НАЧАЛО ХОРОШЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

(Газета «Крымские известия» от 10 сентября 1997 года)

Первого сентября во всех без исключения школах Крыма прозвенел первый звонок. Еще несколько лет назад это событие казалось вполне ординарным. Но после прошлого года, когда из-за забастовок учителей, вызванных невыплатой заработной платы, школы открылись лишь к октябрю, оно уже не выглядит столь обыденным. Тем более что задолженность по зарплате, хотя практически и не выросла за это время, но сохранилась. Что же побудило педагогов прийти в классы? Любовь к детям, преданность профессии, а может быть, меры по погашению долгов, предпринимаемые властями, показались им действенными? По мнению заместителя Председателя Совета министров Крыма Игоря ИВАНЧЕНКО, курирующего проблемы образования в правительстве, определенную роль сыграли все эти факторы. 

— Подготовка к нынешнему учебному году была весьма сложной. К нам поступала информация о том, что учителя отдельных школ планируют не начинать учебный год в сентябре. 14 августа реском профсоюза работников образования провел конференцию, на которой состоялся довольно острый разговор между представителями педагогических  коллективов, профсоюзными лидерами и властями — Советом министров и Верховным Советом Крыма. Несмотря на всю остроту этой проблемы, нам удалось убедить учителей воздержаться от акций протеста. Мы подробно проинформировали участников конференции о том, как идет погашение долгов по зарплате, о том, что свыше 75, а в некоторых районах и более 80 процентов бюджетных расходов направляется на финансирование зарплаты работников соцкультсферы, используются внебюджетные средства, проводятся взаимозачеты, натуроплата. Словом, делается все возможное, чтобы ликвидировать образовавшуюся задолженность. И надо сказать, что уже к 1 сентября по сравнению с 1 августа долг перед педагогами уменьшился на 4 миллиона гривен. Это существенный сдвиг. 

Но я бы не хотел, чтобы у кого-нибудь появилось благодушие, успокоенность. Первый звонок прозвенел, но впереди весь учебный год и только после его завершения можно будет подводить итоги. Перед местными властями и правительством стоит нелегкая задача — мы должны доказать педагогам, что можем обеспечить систему образования хотя бы самым необходимым — заработной платой, должны сохранить доверие людей. 

— Игорь Васильевич, сделать это действительно непросто. Особенно учитывая, что в крымском бюджете на нынешний год на нужды образования  предусмотрено мизерная сумма. 

— К сожалению, это так. Согласно расчетам, проведенным министерствами образования и финансов Крыма, минимальная сумма, необходимая для нормальной жизнедеятельности системы образования, составляет 341 миллион гривен. После детальной проработки, сократив расходы на текущий ремонт, приобретение  оборудования, пришли к выводу, что эта сумма может быть уменьшена до 290 миллионов. В утвержденном же бюджете на нужды образования выделено всего 125 миллионов гривен. Это приблизительно треть от необходимого, точно так же, как на одну треть расходы, запланированные в бюджете, в целом покрывают потребности республики. 

В этой ситуации нам не обойтись без финансовой помощи из Госбюджета Украины. (Кстати, с начала года Крыму на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и на социальные выплаты из госбюджета было выделено 13,1 млн. грн). 

Поправить ситуацию можно также проведением взаимозачетов, погашением задолженности натуроплатой — продуктами, товарами народного потребления, коммунальными платежами. Эти механизмы уже достаточно четко отработаны местными исполнительными  органами, Министерством финансов, хотя проведение взаимозачетов между бюджетами разных уровней, например, местным и республиканским, проходит более сложно, чем между бюджетами одного уровня. Но при погашении задолженности натуроплатой возникает другая проблема. С бюджетниками мы рассчитываемся, а в проигрыше остаются Пенсионный фонд и соцстрах, не получающие живых денег. Сейчас натуроплата внедрена и при расчетах с пенсионерами. Я понимаю, что эта форма выплаты зарплат и пенсий не самая лучшая, но ведь и прибегаем мы к ней не от хорошей жизни. В тяжелых условиях экономического спада, безденежья мы стараемся сохранить социальную сферу и, в частности, систему образования. В Конституции Украины записано, что каждый гражданин имеет право на бесплатное среднее образование, а конституция государства — это то, чем мы должны руководствоваться, прежде всего. 

— Значит, система образования действительно находится на грани краха? 

— Видите ли, понятия «крах», «кризис» достаточно не конкретны. Мы уже несколько лет живем в состоянии экономического кризиса. Система образования — не исключение. И все же дети по-прежнему ходят в школы, и контингент учащихся сегодня даже вырос на 5 тысяч человек. Несмотря на стесненность в средствах, в этом году мы открыли девять новых школ. В основном это национальные школы — украинские,  крымскотатарские, комплексы «школа-сад» первой ступени на базе детских садов. Причем работа по их созданию была организована таким образом, чтобы свести затраты до минимума. Все это позитивные моменты. Но не надо забывать о том, что при утверждении каждого последующего бюджета расходы на систему образования сокращаются. А сокращаться до бесконечности нельзя. На мой взгляд, мы и так находимся возле нижнего предела, перешагнув который можно вообще потерять систему образования. 

— При каждом последующем утверждении бюджета работников народного образования просят подумать не только над сокращением расходов, но и над тем, чтобы научиться зарабатывать деньги самостоятельно. Вы видите подобные перспективы? 

— Частично. Прежде всего, они связаны с оказанием в школах платных услуг, то есть созданием групп с углубленным изучением предметов (сверх программы), обучением различным профессиям, музыке, танцам и так далее, но главное — с созданием платных  государственных школ. Ведь не секрет, что, несмотря на тяжелое финансовое положение большинства граждан, есть люди, способные платить за образование своих детей значительные суммы. У нас есть подобный проект, но заниматься им конкретно мешает отсутствие должной нормативно-законодательной базы, поскольку, как я уже говорил, по закону у нас в стране бесплатное среднее образование. Возможно, что впоследствии в закон будут внесены определенные коррективы, поделать это надо осторожно, чтобы не пострадали малоимущие слои населения. 

И все-таки, даже если бы у нас была разветвленная сеть платных  государственных школ, это вряд ли решило бы проблему недостатка финансовых средств, поскольку практически во всех странах система среднего образования финансируется государством. Это означает, что надежды на улучшение можно связывать только с общей стабилизацией социально-экономического положения в стране и республике. 

Интервью взяла И. КАЛИГА