Исламские радикалы в Крыму

«ХИЗБ-УТ-ТАХРИР» В КРЫМУ: МИССИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ИЛИ СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ УММЫ

(Газета «Голос Крыма» от 10 декабря 2004 года)

Мне часто приходится встречаться с руководителями мусульманских общин и мусульманскими священнослужителями. Хочу отметить, что в редких случаях беседы с ними обходятся без упоминаний таких, сравнительно новых для Крыма понятий, как ваххабизм и партия «Хизб-ут-Тахрир». Собеседники по-разному толкуют смысл этих понятий, но большинство из них заявляют об активизации за последние годы деятельности этих мусульманских течений. 

Эта проблема была отмечена и на прошедшей в сентябре текущего года 3 сессии 4 Курултая крымскотатарского народа, в Обращении которого к крымскотатарскому народу говорится, что «... в Крыму отмечены факты деструктивной деятельности активистов политической организации «Хизб-ут-Тахрир», сопровождаемой попытками привнесения в духовную жизнь мусульман Крыма отвергаемых исламом псевдоучений и ложных установок». 

Озабоченность подобного рода проявляется за последние годы и в публикациях на эту тему в СМИ. Действительно, в последнее время в мусульманской среде Крыма складывается довольно непростая ситуация. Под влиянием внешних факторов в среде мусульман Крыма формируется религиозно-политическое течение под названием «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» (Партия Освобождения Ислама), которое еще совсем недавно было незнакомо абсолютному большинству крымских татар. Сложно в настоящее время точно сказать о количественном составе этой партии, но то, что в ее ряды с каждым днем вливается все большее число образованной молодежи, достаточно хорошо знающей аспекты мусульманской религии, является неоспоримым фактом. Очень многие крымские татары высказывают серьезную тревогу в связи с наметившимися разногласиями среди крымских мусульман, но, несмотря на это, никто до сих пор не предложил никаких рекомендаций по этому поводу. 

В Крыму зарегистрировано около 350 мусульманских общин. Казалось бы, многие из них должны изучать новые тенденции, возникающие в среде единоверцев, вести разъяснительную работу в местах проживания, искать пути преодоления возникающих разногласий, но, к сожалению, особой активностью, в этом плане, большинство общин не отличается. Духовное управление мусульман Крыма оказалось в эпицентре внутримусульманского конфликта, практически, один на один с возникшей проблемой. Муфтият, конечно же, предпринял определенные шаги в этом направлении. После известных конфликтов в центральной мечети «Кебир-Джами» в августе и сентябре текущего года решением Совета Духовного Управления мусульман Крыма (ДУМК) были освобождены от занимаемых должностей несколько мусульманских священнослужителей (имамов), считающихся приверженцами партии «Хизб-ут-Тахрир», некоторые имамы были строго предупреждены. Духовное управление также приняло по этому поводу специальное обращение к мусульманам Крыма. 

Как бы в ответ на эти события руководство партии «Хизб-ут-Тахрир» приняло решение выступить с открытыми разъяснениями о сути своей деятельности в Крыму. Актив партии «Хизб-ут-Тахрир» впервые за свою историю 13 октября дал эксклюзивное интервью на сайте Исследовательского информационно-аналитического проекта «Крымская линия», а на следующий день в программе «Действующие лица» Черноморской телерадиокомпании прошла встреча с одним из представителей партии «Хизб-ут-Тахрир». Во всех своих выступлениях члены крымской партии «Хизб-ут-Тахрир» попытались отвести от себя обвинения о внесении раскола в среду мусульман, а также о конфликте тахрировцев между Муфтиятом и Меджлисом. Основой своей деятельности в Крыму они провозгласили обучение мусульман исламу как идеологии. «Любая официальная позиция партии может строиться исключительно по Корану», — заявили они как бы в ответ на обвинения в свой адрес о привнесении «псевдоучений и ложных установок». 

