ... То их просто освобождают от профессиональных обязанностей, если вы имеете в виду работников нашего ведомства. Так случилось, например, с начальником ГАИ г. Керчи, где обнаружено наибольшее количество нарушений, включая поборы и взятки, что стало возможным в результате полного отсутствия контроля.

— Чего нельзя сказать о ситуации в целом. Я имею в виду, что, судя по вышеизложенному, с вашей стороны контроль за собственными сотрудниками ведется по принципу: доверяй, но проверяй. Кстати, Михаил Васильевич, вы с самого начала снискали себе славу достаточно жесткого руководителя: «чистка» милицейских рядов приобрела уже перманентный характер. Как вам между двух огней: с одной стороны бандиты, с другой — «обиженные» свои!

— Да, наверное, поэтому меня периодически «повышают» в должности, распуская слухи о том, что меня забирают то в Киев, то куда-то еще... Вынужден огорчить моих «доброжелателей» — я никуда из Крыма не собираюсь.

— Считается: раз есть «рыболов», то должен быть и «улов». Как насчет этого? Если бдительные сотрудники ГАИ хотя бы через раз вылавливают «подсадное» оружие или наркотики, то как с настоящими? Крупные удачи бывают?

— Учитывая, что в период проведения операции Госавтоинспекция работает более жестко, чем в обычные дни, конечно, оружие, наркотики перевозятся гораздо меньше. Но тем не менее могу сказать, что самая большая партия наркотиков — 30 кг, была задержана недавно на посту ГАИ. Перевозилась она из южных областей Украины в Крым. Что касается оружия, то его, как правило, прячут в специально оборудованных тайниках (впрочем, у нас есть возможность их обнаружения). Могу сказать, что с начала года на постах ГАИ было изъято более 100 единиц незаконно перевозимого оружия.

— Вы сказали, что у вас есть «возможность их обнаружения». Вы имеете в виду спецсредства?

— Что касается оружия, то для его поиска применяются традиционные методы, а вот по наркотикам используются более совершенные, в том числе специально обученные собаки, которые будут нести службу на постах ГАИ.

— В целом вы удовлетворены результатами операции «Чистые руки»?

— Я буду удовлетворен полностью, когда все сотрудники милиции окажутся настолько безупречны, что такая операция не потребуется вовсе.

— Вы утопист?

— Нет, конечно, я реалист. Но очень хотелось бы дожить до такого.

Беседовала Ольга КУЛАКОВСКАЯ