СПОСОБСТВОВАТЬ ПОПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТА

(Газета «Крымские известия» от 23 октября 2008 года)

Председатель Постоянной комиссии по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству Валерий Иванов не раз публично отмечал, что Верховная Рада АРК — единственный эффективно работающий в нашей стране парламент. В эти дни, когда в Украине вновь назревают внеочередные парламентские выборы, с ним трудно не согласиться. Однако тема нашего разговора не касалась политических проблем — речь шла о деятельности комиссии, которую он возглавляет. Продолжая серию интервью с председателями постоянных комиссий, мы попросили Валерия Валерьевича рассказать о достигнутом, поделиться планами.

— Как известно, полномочия Крымской автономии позволяют ей довольно активно развивать межрегиональное сотрудничество, заключая напрямую такие соглашения как с областями Украины, так и с отдельными регионами зарубежных стран, — начал разговор В. Иванов. — Пик активного заключения соглашений пришелся на 1998—2002 годы. В большинстве своем они носили политический характер. К такому выводу мы пришли, когда стали анализировать, какие из этих договоров о сотрудничестве дееспособны. Например, совершенно формальным оказалось соглашение с Мурманской областью. Куда более эффективными можно признать связи с Москвой.

Большая часть соглашений заключена с регионами Российской Федерации. Как наиболее успешное я бы отметил сотрудничество с Курском и Москвой. А из областей Украины — с Запорожской. Если брать страны Европейского Союза, то успешно развиваются связи с польским Подляским воеводством, а на Востоке — с китайской провинцией Хайнань.

Хочу заметить, что увеличение количества регионов — для нас не самоцель, на первом месте мы ставим качество, о котором судим по двум показателям. Первый — объемы инвестиций в Крым. И за два года нашей работы в Верховной Раде АРК они стали больше, чем за все предыдущие 15 лет, вместе взятые. Второе — внешнеэкономический баланс. Как известно, Украина имеет большую пропасть между экспортом и импортом. Крым — единственный регион в стране, который производит и продает намного больше, чем покупает, имея положительный баланс в 46%. Это делает наш край экономически привлекательным для инвесторов.

— Что делает комиссия, чтобы повысить эффективность уже существующих соглашений?

— Мы стараемся наладить взаимодействие действительно на межрегиональном уровне, а не на межличностном. Почему провалилось соглашение с Мурманском? Его ведь заключали, когда и там, и у нас в Крыму у власти были определенные политические силы. Ситуация поменялась — перестало работать и соглашение.

Комиссия заканчивает работу над тем, чтобы информация об инвестиционных предложениях была не только на портале Совмина, а имелась соответствующая ссылка на сайт Верховной Рады АРК.

— Как налажено взаимодействие возглавляемой вами комиссии со структурами Совета министров и какими именно?

— Мы тесно работаем с Министерством экономики Крыма, Республиканским комитетом АРК по торговле и защите прав потребителей, а также по протокольным и процедурным вопросам — с Главным управлением внешних связей и межрегионального сотрудничества Совета министров АРК.

Взаимопонимание у нас хорошее, можно сказать, мы — одна команда.

— В сферу деятельности вашей комиссии входит и торговля. На слуху постоянно такие проблемы, как несанкционированная торговля, стихийные рынки. Что предпринимается, чтобы справиться с проблемами?

— Комиссия курирует торговлю в целом, а она ведется по правилам, закрепленным в законодательстве Украины. То, что не санкционировано, торговлей не является, и полномочия по ликвидации таких точек лежат на органах исполнительной власти и правопорядка.

Несанкционированной считается торговля, которую осуществляет лицо, не имеющее на это разрешения, или если ведет ее в непредусмотренном месте.

Поскольку компетенция определять места принадлежит органам местной власти, а устанавливать личность могут правоохранители, то в борьбе с несанкционированной торговлей они, как правило, действуют сообща. И подключается к ним санэпидемстанция. Наша парламентская комиссия, представляя органы власти республиканского уровня, участия в этом не принимает. В законодательстве четко прописано, что у нас нет таких полномочий.

