Александр ГРЕСС: СВОЕВРЕМЕННЫЙ И СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЙ БЮДЖЕТ – ПРОДУКТ И ГАРАНТИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

(Газета «Крымская газета» от 11 октября 2002 года)

Легальный анализ бюджета АР Крым еще впереди, предстоят долгие дебаты по этому вопросу в Верховной Рале АРК. Тем не менее сегодня любого жителя Крыма, будь то пенсионер или военнослужащий, врач или учитель, интересует, как учитываются его интересы в главном финансовом документе республики. На вопросы о том, что удалось достигнуть при подготовке проекта бюджета Крыма на 2003 г., отвечает министр финансов АРК А. А. ГРЕСС

— Александр Александрович, из чего исходило правительство Крыма, разрабатывая проект бюджета АРК? 

— Основными направлениями формирования бюджета были определены: социальная направленность расходной части бюджета, обеспечение финансирования заработной платы работникам бюджетной сферы, льгот и субсидий — населению, социальных программ и мероприятий. Мы ставили перед собой задачу добиваться поэтапного повышение норм бюджетной обеспеченности  в  целях максимального приближения их к реальным расходам на содержание учреждений социальной сферы, обусловленным действующими условиями оплаты труда, натуральными нормами на питание и материальное обеспечение. Объем бюджета по общему фонду на 2003 год в целом по Автономной Республике Крым определен в размере 992, 7 млн. грн., или с ростом против 2002 года на 2, 5 процента (23, 7 млн. грн). 

При этом объем местных бюджетов Автономной Республики Крым возрос на 49, 7 млн. грн. (2002 год — 473, 2 млн.. грн., 2003 год — 522, 9 млн. грн.). По бюджету Автономной Республики Крым объем определен в сумме 469, 8 млн. грн., против 495, 8 млн. грн. в 2002 году или снижен на 5 процентов (26 млн. грн.). 

— В Киеве вам удалось решить важнейшую проблему — Крыму предоставлено право вводить дополнительные налоги и сборы. Как это отразится на развитии АРК? 

—  Предоставленное Крыму право вводить дополнительные налоги и сборы с учетом социально-экономической специфики в первую очередь коснется курортных регионов, которые испытывают значительную нагрузку на свое коммунальное хозяйство, инженерные и транспортные сети, принимая ежегодно более 4 млн. отдыхающих. 

—  Крымчан интересует, какие дотации из Госбюджета Украины получит республиканский бюджет и как будут расходоваться эти средства? 

— В целом по сводному бюджету Автономной Республики Крым предусмотрена дотация выравнивания из Госбюджета Украины на 2003 год в сумме 141, 4 млн. грн. (2002 год — 133, 7 млн. грн.), по 8 бюджетам городов предусмотрено изъятие средств в Госбюджет в размере 68, 1 млн. грн. (2002 год — 38, 1 млн. грн.) и составляет 14 процентов в общем объеме доходов бюджетов Крыма (по Украине — 21 проц. ). Как и в 2002 году, предусмотрена субвенция из Госбюджета Украины на осуществление государственных социальных программ в сумме 118, 3 млн. грн. (в 2002 году — 123, 4 млн. грн.), в частности на: выплату помощи семьям с детьми, одиноким матерям, инвалидам с детства и детям-инвалидам (47, 8 млн. грн. ); предоставление льгот ветеранам войны и труда и субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, твердого и жидкого бытового топлива, сжиженного газа, на квартирную плату, вывоз бытового мусора, а также компенсацию льготного проезда отдельных категорий граждан (70, 5 млн. грн.). 

Впервые предусмотрено выделение субвенций на: обеспечение инсулином больных сахарным диабетом (7, 7 млн. грн.); 

информатизацию общеобразовательных учебных учреждений и обеспечение учебниками учеников общеобразовательных школ (567 тыс. грн.); 

компенсацию расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий гражданам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы (1, 3 млн. грн.); 

выполнение инвестиционных проектов за счет капвложений (2, 6 млн. грн.). 

— Не секрет, что без соответствующей инновационной политики тенденция экономического роста останется лишь тенденцией. Каким образом бюджет АРК будет стимулировать дальнейший рост  экономики Крыма?

— В этом направлении, на мой взгляд, сделаны   значительные шаги, позволяющие закрепить существующую тенденцию экономического роста. Мы сумели отстоять в Киеве закрепление за бюджетом АРК акцизного сбора. Это позволит продолжить эксперимент по стимулированию производителей подакцизной продукции, что в конечном счете приведет к увеличению производства и позволит получить дополнительные поступления в бюджет. Так, за 2001 год в условиях действия эксперимента поступление  акцизного сбора составило 271, 1 млн. грн., что на 120, 5 млн. грн. больше, чем за аналогичный период 2000 года. При этом в общем объеме поступлений акцизного сбора доля предприятий, работающих в эксперименте, составила 88 процентов. 

—  Каковы главные статьи расходов бюджета АРК? 

— Мне представляется, что ключевыми позициями бюджета в первую очередь являются сохранение существующих социальных гарантий и постоянное движение в сторону их расширения. Основными отраслями расходов в бюджете являются «Охрана здоровья», «Образование», «Социальная защита населения», «Культура и искусство». В 2003 году предусмотрен рост объема расходов бюджета Крыма на образование на 16, 3 процента (44, 6 млн. грн.), охрану здоровья — на 6, 4 процента (12, 9 млн. грн.), социальную защиту населения — на 5, 6 процента (2, 6 млн. грн.), культуру и искусство — на 42 процента (5, 7 млн. грн.), физкультуру и спорт — на 23 процента (1, 2 млн. грн.). 

— Александр Александрович, как складывались отношения правительства  с финансово-бюджетной комиссией АРК при разработке бюджета? 

— Я лично оцениваю их как конструктивные рабочие отношения. Стабильность выступила определяющим фактором взаимоотношений между правительством и Верховной Радой АРК. В целях совершенствования межбюджетных отношений с  Госбюджетом Украины  в 2003 году Советом министров Автономной Республики Крым была создана рабочая группа, в состав которой вошли и представители Верховной Рады АРК. Эта группа определяет основные подходы по проекту бюджета на 2003 год. Благодаря совместной работе Министерства финансов АРК и Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике руководству республики удалось в значительной мере отстоять в Киеве позиции Крыма по формированию бюджета. 

— Каковы основные итоги этой совместной работы? 

— По проекту бюджета на 2003 год достигнуто следующее: оставлен акцизный сбор Крыму без изъятия средств в Госбюджет Украины. При этом Минфин Крыма отстоял в Министерстве финансов Украины планирование этого показателя, исходя из реального поступления акцизного сбора, или в сумме 202, 3 млн. грн. (в 2002 году планировалось 260 млн. грн., прогноз на 2003 год составляет 215, 7 млн. грн.); 

предусмотрены средства на услуги, связанные с экономической деятельностью в сумме 97, 4 млн. грн.; 

увеличен объем расходов бюджета Крыма на 2003 год, по сравнению с первоначальным объемом, на 38, 8 млн. грн., в том числе размер субвенции их Государственного бюджета Украины на соцзащиту — на 1, 8 млн. грн.; 

внесены дополнения в проект закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» в части предоставления полномочий Верховной Раде Автономной Республики Крым устанавливать на территории республики местные налоги и сборы, исходя из специфики развития региона; 

внесены дополнения в проект закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год», где определено освобождение от платы за землю воинских частей, военных учебных учреждений, научно-исследовательских учреждений, детских санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, расположенных на территории Крыма, только по согласованию с Верховной Радой АР Крым. 

— Все же бюджетная осень ожидается  жаркой. Как  вы оцениваете политическую ситуацию, сложившуюся в Крыму? 

— Поймите, бюджет должен отражать отношение власти к народу, а процесс его принятия — это проверка демократических институтов на политическую зрелость. Поэтому бюджет как политический документ сможет стать стабилизирующим фактором. Я считаю, что за все время существования автономной республики в Крыму не было такой стабильной ситуации, как сейчас, после выборов 2002 года.