В КИЕВЕ СТАРАЮТСЯ ПРИДАТЬ КРЫМСКОЙ АВТОНОМИИ ДЕКОРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

(Газета «Крымская правда» от 27 ноября 1997 года)

Как и следовало ожидать, в ходе недавнего рассмотрения в Верховной Раде Украины «пакета» крымских законов вновь (в который уже раз!) были предприняты попытки торпедировать принятие правовых документов, определяющих права и полномочия Автономной Республики Крым.

Например, в ходе обсуждения закона о Верховном Совете Крыма многие нардепы Украины вносили в него такие поправки, которые, по словам председателя ВС Крыма Анатолия Гриценко, лишали крымский парламент даже тех полномочий, которые имеет «рядовой» областной Совет. 

Но и в таком куцем виде законопроект показался ряду депутатов крамольным! И дело тут даже не в тех или иных его статьях, а в общем неприятии идеи крымской автономии, которую председатель комитета Верховной Рады по правовой политике и судебно-правовой реформе Владимир Стретович назвал «недоразумением». Но поскольку «недоразумение» зафиксировано в Конституции Украины, парламентарии ищут такие правовые формулировки, которые придали бы крымской автономии чисто декоративный характер. 

О недавних событиях в Верховной Раде и о перспективе принятия крымских законов мы попросили рассказать народного депутата Украины от Крыма Владимира Ильича ЕГУДИНА

- То, что сказал в отношении Автономной Республики Крым Владимир Стретович, говорит не только о его антикрымской позиции, но и по большому счету - антиукраинской. Потому что будущее Украины, как жизнеспособного, истинно демократического государства, связано с развитием ее регионов. Будут экономически сильными регионы, будет сильным и государство. Поэтому необходимо не урезать права регионов, как это делается сегодня, а напротив, предоставлять им максимум самостоятельности. 

И это понимают уже даже те народные депутаты Украины, которые раньше с некоторой настороженностью относились к требованиям крымчан о предоставлении экономической самостоятельности. Что и показали итоги голосования 13 ноября, когда проект Закона «О Верховном Совете Автономной Республики Крым», подготовленный крымчанами, поддержали 184 депутата, а альтернативный проект, внесенный президентом Украины, получил лишь 92 голоса в свою поддержку. Причем нашу позицию почти по всем вопросам поддерживают в парламентском комитете по государственному строительству, деятельности Советов и самоуправлению, которому поручено доработать законопроект. Теперь он будет вынесен на повторное первое чтение в Верховной Раде 2 декабря. 

- А как обстоят дела с принятием закона о выборах депутатов Верховного Совета Крыма? 

- Здесь тоже имеются два альтернативных законопроекта. Один из них, разработанный еще в начале года Министерством юстиции Украины, предусматривает мажоритарную систему плюс национальные округа. Второй законопроект, подготовленный Верховным Советом Крыма, более созвучен недавно принятому общеукраинскому закону о выборах, ибо предполагает смешанную систему. Кроме того, подобный избирательный механизм заложен и в закон Украины о местных Советах. Таким образом, будущие выборы в Крыму скорее всего пройдут по смешанной системе. 

- Но не получится ли так, что новоизбранный Верховный Совет Крыма будет лишен властных полномочий? 

- В таком случае и выборы проводить ни к чему! Зачем нам декоративный орган власти? К счастью, у народных депутатов Украины от Крыма сейчас немало единомышленников в стенах Верховной Рады, считающих, что коль крымский парламент утверждает бюджет региона, то он обязан иметь и соответствующие возможности влиять на местную исполнительную власть. Недопустимо, когда министры крымского правительства утверждаются в Киеве, так ведь можно дойти вообще до абсурда: к примеру, назначать в Кабинете министров Украины председателей сельсоветов! 

- Как известно, крымский бюджет на 1998 год, рассмотренный недавно нашим парламентом, основан на одноканальной системе бюджетных взаимоотношении с центром. Но согласятся ли с этим в самом центре? 

- Думаю, что согласятся. В проекте бюджета Украины на 1998 год есть специальная строка, в которой предусмотрена одноканальная система не только для Автономной Республики Крым, но и для Днепропетровской области. И это не «дар свыше», а расчеты экономистов из двух регионов, согласно которым они намерены жить за счет собственных доходов (в Крыму планируется собрать не менее 700 миллионов гривен налоговых поступлений), исправно финансируя при этом определенную долю общегосударственных расходов. Весь вопрос в том, смогут ли в Крыму выйти на контрольную цифру доходной статьи бюджета, если налог на добавленную стоимость пока остается централизованным и полностью зачисляется в госбюджет. От этого, кстати говоря, стонет не только Крым, но и все регионы Украины. И когда «критическая масса» всеобщего недовольства достигнет апогея, высшее руководство государства вынуждено будет пересмотреть порочную практику налоговых взаимоотношений с регионами, а также сам закон об НДС, который настолько запутан и несовершенен, что в нем не могут разобраться даже искушенные правоведы. 

Интервью взял О. ВОЛОДИН