Юрий ИЛЬИН: КАРАВАН ТЕСТОВ БУДЕТ ИДТИ

(Газета «Крымская правда» от 10 декабря 2008 года)

Первого декабря началась регистрация желающих принять участие во внешнем независимом оценивании (ВНО), которая продлится до 3 марта. Директор Симферопольского регионального центра оценивания качества образования Юрий Ильин уверен: в 2009 году сдавать тесты будет и привычнее, и комфортнее.

- В процедуру тестирования были внесены изменения, чтобы абитуриентам было комфортнее. Уроки для одиннадцатиклассников завершатся не 1 июня, а 1 мая, а тестовых испытаний ученики могут выбрать не три, как в прошлом году, а пять, причём начнутся они 6 мая, а закончатся 5 июня. Выпускники этого года регистрируются по месту обучения, а выпускники прошлых лет - на базе единых пунктов регистрации, в Крыму их восемь, три находятся в Симферополе. С целью психологической адаптации были организованы платное пробное тестирование, процедура которого идентична основному тестированию, и бесплатное интернет-тестирование, которое даёт возможность ознакомиться со структурой и содержанием тестов. Платное тестирование будет проходить 14 и 21 марта, и до 10 декабря те, кто зарегистрировался, должны его оплатить. Интернет-тестирование будет доступным с 15 декабря по 15 января.

Дополнительная сессия тестирования в этом году проводиться не будет, кроме исключительных случаев, рассмотрение которых находится в компетенции Министерства образования и науки Украины. Раньше экзамены в вузах тоже проходили в определённые дни, и если ты по какой-то причине не успел на экзамен, возлагать ответственность было не на кого. Сегодня абитуриенту разрешается пройти тестирование по пяти предметам. Вузы обычно требуют два-три сертификата для поступления на факультет, а выбор возможных пяти предметов предоставлен для того, чтобы дать студенту больше возможностей для поступления. Нередко студент подаёт документы на несколько специальностей одновременно, чтобы подстраховаться, но в конце он будет вынужден определиться. Минимальные баллы сертификата при поступлении так и остались: сто двадцать четыре, однако вузам в этом году дано право устанавливать свою границу количества баллов в сертификате в зависимости от числа поступающих. И абитуриенту, который имеет, допустим, сертификат со ста шестьюдесятью восемью баллами, нечего надеяться на поступление в ТНУ, если там установят проходной балл сто семьдесят. Увеличен спектр возможностей для абитуриентов, но вузы в свою очередь могут предотвратить ситуацию с «раздутым» конкурсом.

- Однако студенты, поступающие на специальность «русский язык и литература», вынуждены предъявлять сертификаты по украинскому языку и литературе и истории Украины, потому что русского языка в перечне предметов ВНО просто нет. Как же преподаватели смогут оценить их знания?

- Правила приёма абитуриентов - это компетенция Министерства образования и науки Украины. Но нужно помнить, что Крым - особый регион и статус русского языка здесь имеет огромное значение. Что касается самого проведения тестирования, то на сегодня процедура остаётся той же: тесты написаны на украинском языке, но по желанию участников они могут быть переведены. Участники могут выбрать один из шести языков национальных меньшинств, на которых ведётся преподавание в школах - русский, крымскотатарский, молдавский, румынский, польский, венгерский. Но что будет через год, я не знаю. Вы же видите, как быстро всё меняется в нашей жизни и не всегда в лучшую сторону. Процедура тестирования требует затрат из бюджетных средств. Количество пунктов тестирования создаётся пропорционально количеству желающих пройти тесты, и чем меньше участников будет зарегистрировано на ту или иную дисциплину, тем меньше будет пунктов тестирования по всей стране.

В прошлом году, например, сдавать всемирную историю пожелало очень мало абитуриентов, и в этом году её не стало, так же, как и основ правоведения, основ экономики и зарубежной литературы. Однако их отсутствие восполнили иностранные языки - в этом году тестирование может проводиться по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам. И если в прошлом году было выполнено более миллиона тестов, то в этом году из-за добавления иностранных языков и пяти возможных тестовых испытаний вместо трёх ожидается, что количество пройденных тестов составит более двух с половиной миллионов.

- Русского языка и среди иностранных нет. Слухи о том, что скоро тестирование будет проводиться исключительно на украинском языке, имеют под собой какие-то основания?

- Ну в этом году такого точно не случится. Мы обговаривали эту проблему на последнем селекторном совещании в Киеве - обсуждались итоги регистрации на пробное платное тестирование, и возник вопрос о том, почему в Крыму так мало зарегистрировавшихся по сравнению с другими регионами. Я ответил: одна из возможных причин в том, что эти тесты написаны на украинском языке и не был гарантирован перевод. Процедура тестирования должна выявить уровень знаний, а это означает, что наиболее адекватные результаты будут тогда, когда человек мыслит и отвечает на родном языке. Тогда, конечно, нужно было бы предоставить абитуриенту право проходить тесты на том языке, на котором он хочет. Я считаю, что образованный человек должен знать родной, государственный и один или два европейских языка, ведь чем больше человек знает языков, тем лучше. Поэтому проведение тестирования на украинском языке без перевода было бы неправильным, точно так же, как и только на русском без перевода на украинский.

- На днях Одесский окружной административный суд по иску одиннадцатиклассника запретил проводить внешнее независимое тестирование. Это как-то повлияло на процесс регистрации?

- Подоплёка этого инцидента гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Существует категория наших граждан, а может, даже политических сил, которые на введении тестирования пытаются сделать капитал. Отвергать саму идею внешнего независимого тестирования нелепо, поскольку эта процедура принята во всём мире, и прошлогодний опыт показал, что благодаря тестам в вузы пришли более подготовленные студенты. Один из лозунгов, под которым проводилось тестирование, - обеспечение равного доступа к получению высшего образования. И он реализуется: сегодня очень часто студентами вузов становятся дети из сельской глубинки, которые получили сертификаты с прекрасными результатами. Но с другой стороны, некоторые вузы от этого далеко не в восторге, ибо приёмная страда - это период решения очень многих вопросов. Социологические опросы, в том числе и поступивших в этом году первокурсников, говорят о существовании проблемы коррупции и поступления «по звонку». Общество мирилось с этим явлением в восьмидесятые годы, когда оно ещё не было массовым. Но сейчас во многом по этой причине уровень подготовки первокурсников стал настолько низким, что подготовка высококвалифицированных кадров превратилась в проблему выживания общества. Однако есть люди, которым тестирование категорически не нравится, и в том числе родители, дети которых должны были гарантированно поступить в вуз и получить образование, а точнее - дипломы. Вот они и протестуют.

- Но протест этого мальчика из Одессы понять можно: он готовился к сдаче тестов по правоведению, а эту дисциплину исключили из перечня предметов.

- Знаете, нам прочитали его исковое заявление - так вот, оно написано юристами высочайшего класса. И если бы у нас абитуриенты могли написать такое заявление самостоятельно, им вообще не нужно было бы учиться. Причём вручал это заявление в суде вовсе не ребёнок, а юрист одного из одесских юридических вузов. Так что там всё не так просто. Окружной одесский суд потребовал приостановить регистрацию, но она уже идёт - на второй день с её начала зарегистрировалось более тысячи человек по всей Украине, и это необратимый процесс. Мы были готовы ко всякого рода сюрпризам, ведь в прошлом году накануне тестирования были заявления некоторых высокопоставленных политиков о его возможной отмене. В этом году накануне регистрации появилось решение Одесского суда. Но тем не менее караван будет идти.

- Если абитуриент недоволен результатами тестирования, может ли он их оспорить?

- Да, причём апелляция может быть двух видов. Первая - на саму процедуру тестирования, если участник считает, что эта процедура была нарушена: например, в аудитории находились посторонние, или же кто-то пользовался мобильным телефоном, или же были созданы неравные условия для сдачи тестов. Такую апелляцию можно подавать только до выхода из пункта тестирования и только в тот же день. И второй вид апелляции - на количество полученных баллов. Это открытая процедура, апелляцию рассматривает комиссия и принимает соответствующее решение. В прошлом году в Крыму было подано сто две апелляции, правда, не была удовлетворена ни одна. Кстати, на Украине был парадоксальный случай: апелляцию подал школьник, который набрал по математике сто девяносто девять баллов из возможных двухсот. Он решил задачу нестандартно, но верно, и комиссия была вынуждена признать его правоту и подняла оценку до двухсот баллов. На Украине было всего пять человек, которые получили три сертификата - по двести баллов каждый, и один из них - крымчанин. Таких самородков мы, возможно, не нашли бы при старой системе отбора абитуриентов.

- Однако многие считают, что новая система отбора построена на угадывании.

- Угадать на хорошую оценку практически невозможно - шансов столько же, сколько выиграть в лотерею. Но процедура тестирования должна совершенствоваться, в этом никто не сомневается.

Я могу допустить, что некоторые вопросы можно было формулировать по-другому. Одно из предложений, которые вносил наш центр, - сделать отдельные тесты по украинскому языку и украинской литературе. Первый был бы обязательным для всех, а вот знание литературы уже можно было бы требовать только с будущих студентов гуманитарных факультетов. Думаю, тогда значительная часть абитуриентов могла бы показать лучшие результаты. В этом году министерство оставило всё как есть. А в перспективе, когда мы будем богаты, процедура тестирования могла бы осуществляться в режиме нон-стоп. Был бы наработан объёмный и прошедший независимую апробацию банк тестов, были бы созданы специальные центры на базе региональных, где любой желающий сможет записаться на тестирование и пройти его в любой день. Если результаты его не устроят, то он будет иметь право пройти тестирование дополнительно, но уже за деньги. Вот тогда у нас не будет проблем с подвозом детей на пункты тестирования, с сокращением учебных занятий, с дополнительными сессиями и всем прочим - очень хотелось бы, чтобы такое время наступило.

- Не собираетесь ли вы переложить часть нагрузки по проведению тестирования со школ на высшие учебные заведения?

- Сейчас поступает множество просьб от вузов о создании на их базе пункта регистрации. Они только недавно стали понимать, что это один из очень сильных рычагов профориентационной работы. Руководство КГИПУ осознало это ещё в прошлом году, и мы сделали у них пункт тестирования. Человек приходит туда, видит вуз, преподавателей, уровень преподавания, материальную базу, и шансы на то, что он поступит сюда, увеличиваются.

- Кому сейчас гарантированы льготы при поступлении в вуз?

- Остались только социальные льготы для инвалидов первой и второй группы и инвалидов детства, детей-сирот и лишённых родительской опеки, чернобыльцев, детей шахтёров, горноспасателей, военнослужащих, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей. Преимущества при поступлении имеют призёры всеукраинских олимпиад и последнего этапа конкурса работ учеников Малой академии наук. Однако, на мой взгляд, число льгот должно быть сокращено до минимума, потому что вузы - это не собес, они должны готовить специалистов. И если вы идёте к врачу, вам неинтересно, есть ли у него медаль, из сельской местности он или из города - вам важно, чтобы он вас вылечил.

Диана СКЛЯРЕНКО