БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ

(Газета «Крымские известия» от 21 октября 2008 года)

Отмечаемый сегодня десятилетний юбилей Конституции Автономной Республики Крым дал повод не столько для победных реляций, сколько для размышлений и политического анализа. Своим мнением поделился депутат Верховной Рады АРК, председатель Постоянной комиссии мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады и средствам массовой информации Григорий Иоффе.

— Григорий Адольфович, вы были очевидцем того, как 21 октября 1998 года принимался важнейший для автономии документ. Каким вам видится событие из «десятилетнего далека»?

— Когда думаешь о крымской Конституции, на ум приходят известные строки классика: «Большое видится на расстоянии». Я говорю это потому, что действительно процесс принятия крымской Конституции и все, что было потом вокруг уже принятого документа, наблюдал лично. В то время я был парламентским журналистом и имел такую возможность, что и дает мне основание вспомнить упомянутую цитату. Может быть, тогда именно близкая дистанция не позволила многим до конца осознать важность того момента.

Говоря о крымской Конституции, нельзя не упомянуть о том, что из-за тогдашних политических коллизий и в центре, и на полуострове, многие ожидания, которые крымчане связывали с Конституцией АРК, к сожалению, не оправдались. Сегодня понятно, что они в тот конкретный исторический промежуток новейшей крымской истории и не могли в полной мере оправдаться, и этот негативный процесс, увы, продолжается. Видимо, депутаты крымского парламента, готовившие тогда Основной Закон автономии, лучше, чем мы, журналисты, и рядовые крымчане понимали, что не только полномочия автономии находятся под угрозой, но и сам факт ее существования.

— Почему центр на протяжении многих лет относится к Крыму, как к пасынку? Что за предвзятость такая?

— Сегодня, видимо, еще не время анализировать, почему мы ощущаем со стороны киевского истеблишмента и многих центральных структур власти некую опаску. Здесь есть как объективные, так и субъективные моменты. Объективным является тот факт, что в Крыму действительно в начале 90-х годов прошлого века пышным цветом расцветало явление, получившее впоследствии не очень точное название «крымский сепаратизм». Далее следовали «мешковщина», принятие различных вариантов Конституции Крыма, которые потом отменялись центральной властью. Мы пережили период, когда у нас было, например, свое Министерство внутренних дел, только не дошли еще до Министерства обороны, хотя уже чеканить монету, судя по всему, президент Мешков собирался. Это, естественно, вызывало определенные негативные чувства в центре страны. Так как тогда еще и в государстве Украина не было Конституции, президентские структуры боролись с сепаратизмом проверенным дедовским способом — просто «давали по башке». И вот понимая эту опасность, как сейчас принято говорить, вызовы времени, тогдашние политические лидеры полуострова строили кампанию по принятию крымской Конституции. В конце концов Украина обрела свою Конституцию, в тексте которой существует специальная глава об Автономной Республике Крым. Это решительным образом конституциировало Крымскую автономию, однако, повторяю, риски и вызовы никуда не исчезли. Поэтому при всех недостатках и ущербности некоторых положений крымской Конституции, при наличии пресловутой «поправки Зайца», которая унижает Основной Закон АРК, делая его неполноценным в сравнении с другими законами страны, наконец, при том, что ожидания крымчан не во всем оправдались, тем не менее переоценить значение этого документа сегодня невозможно. В случае отсутствия у автономии собственной Конституции различные недруги нашего региона и профессиональные антикрымские политики могли бы претворить в жизнь свои планы по уничтожению автономии как таковой.

— Но все это осталось в далеком прошлом. Сегодня в республике не приходится говорить о каких-то сепаратистских настроениях.

