Исламские радикалы в Крыму

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

(Газета «Крымское время» от 23 июня 2005 года)

Точное число членов «Хизб ут-Тахрир» в Крыму неизвестно. По неофициальным данным, численность крымской организации составляет от 700 до 900 человек, но, скорее всего, это устаревшие сведения. Некоторые эксперты считают, что численность активных членов и сторонников (включая сочувствующих) этой и других организаций, исповедующих похожие идеи, может достигать четырех тысяч. 

«Хизбы» ведут работу с молодежью, есть информация, что они пытаются «обрабатывать» преподавателей некоторых крымских вузов, причем не только мусульман. 

После пресс-конференции, прошедшей в апреле, Абдуселяма Селяметова пригласили в милицию и по решению суда оштрафовали на 200 гривен за нарушение Закона «Об объединениях граждан». Еще несколько севастопостопольских «хизбов» были оштрафованы на суммы до 527 гривен. Теперь, после очередного появления на публике, Селяметову светит более солидный штраф в размере 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. На сегодняшний день это все, что правоохранители могут предъявить ему и его «товарищам по партии» в рамках существующего законодательства. Можно понять осторожность блюстителей порядка: ведь в Крыму давно существует другая незарегистрированная организация — меджлис, но никто не собирается привлекать ее членов к ответственности. 

И все же главная, на мой взгляд, проблема не в возможности принятия в отношении «хизбов» более или менее жестких карательных мер. Главная проблема в том, что в Крыму, к несчастью, подготовлена почва для идей исламских радикалов. Эта почва — идеология национальной обиды. Повторю то, что уже говорил в прошлой статье: «идеология обиженных» - отличная питательная среда для экстремизма всех сортов. И европейский фашизм, и исламский терроризм выросли именно на этой почве. И если все мы действительно стремимся к миру и стабильности в Крыму, комплексы исторических обид надо не культивировать, а преодолевать. Но это возможно при двух условиях: во-первых, если государство наконец осознает серьезность проблемы; во-вторых, если решаться она будет на государственном уровне, системно, с использованием всех имеющихся ресурсов: информационных, финансовых, образовательных, культурных. Если нужно, и силовых.