Исламские радикалы в Крыму

СТРАСТИ ПО ИМАМУ

Духовное управление мусульман Крыма начинает чистку своих рядов

(Газета "Полуостров" от 20-26 августа 2004 года)

В прошлую пятницу, 13-го, в симферопольской мечети «Кебир-джами» было как никогда многолюдно к до неприличия шумно. Предметом бурного обсуждения и оживленных споров между людьми, собравшимися на традиционный пятничный намаз, стало недавнее решение Духовного управления мусульман Крыма (Муфтията) об увольнении имама главной мечети Симферополя. 

Формально 23-летний Мустафа-эфенди (в миру - Руслан Мустафаев), закончивший одно из крымских медресе, был отстранен от занимаемой должности в связи с тем, что его деятельность не соответствует требованиям Курултая мусульман Крыма и Муфтията. Но, как утверждают сведущие люди, подлинной причиной увольнения священнослужителя стала его приверженность к идеям и взглядам нелегальной и незарегистрированной в Украине мусульманской организации «Хизб-ут-Тахрир», которая в последние годы все чаще дает знать о себе в религиозной жизни полуострова... 

Возможно, именно этим обстоятельством объясняется то, что на пятничный намаз в «Кебир-джами» собралось большое количество сторонников «Хизб-ут-Тахрир» из различных регионов Крыма, которые решили публично выразить свое негодование в связи с увольнением имама. Заявление Муфтия Аджи Эмирали Аблаееа о том, что данное решение было одобрено Шурой - советом имамов из 22-х регионов Крыма, нисколько не успокоило собравшихся, а, напротив, еще более раззадорило. Выступавшие, выкрикивая с места, настаивали на том, что джемаат (общину) мечети «Кебир-джами» вполне устраивает деятельность Мустафы-эфенди, а проводимые им молитвы и проповеди строго согласуются с Кораном. Более того, по мнению собравшихся, Муфтият не может ни назначать, ни увольнять имама, поскольку, как отмечали некоторые из выступавших, в соответствии с исламской традицией, любой мусульманин во время молитвы в мечети может выполнять функции имама. «Джемаат самостоятельно будет выбирать себе имама, и любые приказы, от кого бы они ни исходили, считает несогласованными с Шариатом», - настаивали прихожане, среди которых особенно усердствовали приверженцы «Хизб-ут-Тахрир». При этом они начали обвинять Аджи Эмирали Аблаева в том, что он за годы своего правления ничего не сделал для развития Ислама в Крыму, и даже вспомнили добрым словом первого Муфтия мусульман Крыма Сеитджелила-эфенди, в свое время отстраненного от должности за свои радикальные взгляды. 

Споры настолько затянулись, что главе Духовного управления стоило больших трудов обратить внимание прихожан на то, что зазвучал эзан (призыв к молитве) и подошло время намаза. Однако собравшиеся потребовали, чтобы Муфтий оставил трибуну проповедника, и настояли, чтобы пятничную молитву в качестве имама провел уволенный Мустафа-эфенди. 

По окончанию намаза один из сторонников «Хизб-ут-Тахрир» в личной беседе с корреспондентом «Полуострова» подтвердил, что сторонники этой организации специально съехались в «Кебир-джами» со всего Крыма, чтобы отстоять «своего» имама и выразить недоверие Муфтию мусульман Крыма. Хотя, как поговаривают, основной мишенью обвинений собравшихся должен был стать председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, занявший в спорном вопросе сторону Муфтията. Однако Джемилева, который намеревался в этот день приехать в мечеть, чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации, так и не дождались, хотя несколько членов Меджлиса все же наблюдали за происходящим в «Кебир-джами». 

Непростая ситуация, сложившаяся в религиозной сфере, вынудила Духовное управление мусульман Крыма выступить с обращением к своим единоверцам, в котором выражается тревога по поводу распространяющихся в последнее время среди мусульман идей, «не связанных с Исламом и далеких от Корана и Сунны». По мнению Муфтията, эти идеи наносят вред мусульманам и ведут к ликвидации единства в их среде. «Для чего же эти люди живут на этом свете, если у них отсутствует национальное самосознание, если они стоят в стороне от борьбы за возрождение народа и Родины, чтобы стать хозяевами своей земли? - отмечается в обращении. - Они одержимы идеей о восстановлении Всемирного Халифата, утверждая, что все мы - мусульмане, и.что в Исламе отсутствует понятие национальности и запрещается борьба за Родину и государственность». 

«В связи с подобными действиями возникает естественный вопрос, - говорится далее. - 8 каком уголке мира существует Халифат? Почему во всем исламском мире партия «Хизб-ут-Тахрир» признана преступной и запрещена? Или же те мусульмане не хотят строить Халифат?». 

В Муфтияте убеждены, что носители радикальных и экстремистских идей проникают в мусульманскую среду, дабы, используя имена Всевышнего и Корана, расчленить крымскотатарскую нацию. «Но крымские мусульмане и крымскотатарский народ никогда не сойдут с избранного пути, - подчеркивается в обращении. 

- Нам нет дела до всевозможных хизбов, ваххабитов и других радикалов». 

Авторы обращения также обращают внимание на то, что в крымских мечетях «не имеют права служить имамы, носящие идеи Хизба». «Еще раз подтверждаем: согласно решениям Курултая крымских мусульман и Муфтията, имамы в мечети назначаются и, в случае совершения ими недостойных поступков, освобождаются от должности Муфтиятом», - говорится в документе. 

В связи с этим Духовное управление, мусульман Крыма заявляет о том, что одной из своих главных задач считает организацию курсов, семинаров и переаттестаций- с целью повышения уровня всех имамов, а также проведение широкой разъяснительной работы среди людей, носящих разнообразные чуждые идеи. «Да не поселится среди нас враг. Мы делаем общее дело и все вместе, будучи представителями одной нации, с честью и достоинством спасем наше имя и дело», - говорится в заключение. 

Лемар АДЖИЕВ 

«Хизб-ут-Тахрир» 

Полное название - «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами» (араб. - Исламская партия освобождения). 

Суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. После его смерти в декабре 1977 г. эмиром (лидером) партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум, 1925 г. р., проживающий в Иордании. 

«Хизб-ут-Тахрир» провозглашает себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Цель партии - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - Халифата. 

Деятельность «Хизб-ут-Тахрир» запрещена в Германии, России, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и ряде других стран. 

О масштабах деятельности «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму пока известно немногое. Впрочем, это легко объясняется характерной для приверженцев партии закрытостью. Сведущие люди говорят, что члены этой организации объединяются в ячейки или звенья, состоящие из пяти человек - так называемые «халки», которые не связаны напрямую между собой.