— И, как ни парадоксально, именно это не устраивает отдельных представителей центральной власти, намеренно провоцирующих конфликты, чтобы ловить свою рыбу в мутной воде. Почва уходит из-под их ног, поэтому делается все, чтобы сепаратизм возродить, а потом опять с ним же и бороться. А возродить его можно только одним способом — отбирая у автономии полномочия, беспардонно их игнорируя, «причесывая» Крым под одну гребенку с другими регионами. Мы отдаем себе отчет, что Крым как составная часть государства Украина должен полностью находиться в правовом поле государства. Но это никоим образом не означает, что автоматически уходят в небытие те особенности нашего региона, которые составляют основу конституционного автономного статуса.

Вот лишь некоторые из этих характерных черт. С исторической точки зрения Крым совсем недавно стал частью Украины. Произошло это в 1954 году по достаточно специфическим советским правилам. Именно эти правила вызывают на бытовом уровне досужие разговоры о некоем «подарке», который якобы сделал Украине Никита Хрущев, а на официальном — о якобы вопиющих нарушениях, с которыми проходила процедура передачи территории полуострова из РСФСР в УССР. Тем не менее Крым никогда не ставил, не ставит и не собирается ставить вопрос о пересмотре границ, статуса, хотя противники автономии позволяют это себе часто и густо.

— Раз уж у нас зашел разговор на эту тему, надо вспомнить и о таком явлении, как «крымский патриотизм». Правда, горячие головы и ему придали «сепаратистский» оттенок…

— В самом деле еще одной особенностью является то, что Крым, в отличие от остальных регионов Украины, где преобладает мононациональное население, многонационален. Мало того, каждый этнос имеет свою неповторимую, а порой трагическую, как у ранее депортированных народов, историю. Именно в Крыму проживают этносы, образно говоря, записанные в Красную книгу как исчезающие и потому требующие государственной поддержки. Я имею в виду крымчаков и караимов. Все это создает совершенно неповторимый колорит общественных отношений и составляет основу такого явления (с ним никак не хотят согласиться вульгарные украинские националисты), как крымский патриотизм.

Так вот желая получить основу для борьбы с Крымской автономией, антикрымские политические силы пытаются грубо и разнузданно действовать на полуострове, чтобы вызвать своеобразную протестную реакцию. И это действительно может произойти. Казалось бы, ну какое дело браткам Корчинского или радикалам Тягнибока до здешних проблем? Нет, они провокационно приезжают в чужой и чуждый для них регион с очевидной целью вызвать к себе негативное отношение и такой же очевидной надеждой на провокационный конфликт. Кроме этого, они тешат себя мыслью, что в случае, если в Крыму прольется кровь, в стороне не сможет остаться Россия, которая будет поставлена перед необходимостью защитить русскоязычное население. И тогда вокруг этого можно затеять такую же свистопляску, которая была организована вокруг конфликта Грузии с Южной Осетией и Абхазией. Однако я убежден, что подобные надежды тщетны. За последние десять лет крымчане научились отличать провокаторов и профессиональных крымофобов, не поддаваться на их уловки.

— Дождется ли автономия справедливого к себе отношения?

— Надо не ждать милости от центра, а жить, решать проблемы, улучшать материальное положение крымчан. Хотел бы напомнить одну красноречивую формулу, отражающую суть наших взаимоотношений с центром. Она звучит так: «Политически стабильный и экономически развитый Крым является залогом процветания всей Украины». Остается добиться малого — чтобы это понимали и различные политические силы на киевских холмах. Ни минуты не сомневаюсь, что в условиях непрекращающегося политического кризиса, пышным цветом расцветающего в высших эшелонах власти Украины, стабильность и результативная деятельность крымского парламента показывает большой потенциал, заложенный в избранной крымчанами действующей власти. Нельзя в этом контексте не отметить и тех усилий по сохранению и приумножению полномочий Крымской автономии, которые предпринимает нынешний руководитель крымского парламента Анатолий Гриценко. Благодаря его взвешенной, а порой, когда того требует конкретная ситуация, и жесткой позиции Крым демонстрирует пример строгого следования нормам Основного Закона Автономной Республики Крым и бескомпромиссности во всем, что касается полномочий региона.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО