Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Е

ЧТО В ПОРТФЕЛЕ У МИНИСТРА?

(Газета «Крымская правда» от 20 ноября 1993 года)

Министром сельского хозяйства и продовольствия Крыма он стал в результате реорганизации агропромышленного комитета в министерство. Был Агромпром, который так и не вывел наше сельское хозяйство из трясины, куда загнала его небезызвестная перестройка. Теперь вот министерство. Способно ли оно вытянуть село из болота? Есть ли в портфеле у министра программа, начиненная средствами и методами выхода из кризиса? Или пойдет оно проторенной от былых успехов к разрухе агропромовской дорогой! Об этом наш разговор с министром сельского хозяйства Крыма Владимиром Ильичом ЕГУДИНЫМ. 

- Прежде всего адресую вам вопрос, который нередко звучит в нашей читательской почте. Ну вот, дожили и до министерства. Выглядит солидно, как и подобает республике. Ну а по сути, чем оно от того же Агропрома будет отличаться? Нас не название кормить будет, а потому наш интерес в том заключается, чтобы не было голода, чтобы были на нашем столе и хлеб, и масло, и молоко. Если министерство добьется этого, то честь ему и хвала. 

- Сразу же оговорюсь: агропромышленный комитет, созданный в перестроечное время как организация общественная - большая ошибка, если не более. Роль советчика он еще пытался выполнять, но получившие свободу действий хозяйства уже и советов слушать не хотели. Вместо свободы вышла анархия. И доброго советчика из него не получилось, а право управлять сельским хозяйством у комитета откипи. И хозяйства наши вышли из-под государственного контроля. А к чему это привело, уже известно. Сельское производство село на рифы. 

Нет, я не против экономических методов управления производством. Но считаю, что в переходный период государственный контроль и необходим и неизбежен. Иначе получится то, к чему мы и пришли. Так вот, создание на базе Агропрома министерства и есть возврат от общественного нормирования сельского производства к государственным нормам. Может быть, и не популярный, но необходимый шаг. А то ведь что получилось в начале перестройки. Кооперативы, арендные предприятия создавались, как совершенно не управляемые производственные единицы. И вот вам пример. В мясном производстве, в частности, эти единицы стали буквально оттягивать мясные ресурсы на себя. А мясокомбинаты что же? Ведь у них переработка почти безотходная. Кооперативы же не используют кровь, сбой. Все это уходит впустую. Не хочу сказать, что кооперативные и арендные производства не нужны. Они, может, даже и необходимы, но только как дополнительные мощности по переработке мясной продукции с крестьянских подворий. А оттягивать ее из колхозов и совхозов - это, извиняюсь, большая роскошь. 

Так вот, в нашем министерском "портфеле" есть, конечно, программа выхода из кризиса. Первое, что намерены предпринять, это выстроить стройную структуру кадрового и технологического обеспечения сельскохозяйственного производства. Чтобы в конце концов покончить с неуправляемостью. 

- Надо ли это понимать, что экономической и хозяйственной самостоятельности хозяйств, о которой мы в начале перестройки трубили во все трубы, придет конец? Выходит, опять назад к командно-административным методам?.. 

- Нет, не командовать, а управлять. Чтобы не случалось такого, что сейчас случается сплошь и рядом. Почему хозяйства наши оказались в тяжелейшем финансовом положении? Все время натыкаемся на сюрпризы. То колхоз или совхоз не дает сырье перерабатывающему предприятию, то предприятие не дает свою продукцию. То те не оплачивают сырье, то другие не оплачивают продукцию. Вот мы и стараемся сейчас навести порядок в сфере взаиморасчетов. 

- Представляю, как трудно это сделать в условиях инфляции, при галопирующих ценах. А селянам сейчас особенно туго приходится. Они буквально стонут от непомерных цен на энергоносители, технику, запасные части, химические препараты. Ничего не остается хозяйствам и фермерам, как настаивать на повышении цен и на их продукцию. И все равно заработки у крестьян мизерные. А мы хотим получить от них и мясо, и молоко, и прочие продукты. 

- Селяне в высоких ценах не повинны. Это уж точно. Сверхъестественная стоимость горючего, гербицидов, удобрений, техники не может не отражаться на себестоимости их продукции. При всем этом они бедны и останутся бедными, пока не возвратимся к высокоэффективному производству. Кстати, замечаю, что все больше сельских людей начинают сейчас возвращаться к производству. Это хорошая примета. Ибо без этого ничто не возможно. 

- Да, но возможен ли этот возврат в полной мере, если из-за подавляющего дефицита и отсутствия из-за непомерных цен ресурсов крестьянину и работать-то нечем, невозможно подчас ни вспахать, ни засеять, ни собрать урожай сполна? 

- Но мы же не случайно взялись за упорядочение взаиморасчетов. Матресурсы за хлеб по бартеру - это очень, как выяснилось, удобная и для крестьянина, и для государства форма взаиморасчетов. Нынче, например, обмен товаров культурно-бытового назначения, горючего, топлива и прочих заинтересовал не только колхозников и совхозных рабочих, но и фермеров. По бартеру товары, выходит, дешевле им достаются. В итоге обмена мы в достатке заготовили для Крыма продовольственного зерна. По крайней мере, до нового урожая крымчане будут с хлебом. 

- Но как говорится, не хлебом единым жив человек. 

- Это так. Однако с хлеба все начинается. Удалось нынче удержать, не пустить на распыл семеноводство. Полностью обеспечены семенами кукурузы, например. Упорядочение взаиморасчетов сдерживает падение такой важной для Крыма отрасли, как птицеводство. Птицеводческие племенные хозяйства сохранили. Техническое обеспечение отрасли поддерживаем, яичное направление не утратили. И удалось все это во многом благодаря введению фиксированных цен на комбикорма. 

Разъяснение непосвященному читателю. Фиксированные цены, по моему разумению, сродни государственной дотации, которая потом восполняется, или как метко определил министр, "оттягивается" из кармана налогоплательщика в виде налога или механизмом цен. То есть из нашего с вами кармана, потом эта государственная подачка восполняется. Государство в ущербе не будет, в ущербе будем мы, его граждане. 

- Так или иначе, а нужно быть благодарными министерству за его попытки сохранить жизненно важную отрасль, дать вздохнуть свободнее нашим колхозам и совхозам. Ну а что касается фермерского корпуса, то о нем и в органах власти, и вот здесь, в министерстве сельского хозяйства, особой заботы, похоже, не наблюдается. При удачном осуществлении министерской программы, возможно, воспрянут преображенные в крупные акционированные хозяйства колхозы и совхозы. И они неизбежно, не имея конкурента в лице мелкого производителя, станут монополистами цен, взвинчивая их, как им будет угодно. А фермер, который мог бы работать на снижение цен, по сути выводится из игры. Не так ли? 

- Мы входим в положение фермеров Крыма, знаем их беды и нужды. Малогабаритная техника, топливо и прочее. Многого фермеру недостает, многое он просто не в состоянии приобрести. Но что вы хотите, если сама приватизация идет в нашем государстве вслепую. Нет ни программы, ни действующего закона о приватизации. Нам, например, здесь, в министерстве, наиболее приемлемым средством ее кажется акционирование. Причем в долевое участие и владение должны входить к хозяйствами и перерабатывающие предприятия. Ведь они связаны по рукам и ногам сырьевой базой и перерабатывающими это сырье мощностями. Если такое срастание произойдет, то прекратятся все тяжбы, связанные с взаиморасчетами. 

- А как же быть при этом с землей, которая уже подверглась паеванию? 

- Условному паеванию. Весь раздел на паи - условность. Однако при акционировании пай остается паем. 

Поясню читателю. Если какое-то стороннее предприятие входит в бывший колхоз акционером, то не стоит на этот счет обольщаться его бескорыстностью. Будьте уверены, что часть землицы от крестьянского пая ему "отломится". Собственно, это уже и происходит. Под лозунгом "Вернуть землю ее хозяину-крестьянину" распродаются путем вхождения в долю сторонних предприятий целые хозяйства. После такого акционирования земельные паи крестьян тают, как небезызвестная "шагреневая кожа". 

- Вероятно, что и не стоит возражать против акционерного вхождения в совхоз, допустим, "Гвардейский" молокозавода, скажем, и консервного завода имени Кирова. Действительно, как пуповиной связаны. Но как быть с тем крестьянином из Гвардейского, который желает взять свой пай и стать его хозяином? 

- Уверен, что Крыму нужен фермер. Но фермер с программой. Вот когда он придет и скажет, что буду делать то-то и то-то, а для этого мне нужно то-то и то-то, можно будет и подумать о выделении ему земли. А как вы думали? Я тоже бывал в Америке и присматривался к тамошнему фермерству, и уяснил, что там, если, скажем, берет фермер виноградник, то прежде он должен доказать не свое право владеть им, а право выращивать виноград. Докажет делом, что может его выращивать, вот тогда и становится владельцем. А то что же получается, приходит и говорит, мне, мол, пятьдесят гектаров орошения отдайте. А там севооборот, 400 гектаров. И мы так все севообороты можем загубить. Нет, в развитии фермерства, по моему твердому убеждению, должна на первый план выдвигаться специализация. А ну-ка кинутся все цветочки выращивать... А что народ есть будет? Кто-то должен и хлеб выращивать, а кто-то ферму содержать и корма заготавливать для животных. Словом, все это нормальные требования. Анархия и здесь недопустима. 

- А что, Владимир Ильич, ожидает наше сельское хозяйство в ближайшем будущем? 

- Утешительного мало. Вот по сведениям гидрометеослужбы в Черноморском районе нынче выпало "ноль миллиметров" осадков. В других районах, если где и больше, то не на много. Озимь слаба. В животноводстве тоже положение критическое, ожидать лучшего не приходится. В общем обстановка требует искать выход. На что и направлены сейчас все наши усилия. 

Интервью взял В. ПАЩЕНКО 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla