БЕЗ ГОЛОСА, НО «НА ЛАБУТЕНАХ»

Председатель Общественной палаты РК Григорий ИОФФЕ отреагировал на обозванную «нафталином» великую песню

(Газета «Крымские известия» от 31 октября 2019 года)

Россия — очень певучая и талантливая страна. В советские времена благодатные эти «пары» выходили из народа на многочисленных конкурсах художественной самодеятельности. Увы, теперь этого нет, и самородки ищут возможность «себя показать» на телевизионных шоу, формат и концепция которых скопированы с западных аналогов. Одно из таких под названием «Голос» стало очень популярным у россиян. В случайном разговоре выяснила, что председатель Общественной палаты РК Григорий ИОФФЕ — давний и постоянный его зритель. Он согласился обсудить скандальный эпизод последнего эфира, буквально взорвавший соцсети. Тем, кто не в курсе, сообщу: участник, молодой парень из провинции, блестяще исполнил песню Арно Бабаджаняна на стихи Евгения Евтушенко «Твои следы». Ни один из наставников его стараний не оценил, а Константин Меладзе назвал «Следы» нафталином.

— Наверное, безобразный этот жест заставил вас, Григорий Адольфович, задуматься не столько о «Голосе», сколько о тенденциях, наметившихся в массовой культуре.

— На российском телевидении есть несколько проектов, которые являются лицензионными, то есть их покупают за границей. «Голос» — из их числа. Каждая страна вносит в них свои особенности. Есть они и у нас. Я много сезонов слежу за конкурсом, несмотря на то, что мои друзья-знакомые скептически ухмыляются, мол, там всё подстроено. Я тем не менее вижу в этой затее отдушину от того «ужасного ужаса», который сегодня представляет из себя отечественный шоу-бизнес. Он несёт печать уродства во всех государствах, но у нас это проявляется особенно ярко, потому что на родных просторах получается некий микс из советской эстрады, советской попсы и уже сформировавшегося современного «певческого капиталистического пупса». Нигде (я специально интересовался) нет такого количества геронтологических прецедентов, как в нашем шоу-бизнесе, когда люди, которым далеко за 70, молодятся, не понимая, что они смешные, жалкие, убогие, под фонограмму предпринимают титанические попытки удержаться в тусовке. Я специально не называю фамилий, потому что их и так все знают.

— Но это не такое безобидное цепляние за миражи. Из-за нежелания старцев, вливших ботокс, кажется, даже в кровь, молодёжь не может пробиться на сцену.

— Это всегда было трудным делом. Я всё же не об этом. Даже попав в заветную кавалькаду, тусующуюся на кремлёвских концертах, в выгодных мега-залах, юные певцы немедленно надевают на себя ветхие тоги, накачивают губы силиконом и становятся похожими на старших товарищей.

— Продюсеры диктуют условия, Григорий Адольфович: губки, как у карася, высокая грудь, поддёрнутые ягодицы, ни единой морщинки...

— А своя голова на плечах есть? Нельзя продавать себя на потребу дня и толпы. Поэтому я не смотрю церемонии награждения, все эти «Золотые граммофоны», «Золотые шлягеры» и тому подобное. А вот шоу «Голос» выделял, любил слушать живых, чистых людей, которые искренне хотели посвятить себя искусству, а не бизнесу.

— Да и там проступали «родимые пятна». Вспомните скандал с победившей дочерью Алсу.

— Не спорю. К факту кумовства добавлю, что я на месте продюсеров поставил бы заслон западным песням. Пусть участники исполняли бы свои. Не бросая тень на западную музыку, скажу, что и наши лучшие образцы ей не уступают.

За всё время существования проекта наставниками в него приглашались приятные люди, к которым я хорошо отношусь. Там были Александр Градский, Дима Билан, Леонид Агутин, молодая эта девочка — Полина Гагарина. Они поддерживали дружелюбную атмосферу. Словом, я за конкурсом следил.

— Он же потом оброс «подробностями». Появились «Голос. Дети», «Голос 60+».

— Вот детей я как раз не смотрел, чтобы не расстраиваться, наблюдая, как хороших, добрых, домашних мальчиков и девочек уродуют и гробят попсовой мишурой. Жизнь у них будет поломана. Не может пятилетняя малышка с вульгарным вечерним макияжем и в глубоко декольтированном платье, обхватывающем селёдочное тельце, петь «Лучшие друзья девушек — это бриллианты». Дети должны оставаться детьми, а не «эстрадными звёздами». Слишком легко мы разбрасываемся этим званием. К нему надо идти десятилетиями, порой принося немыслимые жертвы. Не все выдерживают — спиваются, гибнут. Цена успеха очень высокая. Жаль, что детей заставляют её платить.

— А «Голос 60+»?

— Смотрел с огромным удовольствием. Потрясающий вокал потрясающих людей. Часть из них были моими ровесниками, я наблюдал, как уважительно относились к ним наставники. Но то, что произошло на днях, наверное, навсегда отвратило меня от некогда любимой передачи. Об этом уже много высказывались в Интернете, но я хочу донести и своё мнение.

Итак, на одном из отборочных этапов (у них это называется слепым прослушиванием) вышел Эдуард Дзюба, молодой человек из российской глубинки, в неповторимой, на мой взгляд, потрясающей манере спел величайшую песню «Твои следы», которую впервые исполнил гениальный Муслим Магомаев, потом — София Ротару, Людмила Зыкина. Я, наверное, по своей наивности или старости, полагал, что существуют такие музыкальные произведения, у которых нет срока давности, потому что они не подлежат делению по сортам.

— Вы абсолютно правы…

— Я полагал, напоминание о шедевре оценят все, ведь об этой композиции нельзя сказать, что в ней есть музыка и стихи, это одно целое. И я полагал, что озарение (редкое явление в этом творческом цеху) не подлежит обсуждению. Каждая национальная культура должна гордиться такими удачами. Это сокровища! Тот, кто этого не понимает, особенно называющие себя профессионалами, не могут не стыдиться этого. Повторяю, срока давности у «Следов» нет.

И вот этот парень из глубинки спел песню. Кстати, и сам выбор её о многом говорит. В проекте ведь работает команда режиссёров, сценаристов, тренеров, она подсказывает, определяет репертуар. Ученик с задачей справился. Спел по-своему, не по-магомаевски, природа дала ему потрясающий тембр.

То, что после исполнения к юноше никто не повернулся, я понимаю и судить никого не могу. Каждый наставник подбирает исполнителя под свою задумку, концепцию, то, какой он видит будущую команду. Возможно, даже великие песни в чьи-то планы не вписываются. Так об этом, например, сказала Полина Гагарина. А вот слова Константина Меладзе меня глубоко ранили в самое сердце. Обратившись к конкурсанту, он безапелляционно заявил: «Вы что, застряли в 70-х годах?». Упомянул слово «нафталин» и всячески демонстрировал презрение не только к певцу, но и к самой песне. Я теперь не сомневаюсь, что он не способен оценить ни великую поэзию Евтушенко, ни великую музыку Бабаджаняна. Я понимаю, почему песни старшего Меладзе, исполняемые его младшим братом Валерием, имеют однотипную конструкцию, схожи с неким «музыкальным повидлом» — настолько же тягучи, насколько сладки. У них есть свои приверженцы. Но никто не решился бы сказать об этом открыто, понимая, что эстетические вкусы у всех разные. Как он посмел ТАК охарактеризовать великую песню?

— Не он один. Реакция наставника с тюремным прозвищем «Шнур» была аналогичной.

— Ну, с этим иначе и быть не могло. Этот Шнур вообще не имеет никакого отношения к нотам, он использует некую какофонию для эпатирования публики.

— Да он подуспокоился в последнее время. Ведёт программы на федеральных телеканалах, помылся, вменяемо оделся.

— Перейдя определённую возрастную границу, Шнур действительно стал благообразным, прекратил разговаривать матом и выступать в пьяном угаре. Таинственным образом превратился в завсегдатая огромного числа передач на центральных телеканалах. Кто определил Шнура в когорту «властителей телевизионных душ», история умалчивает. То, что и он ничего не понял в потрясающем произведении, органично для этого человека. Вот только не пойму, кто пригласил его быть наставником участников «Голоса»? Даже мелькнувшее в прошлых сезонах нечто безголосое по имени Баста не позволяло себе демонстрировать вопиющее дилетантство, предпочитая помалкивать. У Басты хватило ума догадаться, где его место на эстрадных подмостках. Шнуров же, похоже, абсолютно не сомневается в своей исключительной миссии, несмотря на полное отсутствие нотной грамотности. Равно как и не сомневается в ней ресторанная «королева шансона», недавно объявившая миру, что выходит в свет без нижнего белья. Удовольствия от созерцания её искромсанного пластическим хирургом тела уже никакого, но она привлекает внимание даже такими низменными способами.

— А Шнуров ещё и унижает достойных, перспективных конкурсантов.

— Повторюсь, Эдуард Дзюба действительно талантливый. Когда Шнуров предложил ему исполнить современный шлягер «На лабутенах», поставив жирную точку в потоке издевательств над молодым человеком, тот просто повернулся спиной и покинул площадку. Очевидно, он не согласился, что «Лабутены» важнее голоса. Соцсети взорвали посты-переживания, мол, зря обидели исполнителя. Думаю, наставники его не обидели, а, напротив, показали свою убогость.

— Не много ли внимания мы уделяем людям, по вашим же словам, не особо этого заслуживающим?

— Нет. Если бы всё это было фактом их творческой биографии, бог с ними. Но они навязывали свою позицию аудитории, демонстрировали своё мнение агрессивно, брутально перед миллионами зрителей, реально оскорбив их эстетические чувства. А это, на мой взгляд, требует жёсткой оценки.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО

Что пишут об инциденте социальные сети

• «Стало очевидно, что такие таланты и такие голоса не нужны на эстраде, а нужны такие, как у безголосых Сюткина или Шнура. К сведению жюри, певцы с подобным репертуаром уже побеждали в «Голосе» ранее — это Сергей Волчков, Селим Алахьяров, Сергей Захаров, отец Фотий. Получается, что публика предпочитает таких певцов, несмотря на их «старомодность». Почему на слепые прослушивания берут людей с классическим вокалом, если их всё равно никто не возьмёт в команду?».

• «25 октября 2019 года жюри на всю страну расписалось, что у нас нет прошлого — Магомаева, Руслановой, Зыкиной».

• «Жюри — в отставку за непрофессионализм! Это очевидная зависть к конкурсанту. Его не просто не взяли в конкурс, его оскорбили — так же, как и всех нас, зрителей».