ГРИГОРИЙ ИОФФЕ: «ОАЗИС ДЕМОКРАТИИ ОКАЗАЛСЯ КОЛОССОМ НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ»

(Газета «Крымские известия» от 11 июня 2020 года)

В последние несколько месяцев наше внимание к США объяснялось исключительно «густой» статистикой заболевших коронавирусом. Мы тревожились, как бы эпидемия не начала развиваться по худшему сценарию, втягивая в порочную «драматургию» и нас, европейцев. Однако сегодня о «китайском госте» за океаном забыли. Улицы страны напоминают сцены из классического блокбастера. Горящие элитные авто, разбитые витрины магазинов, толпы протестантов, ставящих на колени тех, кого они считают виноватыми в неудавшейся личной жизни, пикировки с полицией…

В последние несколько месяцев наше внимание к США объяснялось исключительно «густой» статистикой заболевших коронавирусом. Мы тревожились, как бы эпидемия не начала развиваться по худшему сценарию, втягивая в порочную «драматургию» и нас, европейцев. Однако сегодня о «китайском госте» за океаном забыли. Улицы страны напоминают сцены из классического блокбастера. Горящие элитные авто, разбитые витрины магазинов, толпы протестантов, ставящих на колени тех, кого они считают виноватыми в неудавшейся личной жизни, пикировки с полицией…

Напомню, 25 мая белый полицейский из Миннеаполиса Дерек Шовин задержал темнокожего рецидивиста Джорджа Флойда, пытавшегося расплатиться фальшивой купюрой. В потасовке прижал ему коленом шею, а когда отпустил, Флойд уже не подавал признаков жизни. К вечеру на улицы вышли первые протестующие. А далее мы наблюдали цепную реакцию.

— Что происходит? — в традиционной нашей беседе-отклике на самые резонансные события задаю вопрос председателю Общественной палаты РК Григорию ИОФФЕ. — Я посмотрела сводки. В прошлом году от рук полицейских погибли почти две сотни темнокожих — и ничего. Почему сейчас выплеснулась такая бурная реакция?

— Потому что прорвался давно зревший нарыв. Всё происходящее на Западе разрушает архитектуру современного мироустройства. Уходит в небытие великий миф о США, который эта страна в своё время сама о себе создала. Основой его был постулат, что демократия, свобода предпринимательства и частная инициатива могут создать рай на земле. Этот миф появился, когда отцы-основатели этого рая, восстав против принципов викторианской Англии, по сути, революционным путём, разорвав оковы этой страны (представляли-то они её), провозгласили Соединённые Штаты. Уже тогда они обустраивались путём пролития большой крови. И демократия, которой за океа­ном так хвалились несколько веков назад и продолжают хвалиться сейчас, была демократией избранных. Давным-давно никто не вспоминает о коренном населении Северной Америки. Никто не приводит исторический факт, что на плантации завозились рабы из Африки.

— Исследователи говорят — до 20 миллионов человек.

— Цифры разнятся. Но всё равно по меркам позапрошлого века они колоссальные! И в этом не было никакого расизма, а чистый бизнес. Работорговля-то была узаконена. Нам войну Севера и Юга представляют как противостояние рабовладельческой части страны и демократической. На мой взгляд, дело обстояло гораздо сложнее. К тому времени изменилась бизнес-обстановка. Выставляющая себя чистенькой Европа начала работорговлю. Захват земель и колонизация пришли оттуда. Сегодня такие респектабельные, тихие, процветающие страны, как Голландия, Бельгия, Испания, Португалия, Франция, что-то не вспоминают о своём прошлом, в котором они были государствами, где изначально не считали жителей колонизированных ими территорий людьми. Повторяю, ничего личного — только бизнес. Кому-то надо было работать. Первые торговые махинации с Америкой осуществляли европейцы. Они продавали туда рабов! На крови, поте и нечеловеческом отношении к людям построено благополучие этих стран.

— И когда-то нарыв должен был прорваться?

— Неизбежно. В истории было много всяких-разных восстаний. Но до поры до времени государственные системы подавления с ними справлялись. А вот в 50—60-е годы прошлого века произошла масштабная революция, связанная с деколонизацией угнетаемых. В ХХ веке невозможно было продолжать прежнюю политику. Именно тогда поднявшиеся европейские государства-колонизаторы, насаждавшие свой диктат на Чёрном континенте и получившие богатства, ресурсы, высасывая кровь из вассалов, сделали вид, что освободили угнетённых и стали непричастными, отмытыми, белыми, пушистыми, невинными. Кто-нибудь сегодня в рафинированной уютной Голландии вспоминает, какая цена заплачена за пряничные домики и роскошные особняки? Кто-нибудь знает, что Голландия обладала чуть не половиной Африканского материка?

— Ну разве что узкие специалисты, Григорий Адольфович. У среднестатистического европейца голова забита другим.

— Но историческая, даже генетическая память у хлебнувших рабства людей сохранялась, передавалась из поколения в поколение. В нашем детстве были популярны стихи Самуила Маршака:

Мистер Твистер, бывший министр,

Мистер Твистер, делец и банкир,

Владелец заводов, газет, пароходов,

Решил на досуге объехать мир.

— Отлично! — воскликнула дочь его Сюзи.