Практически не внесла ясности и популярная телепередача на ГТРК «Крым» «Опасная зона», которая вышла в эфир 11 ноября. Хотя, казалось бы, присутствовавшие в студии представители Духовного управления мусульман Крыма, Меджлиса крымскотатарского народа, органов власти Крымской автономии, политологи и журналисты должны были аргументированно «положить на лопатки» единственного своего оппонента, представителя партии «Хизб-ут-Тахрир» А. Селяметова. Однако, по-моему убеждению, этого не произошло. Напротив, представитель партии показал твердую решимость в расширении деятельности своей партии, а в дальнейшем и возможной легитимизации своей партии. Таким образом, крымскому обывателю так и не удалось понять, насколько присущи вышеуказанной партии такие понятия, как экстремизм, радикализм, отклонения от мусульманских канонов и т. п., какую опасность в действительности представляет деятельность партии «Хизб-ут-Тахрир» непосредственно для жителей Крыма в целом и для мусульман в частности? 

К сожалению, участники передачи, обладающие огромным багажом знаний и бесценным опытом работы в сфере образования, религии, политики и межнациональных отношений, известные и уважаемые в Крыму люди, не высказали каких-либо мнений по разработке механизма урегулирования и скорейшего разрешения создавшейся проблемы внутри мусульманской уммы. В итоге передача вместо разъяснения сути привнесенного в среду крымских татар чуждого до последнего времени для них религиозного направления явилась очередной рекламой (или саморекламой) религиозно-политической партии «Хизб-ут-Тахрир». Обнадеживает один факт: все присутствовавшие в студии были единодушны в необходимости внутримусульманского диалога. В то же время разногласия среди мусульман Крыма, активно муссировавшиеся на страницах крымских и украинских газет, стали раздуваться зарубежными СМИ: ошеломляющие сюжеты об «исламских экстремистах», готовящих провокации и теракты в курортной зоне» Крыма, были продемонстрированы российским телеканалом НТВ на экранах крымских и российских телеканалов. Таким образом, возникший внутримусульманский конфликт из локального явления, постепенно становится проблемой общегосударственного масштаба. 

Совершенно очевидно, что разногласия крымских мусульман все более завязываются в тугой узел, и мероприятия по увольнению «оступившихся» молодых имамов, вряд ли приведут к эффективному результату, т. к. идеями религиозно-политической партии проникаются все более широкие слои крымского мусульманского сообщества — от подростков до людей зрелого возраста, от выпускников медресе до священнослужителей районного масштаба. 

Происходящие события непонятны многим мусульманам, не говоря уже об остальной части населения Крыма. Нельзя исключать, что в таком случае сложившейся ситуацией могут воспользоваться третьи силы, для которых выгоден раскол в среде крымских мусульман. Крымские татары-мусульмане обладают достаточным потенциалом, чтобы, помимо «компетентных органов», самим стать основными исследователями собственных проблем. Назрела необходимость создания, скорее всего, по инициативе Муфтията и Меджлиса крымскотатарского народа специальной экспертной группы с привлечением авторитетных мусульманских священнослужителей, теологов, политологов, ученых, юристов и т. д., первоочередной задачей которых считал бы глубокое изучение зародившихся в Крыму религиозных течений, определение причин их появлений, Особенности их идеологий и поставленных задач. Необходимо выработать конкретные рекомендации и механизмы, способствующие процессу безболезненного, безконфликтного становления ислама на исторической родине крымских татар. Особенно важным считаю прогнозирование дальнейшего развития событий. 

Экспертная группа могла бы обеспечить открытый диалог с лидерами религиозных течений и партий и, возможно, найти некоторое взаимопонимание. Пока еще есть основания надеяться на благоприятный исход событий, ведь оппоненты, оказавшиеся в рядах тех или иных религиозных и религиозно-политических течений, — это не чужие для нас люди, это — сыновья и братья наших знакомых, близких и родных, живших с нами в местах ссылки и разделяющих вместе со всем народом невзгоды обустройства на родной земле. Думаю, такой диалог не только возможен, но и крайне необходим. Игнорирование данной проблемы, проявления амбициозности и равнодушия приведут к потере времени, что обернется существенными потерями в деле консолидации и единства крымскотатарского народа. 

Необходимо осознать, что если не предпринять эффективных мер в ближайшее время, то конфликт, тлеющий в мусульманской умме, примет в дальнейшем хронические формы и будет восприниматься крымским и украинским сообществом как фактор нестабильности в государстве, а мусульмане и их религия, как в некоторых странах, будут вызывать чувство существующей угрозы и опасности. 

Айдер БУЛАТОВ