Однако определенные задачи перед органами местного самоуправления мы ставим, и они, на мой взгляд, выполняются далеко не в полном объеме, что свидетельствует об их слабости. Они не могут урегулировать выбор мест торговли. Бывает, создаются целые торговые центры, а сельский труженик не знает, где бы ему продать два ведра выращенных на приусадебном участке помидоров. Другой момент — невзвешенный подход к выносной торговле. Если рядом с магазином установлена стойка, с которой продаются бананы, то, как правило, найдется желающий расположиться рядом и поторговать без разрешения.

Сегодня в Крыму достаточно торговых площадей. По расчетному коэффициенту их в 1,5 раза больше, чем необходимо, поэтому выносная торговля бывает просто излишней и неоправданной. Если на курортах в период сезона еще возникает такая необходимость, то в иных городах она без надобности. Более того, такая выносная торговля, на мой взгляд, провоцирует возникновение стихийных торговых точек.

— И что может комиссия, понимая причины и последствия, но не имея полномочий?

— Мы заслушиваем эти вопросы, даем рекомендации, стараемся содействовать тому, чтобы органы местного самоуправления согласовывали свои действия с правоохранителями. И процесс движется. Но он был бы более динамичным, если бы милиция уделяла ему больше внимания, если бы более жесткими стали штрафные санкции. У нас в стране остались штрафы в размере 3—7 грн. И, к сожалению, не каждый суд принимает решение о ликвидации незаконного товара, даже если он скоропортящийся.

Принятые на крымском уровне нормативно-правовые акты не решают проблемы. Необходимо вносить предложения об изменении законодательства Украины.

А по торговле в целом в автономии хорошие показатели. Они связаны не только с увеличением валового объема реализации, а и с показателями занятости населения, наполнения бюджета. Например, малое предпринимательство в целом дает около 40% поступлений в бюджет. И обратите внимание, что торговля как один из видов малого предпринимательства развивается, не требуя от государства вложений. Люди вкладывают собственные силы и средства, что, с одной стороны, дает снижение уровня безработицы, а с другой — рост поступлений в бюджет.

— Мы плавно перешли от темы торговли к теме предпринимательской деятельности, которая также находится в ведении вашей комиссии.

— Это естественно, поскольку эти сферы связаны.

— В таком случае расскажите, пожалуйста, о Программе поддержки предпринимательства. Что она собой представляет, какова роль комиссии в ее разработке, принятии и выполнении?

— Программа принимается с учетом предложений комиссии, мы контролируем и выделение средств под нее. В прошлом году их было заложено достаточно, даже не успели все освоить.

Комиссия не только участвует в подготовке изданий в помощь предпринимателям, обеспечивает работу «горячей линии», консультативных центров, бизнес-инкубаторов, проведение семинаров и тренингов. Основной упор делается на то, чтобы гарантировать погашение из крымского бюджета 70% от процентной ставки по кредитам, которые взяли предприниматели. В результате увеличиваются поступления в бюджет и появляются новые рабочие места.

— Много ли желающих получить такую льготу по выплате кредита и кому из них отдается предпочтение?

— Желающих немало, а отбор ведется на конкурсной основе. В комиссии — представители налоговой инспекции, прокуратуры, СБУ, ОБОП, Центра занятости, и существует масса критериев, по которым они определяют, кому помочь компенсировать процентную ставку кредита. Предприниматель, взяв кредит, должен не только выплатить его самостоятельно, но и показать эффективность использования: создание основных средств и рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет. А еще учитывается, нет ли у него задолженностей перед бюджетом, не выдает ли он зарплату «в конвертах». Таких предпринимателей мы не поддерживаем.

Условия, которые мы ставим, вполне приемлемы. Скажем, фермер при покупке комбайна, трактора в кредит получает возможность значительной компенсации своих затрат. Разве это плохо для него? А мы понимаем, что он, имея такую технику, будет обрабатывать не только свой пай, а и землю других сельчан. То есть опять же люди сами делают то, в чем им на государство рассчитывать не приходится.

А деньги, которые мы выделяем из крымского бюджета для того, чтобы помочь предпринимателю, через два-три года возвращаются в виде значительных налоговых поступлений. Уже сейчас заметен эффект. Мы тратим 2 млн грн на поддержку малого предпринимательства, что составляет незначительную часть из общего бюджета автономии, а при его формировании получаем от малого предпринимательства до 20%. И с каждым разом эта составляющая увеличивается.

Со следующего года хотели бы «запустить» другой процесс, при котором уже не на средства банков, а из республиканского бюджета можно было бы кредитовать малых предпринимателей на возвратной основе. Схема достаточно интересная. Если Министерство юстиции не будет возражать, то она позволит нам через пять лет увеличить в пять раз этот фонд кредитования. Правда, есть опасение, что планы не удастся осуществить, поскольку у нас любят на хороших инициативах строить политические заключения.

— Это инициатива вашей комиссии?

— Я бы сказал, что это инициатива крымской власти, которую мы постарались обобщить, добиваясь многовекторности в помощи, оказываемой предпринимателям.

Основная наша задача в том, чтобы действительно помочь предпринимателю работать. Не донимать его бесконечными проверками, а дать возможность нормально развиваться. Обществу выгодно, чтобы «малый» предприниматель стал «большим», чтобы, заработав начальный капитал, смог расширить свое дело.

Вот показательный пример. Обратите внимание: в Симферополе сегодня государственных автобусов нет, а троллейбусы не могут обеспечить перевозку всех пассажиров. И тем не менее без участия города автобусный парк маршрутных такси обновляется за счет того, что малые предприниматели инвестируют свои средства. Городской бюджет, не неся нагрузок по закупке и содержанию транспорта, еще и получает поступления за счет увеличения пассажиропотока.

— Понятно, что малое предпринимательство — дело полезное. Не случайно и Верховная Рада АРК его поддерживает, принимая соответствующие программы. Была такая на 2005—2006 годы, сейчас заканчивается программа, рассчитанная на 2007—2008 годы…

— И уже готовится следующая — на 2009—2010 годы. В нее мы хотим заложить еще несколько векторов развития малого предпринимательства. В целом же у нас показатели развития и динамика достаточно хорошие. Статистика показывает, что Крым и по уровню занятости населения выглядит на общеукраинском уровне очень даже неплохо. Около 30 процентов крымчан заняты в малом предпринимательстве. То есть это люди, которые сами себе создали рабочие места. Государство не несло затрат на это, а получает налоги.

— Одно время малый предприниматель ассоциировался прежде всего с торговцем, который в одном месте купил, в другом продал, а производственная сфера развивалась слабо. Как с этим сейчас?

— Тем, что называется «купи-продай», среди малых предпринимателей ныне занимается меньше половины. У нас ведь изменились и сами рынки. В основном это оборудованные современные помещения, а не убогие торговые ряды, открытые семи ветрам. Да и самих продавцов там стало меньше.

А если взять такие сферы, как пассажироперевозки, то 70% из них осуществляют малые предприниматели. В такси — и того больше. В строительной отрасли их 50%. Ведь крупных фирм у нас раз, два и обчелся.

— По инициативе возглавляемой вами комиссии на пленарных заседаниях рассматривались вопросы об ограничении размещения на территории автономии рекламы алкогольной и табачной продукции и контроле за распространением и производством генетически модифицированной продукции. Над какими проблемами работаете сейчас?

— Есть определенный объем льготного налогообложения — так называемый единый налог. Он был сформирован в свое время для того, чтобы начинающий предприниматель, пока не встанет на ноги, мог обходиться без бухгалтера, работать семейным подрядом или привлекая не более одного помощника. Этим, как выяснилось, злоупотребляют многие продавцы ювелирных изделий. Реализовав товара на сумму до 300 тыс. грн, платят налог всего 200 грн. Делают еще так: арендуют большие торговые площади, создают на корпоративных началах ювелирный магазин, в котором каждый прилавок оформлен на отдельного предпринимателя, работающего на едином налоге. При этом минимизируются не только налоги, а еще и отчетность, которая для малых предпринимателей упрощена. И не узнать, откуда поступает это золото, не контрабандное ли оно. То есть это проблема.

Хочу отметить, что наша цель заключается не в том, чтобы кого-то уличить, наказать. Мы формируем общие правила игры, и наша задача — отладить процессы торговли и предпринимательства таким образом, чтобы они способствовали пополнению бюджета, а также были благоприятными для людей, давали им работу, уверенность в завтрашнем дне.

Интервью взяла Людмила РАДЕВА