Исламские радикалы в Крыму

ВАХХАБИТЫ НА МАРШЕ. КОГДА НАД КРЫМОМ ВЗМЕТНУТСЯ ЗЕЛЕНЫЕ ЗНАМЕНА?

(Вебсайт «Ростбалт» от 20 марта 2004 года)

Проезжая по Центральному Крыму, например, от Симферополя к Феодосии, невозможно не заметить десятки новехоньких, "с иголочки", мечетей, выстроенных за последние месяц-год-два. Просторные, выкрашенные в пастельные тона здания с арабскими надписями над входом возведены как будто по паре-тройке типовых проектов. Мечетей явно больше, чем новых православных храмов. "Неужели здесь столько мусульман?" - возникает невольный вопрос. Если на все эти молельные дома хватает верующих, то приверженцев ислама в Крыму, пожалуй, побольше, чем четверть миллиона крымских татар (12 процентов всех жителей полуострова), зафиксированных последней переписью населения.

- Построение новых мечетей осуществляется, преимущественно, за счет иностранных спонсоров. Помощь в финансировании строительства, подготовке священнослужителей предоставляет в основном Турция, которая с января прошлого года стала постепенно уменьшать объемы финансирования, поскольку, по мнению некоторых турецких аналитиков, религиозность крымских татар крайне низка, - говорят политолог Рустем Джангужин и протоиерей Александр Кубелиус, авторы основательного исследования о влиянии исламского фактора на внутриполитическую жизнь Украины.

- Ислам у крымских татар - на уровне домашней традиции, - комментирует известный крымскотатарский журналист, бывший главный редактор газеты "Авдет" Лиля Буджурова, - даже молитвы читаем на татарском, а не на арабском языке.

"Заинтересованность судьбой крымских татар проявила и Саудовская Аравия, являющаяся родиной ваххабизма. Она предоставляет помощь в подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты", - продолжают Джангужин и Кубелиус. А кто платит, тот и музыку заказывает. Многочисленные факты доказывают, что в Крыму вовсю идет экспансия радикальных форм ислама. Первые достоверные сведения об этом появились несколько лет назад. 16 мая 1999 года во время таможенного досмотра в поезде "Кисловодск-Симферополь" обнаружили более двух тысяч экземпляров отпечатанной в Грозном газеты "Терджуман" ("Переводчик"), предназначенной для распространения среди крымских татар 18 мая на траурном митинге в Симферополе. Именно в этом издании было опубликовано широко разошедшееся впоследствии утверждение экс-президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, что "Крым должен выйти "замуж" за ислам, потому что только ислам сохранит честь и достоинство Крыма, крымских татар".

Самый мощный всплеск интереса к распространению в Крыму исламского фундаментализма произошел в 2000 году. Тогда ряд российских изданий и телеканалы РТР и НТВ почти одновременно напечатали и показали ряд материалов, посвященных крымским ваххабитам. В итоге едва не разразился российско-украинский дипломатический скандал: местные власти и СБУ в один голос отрицали их существование на полуострове.

А вот духовные власти, в отличие от светских, не пытались замолчать проблему. Напротив, она их сильно беспокоила. Осенью 2000 года Крым посетил муфтий мусульман Украины, шейх Ахмед Тамим. На пресс-конференции в Симферополе он отметил, что в Крыму распространяется много литературы, пропагандирующей ваххабизм и исламский фундаментализм. Духовное управление мусульман и большинство мусульманских общин Украины осуждают религиозный экстремизм во всех его проявлениях и выступают против попыток использовать религию в политических целях, подчеркнул Ахмед Тамим. Но, как дал понять шейх, достигнуть взаимопонимания в этом вопросе с новым руководством духовного управления мусульман Крыма, которое, в отличии от предшественников, активно участвует в политических акциях, пока не удалось.

Радикальный ислам в Крыму вновь привлек к себе внимание после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Как заявил в интервью УНИАН вице-президент Фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар, несмотря на то, что сейчас деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не имеет опасных масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. По его словам, речь идет о проповедниках ваххабистского толка, имеющих несколько сотен сторонников в исламской среде Крыма. Они занимаются проповеднической деятельностью, распространяют среди крымских татар специальную литературу, предоставляют средства для строительства мечетей. Потенциальная опасность состоит и в привлечении к этому течению части крымскотатарской молодежи, которая не имеет постоянной работы и живет с грузом нерешенных социальных проблем.

Теперь - пару слов о "Хизб ут-Тахрир", только за листовки которой в Узбекистане бросают в тюрьму на несколько лет. Как отмечается в программе партии, ее идеологией является ислам, а назначением - "возродить исламскую умму (сообщество), освободить ее от идей, системы и законов неверных, так же, как и от господства и влияния их государств. Она также нацелена на восстановление исламского государства халифат". Достичь всего этого предлагается исключительно ненасильственными методами, во что верится с трудом.

Некоторое время назад представители партии появились и в Крыму. Поначалу сведения о ее деятельности были довольно скудны. Например, в январе прошлого года в Баку вместе с пятью членами "Хизб ут-Тахрир" был арестован гражданин Украины, крымский татарин из Симферополя Юнус Вилеев. Ранее местные спецслужбы зафиксировали его встречу с одним из руководителей партии. При обыске у арестованных изъяли инструкции по изготовлению взрывных устройств и подготовке террористических актов против филиалов международных организаций в Баку. Вилеев, по свидетельству 25 его соотечественников, написавших письмо в Министерство национальной безопасности Азербайджана, никогда не занимался политикой. Он окончил духовное училище при Управлении мусульман Крыма и готовился стать священнослужителем.

Теперь местные "хизб ут-тахрировцы" - реальная сила, о чем говорит хотя бы постоянное поминание партии в речах председателя Меджлиса крымскотатарского народа (представительного органа, контролирующего и направляющего подавляющее большинство проживающих в Крыму татар) Мустафы Джемилева.

На прошедшей в конце апреля встрече с педколлективом и студентами Крымского государственного инженерно-педагогического университета г-н Джемилев обратился к молодежи с просьбой "быть осторожнее" в связи с деятельностью "различных авантюристических организаций, использующих в своих целях изречения из Корана". Имелась в виду именно "Хизб ут-Тахрир", которая, по утверждению симферольской газеты "Полуостров", в последнее время заметно актизировала свою деятельность в Крыму.

Чуть ранее Джемилев заявил на встрече с представителями татарских национальных СМИ, что, по его мнению, Координационный Совет общественно-политических сил крымскотатарского народа, партии "Миллет" и "Хизб-ут-Тахрир" (опять!), использовали митинги против войны в Ираке в качестве политических акций против Меджлиса. Дело в том, что начало американской операции против Ирака чуть было не вызвало раскол в среде крымских татар. Меджлис в своем официальном заявлении от 23 марта поддержал акцию Вашингтона. Перечисленные выше структуры, понятно, встали на защиту братьев-мусульман. Однако обращать внимание на это стоило только в том случае, если бы они - пусть хотя бы потенциально - представляли собой реальную силу, конкурирующую с Меджлисом в борьбе за умы крымских татар. Выходит, что это именно так.

О том, что в Крыму действуют исламские фундаменталисты, известно, пожалуй, всем.

- То, что мусульманизация Крыма идет - это однозначно. - не сомневается атаман казачьего войска Запорожского в Крыму Сергей Карелин, - Мусульманские движения появились здесь до подписания Большого российско-украинского договора, когда было непонятно, кому же принадлежит Крым. На картах, издаваемых в Турции, он до сих пор заштрихован, как их территория. Турция оказывает татарам большую финансовую помощь. А когда несколько лет назад сюда приезжал турецкий министр, я вышел на улицы Бахчисарая и испытал шок: везде висели турецкие вымпелы со звездами. Я сказал мэру: повесьте хоть один украинский или крымский флаг, а то такое ощущение, будто я по Турции иду. Сюда приезжали посланцы "Серых волков" (турецкая радикально-исламистская организация), пакистанские миссии, члены которых, кстати, вовсе не спешили покинуть Крым - видно, приходились ко двору. И сейчас мусульманские движения набирают обороты.

Мэр Бахчисарая (города, в котором работа местного меджлиса, возглавляемого самыми "отвязанными" крымскотатарскими лидерами, считается "образцовой") Виталий Курбатов также знаком с ваххабитами не понаслышке.

- Я знаю несколько представителей ваххабитского течения в городе, - говорит он, - Они подтягивают к себе детей, рассказывают о своей вере, но ведут себя мирно и спокойно. Пока они стоят на мирных рельсах - до определенного момента. Всему свое время.

Опасности роста влиятельности исламских фундаменталистов посвящалась немалая часть обстоятельной беседы с Мустафой Джемилевым. Характерно, что он сам заговорил об этом. По словам М.Джемилева, своих средств для постройки мечетей у татар, значительная часть которых не имеет ни работы, ни нормального жилья, просто нет. Однако большинство иностранных доброхотов, предлагающих деньги, преследовали свои, весьма далеко идущие цели.

- Мы были рады всем, кто окажет нам помощь в строительстве, - говорит Джемилев, - Но некоторые арабские организации начинают строить мечети и создают вокруг себя течения ислама, нетрадиционные для Крыма. А потом начинается - "я верный, ты неверный". Только этого нам еще не хватало. Поэтому пользы от такой "помощи" в десять раз меньше, чем вреда. Два раза Саудовская Аравия оказала нам помощь в отправлении верующих в хадж. Но опять-таки, мы решили отказаться от этого, потому что там происходит обработка. Во-первых, они сами, по своим принципам, стараются отобрать людей, а мы настаивали, что это должен делать наш муфтият. Во-вторых, мы заметили, что паломников сразу начинают агитировать в ислам ваххабитского толка.

Ваххабиты ведут активную пропаганду своих идей не только среди простых мусульман. Похоже, они хорошо освоили современные пиар-технологии и серьезно беспокоятся о собственном имидже. Главный редактор одной из популярных и тиражных крымских газет рассказала, как весной представители радикальных исламистов предложили ей встретиться, чтобы читатели могли составить о ваххабизме более полное представление.

- Они оказались спокойными, образованными, очень хорошо подготовленными к разговору людьми. - рассказывает редактор, - Я поняла, что мне просто не хватает знаний, чтобы вести дискуссию на заданном ими высоком интеллектуальном уровне.

Что касается дальнейшего расширения ваххабитского влияния, то тут мнения экспертов расходятся. До определенной степени сдерживающим фактором, пока не позволяющим радикальному исламу вырасти в Крыму до угрожающих размеров, является позиция Меджлиса. Его лидеры, как мы видим, категорически против ваххабизма - правда, по уверждению многих экспертов, лишь потому, что проигрывают в конкурентной борьбе за умы крымских татар.

- В отдельных селах действительно появились ваххабиты, - говорит Лиля Буджурова, - но их настолько мало - около трехсот на весь Крым - и они несут настолько дикие для крымских татар вещи (например, отказываются почитать могилы предков), что их отторгает само крымскотатарское общество.

Внимание же Меджлиса к этой теме продиктовано необходимостью наличия постоянной угрозы для поддержания собственного авторитета. И все-таки, полагает Л.Буджурова, чем хуже будут жить люди, тем больше будет ваххабитов.

По мнению старшего научного сотрудника Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Алексея Полянского, "учитывая становление и слабость исламских институтов в Крыму, ваххабизм может быстро взять верх над другими направлениями ислама". Подобное развитие событий предрекают и некоторые другие аналитики. Пока же очевидно, что ситуация выходит из-под контроля как государственных органов, так и Меджлиса крымскотатарского народа.

Яна АМЕЛИНА,

ИА "Росбалт"