— Давай побываем в Советском Союзе!

Сказано — сделано. Но далее мистер Твистер делает открытие за открытием. Он-то хотел к себе особого отношения, к какому привык. А оказалось, что в советской гостинице «Англетер» ему предложили поселиться на одном (о, ужас!) этаже с чернокожими и цветными постояльцами. Гость обомлел, потому что в США были специальные вагоны трамваев, поездов с пометкой «Только для белых». И такие же таблички красовались в ресторанах, парикмахерских, гостиницах… Когда Маршак напечатал эти стихи, на Западе их назвали пропагандистскими. Теперь же пришла пора прозреть и признаться — ничего похожего! Правду написал наш великий детский поэт! Всё подмеченное им — не выдумка советской пропаганды.

— С какого-то момента в США началась иная история. Когда негров запрещали называть таковыми, только афроамериканцами. Им всячески угождали. Было немыслимо, чтобы в фильме негр был отрицательным персонажем.

— А сегодня уже и слово «афроамериканец» нельзя говорить.

— Какое же можно?

— «Чёрный».

— Какая-то мышиная возня вокруг терминов. Разве в них суть?

— Да, возня снижает серьёзность вопроса, хотя прежде в движении за права темнокожих отметились уважаемые люди. Писательница Гарриет Бичер-Стоу с её «Хижиной дяди Тома», религиозный проповедник Мартин Лютер Кинг, позже — общественный деятель и феминистка Анжела Дэвис.

— Мне казалось, происходящее сегодня связано с расистской теорией.

— Не сказал бы. Скорее, свидетельствует о том, что у США одряхлели мышцы. Каждое государство по сути своей — механизм подавления. Для этого оно и придумано, о чём давно написали классики марксизма-ленинизма, и не только они. Но уверовав в свою исключительность, великую миссию нести свободу и демократию во все уголки планеты, сами США заболели атрофией мышц. Как известно, там нет общегосударственной полиции. Каждый штат имеет и финансирует её на свой лад и манер. А в маленьких городках вообще выбирают шерифов. Когда-то, может быть, это было демократично и правильно. Но в моменты обострений модель, как мы видим, не сработала.

— Может быть, пошумят и разойдутся? Что наводит вас на мысль о тектонических социальных и политических сдвигах?

— Погромы, например. Нам внушали, что великие принципы демократии, нравственности, самоотверженности и уважения частной собственности — столпы, на которых зиждется Великая Америка. Нам всё время говорили: «Вот там всё правильно, там частное — свято, а у вас — всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». И что мы теперь увидели? Идёт товарный поезд, набитый грузом. Его останавливают американцы (белые, цветные — неважно), срывают пломбы, забираются внутрь вагонов и выскакивают из них с коробками в руках, а в коробках — телевизоры, компьютеры, что-то ещё. Это уважение к частной собственности? Разгром магазинов, ресторанов, сож­жение чужих автомобилей — это тоже оно? Оказывается, если что-то где-то плохо лежит, это можно стащить. А если с пистолетом или палкой, то ещё лучше. Вот что рушится в оазисе демократии. Вслед за героем анекдота Вовочкой хочется воскликнуть: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?». Такая вот появляется мысль.

— А нашим либералам погромы нравятся. Вон Ксюша Собчак в поддержку Джорджа Флойда даже старинную песню «Убили негра» на фоне чёрного квадрата разместила в соцсети.

— Их задача — спасти прежние мифы, потому что развенчание застывших клише выбивает у них табуретку из-под ног. Если прежде они, кивая в сторону США, говорили: «Вот образец чистой демократии, а что у нас?», то сейчас подобные песнопения смешны. На мой взгляд, появляется особая опасность, чтобы всё это не перекинулось к нам.

— Это вряд ли. У нас настроения в народе совсем другие.

— Не недооценивай угрозы. Докатилась же эта гадость до Европы! С какой такой стати в центре Лондона памятник Черчиллю облили краской и написали на нём «расист»? Это что, он один имел колонии, веками высасывал соки из Индии и покорял народы огнём и мечом? А разве не желание продлить все эти истории двигало руководством США, когда оно направляло солдат в Корею, Вьетнам? При этом нам рассказывали, что мы в Афганистане что-то там не так делали, держали Восточный блок. А как же тогда получилось, что мы ушли из ГДР, а они как были в ФРГ, так по сей день там и остаются?

Поэтому то, что происходит на Западе, я считаю опасной и серьёзной ситуацией, связанной с пересмотром политических и иных ценностей. Меняется архитектура мира. Нельзя односложно сказать, мол, чёрные выступают за свои права. Виноваты в тревожных переменах все. Посмотри, какой повод послужил детонатором. Задушили рецидивиста, на котором вообще-то негде ставить клейма — грабил, наркоманил, к животу беременной женщины приставлял пистолет. Полицейский задержан, своё получит. Но не в этом дело. Равно как и не в том, что во Франции, Бельгии, Голландии приехавшие туда чернокожие плохо себя чувствовали. Мы стали свидетелями крушения столпов, на которых зиждилось здание западной демократии. Эти столпы оказались глиняными ногами, на которых находился этот колосс. Впереди нас ждёт ещё много больших и маленьких сенсаций. Не сомневаюсь. Увы…

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО