ЕСЛИ ШКОЛЫ ЕЩЕ РАБОТАЮТ, ЗНАЧИТ, ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО?

(Газета «Крымская правда» от 18 марта 1998 года)

В течение марта по Украине проходят совместные рабочие совещания руководителей народного образования и исполнительной власти регионов. Цель их - выяснение ситуации по отрасли в целом и предполагаемые для ее стабилизации реальные меры. Уже тот факт, что эти рабочие совещания проводятся по поручению президента Украины, говорит о том, что в Киеве действительно обеспокоены обстановкой в народном образовании (или, может, выборы подпирают?). Правда, крымское учительство, переживающее хроническое отсутствие денег, вынужденное митинговать и бессрочно бастовать, давно потеряло надежду на «особое» внимание украинского правительства к школьной теме. Тем не менее, как показало прошедшее в Министерстве образования Крыма совещание, - Киев все же вспоминает о нуждах учителей. Если ему об этом не бояться напоминать. Именно этому было посвящено выступление заместителя председателя Совета министров Крыма И. В. ИВАНЧЕНКО, курирующего в правительстве республики социальную сферу. 

- Меры, направленные на спасение народного образования, как целостной системы, зачастую действительно непопулярны, - прокомментировал ситуацию Игорь Васильевич. - Потому что чаще всего они вынужденны. Как было, например, с сокращением классов в школах. Мы резали по живому, понимая, что в конечном счете ухудшится качество знании. Но если бы мы бросились в точности выполнять все постановления из Киева, опираясь на мизерные суммы, выделяемые на финансирование отрасли, то на сегодняшний день количество не классов - школ сократилось бы на две третьих! Более того, Крым - единственный регион на Украине, где система школьных учреждений не сокращается, а увеличивается. Пусть на немного, но увеличивается. 

Чем меньше было бы школ, тем лучше было бы финансирование оставшихся. Но как в таком случае быть с огромной армией детей и подростков, «отлученных» от школ? 

Сейчас в Крыму действуют 587 школ. Как сообщил И. В. Иванченко, задолженность учителям по зарплате составляет 27, 9 млн. грн. Она была бы значительно меньше, если бы - вот вам пример непопулярного решения - республиканский бюджет, начиная с ноября прошлого года, не понес огромные потери, стопроцентно перечисляя деньги с основных видов налогов в Киев. Но, как подчеркнул И. В. Иванченко, Крым вправе требовать и от Кабмина, и от Министерства финансов Украины деньги, предусмотренные в госбюджете на погашение задолженности. Кстати, это подтвердил и побывавший недавно в Крыму председатель Верховной Рады А. Мороз. Только от активности республиканских властей зависит, как эти деньги будут поступать. Например, за прошлый год в виде ссуд и дотаций в Крым было перечислено 28, 7 млн. грн., а за первые месяцы нынешнего года эта сумма составила уже 13, 9 млн. 

Как пример того, что отстаивать интересы учительства, а значит, и самих учащихся, можно и нужно, на совещании (под явное одобрение присутствующих) было сообщено, что после настойчивых ходатайств Министерства образования Крыма Киев принял решение о разрешении выпускникам девятых и одиннадцатых классов крымских школ сдавать письменные экзамены (диктант и сочинение) по текстам, установленным Министерством образования Крыма и на русском языке. Экзамен же по украинскому языку отнесен к группе предметов, сдаваемых по выбору учащегося. 

- Сейчас немаловажно, кроме этого, добиться для крымских выпускников права сдавать экзамены в вузы Украины на русском языке, о чем и пойдет речь в ходе моей поездки в Киев на заседание коллегии, - сказал на встрече И. В. Иванченко. - Крымские ребята должны быть в равных условиях при поступлении в вуз с абитуриентами, сдающими экзамены на родном языке. Официального подтверждения о согласии на это Киев пока не дал. Мы его, думаю, добьемся. 

Что ж, остается надеяться, что и заместитель председателя Совмина Крыма, и министр образования республики искренне заинтересованы в выживании крымских школ. Во всяком случае, раз наши школы работают, значит, это действительно еще кому-то, кроме нас с вами, нужно. И не ради сиюминутных целей. Ради будущего. 

М. СМИРНОВА