БЕСПАРТИЙНЫЙ С ПАРТИЙНЫМ «НЕСОЮЗЕН»?

(Газета «Крымские известия» от 13 января 1998 года)

29 декабря с. г. на заседании внеочередной сессии Верховного Совета Автономной Республики Крым были сформированы окружные избирательные комиссии по выборам народных депутатов Украины. Порядок выдвижения кандидатур в состав комиссий и другие вопросы, связанные с этим событием, мы попросили осветить заместителя Председателя  Верховного Совета АРК Анушавана ДАНЕЛЯНА

— Анушаван Суренович, как известно, чтобы утвердить составы окружных избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины, руководству Верховного Совета Крыма пришлось созвать внеочередную сессию... 

— Дело в том, что по закону формироваться эти комиссии должны были в очень короткий период времени — со дня начала регистрации списков политических партий до 29 декабря. Однако, поскольку данные о регистрации поступили не сразу, несколько дней из отведенного срока уже была упущено. Практически в распоряжении Верховного Совета оставался период с 25 до 29 декабря, когда еще можно было самостоятельно принять решение о составе окружных избирательных комиссий. Но часть депутатов крымского парламента и сам Председатель Верховного Совета АРК А. Гриценко в эти дни находились в Киеве, где Верховная Рада Украины обсуждала проекты законов о Верховном Совете АРК и о выборах в ВС АРК. То есть объективно сложились такие условия, когда рассмотрение вопроса на очередном заседании сессии крымского парламента было неэффективным. Более того, группа депутатов заняла откровенно деструктивную позицию, видимо, посчитав, что «крымские вопросы» надо решать вне Крыма. Действительно, если бы мы не уложились в сроки и не образовали окружные комиссии, то решение по их составам принимали бы в Киеве — в Центральной избирательной комиссии. 

— В окружные комиссии вошли представители политических партий, право которых выдвигать кандидатом в депутатский корпус Украины подтверждена Центризбиркомом. Но возглавили эти «партийные» составы люди, чьи кандидатуры были предложены Председателем Верховного Совета АРК Анатолием Гриценко и одобрены сессией Верховного Совета. В данном случае глава парламента выступает как субъект выдвижения наряду с центральными партийными органами? Насколько это правомочно? Что гласит закон? 

— В ходе сессии — видимо, с определенной целью — был подброшен тезис о том, что якобы субъектом выдвижения всех членов избирательных комиссий являются политические партии. Для этого использовали тактический прием ораторского искусства, когда подается некая фраза — готовый штамп с лексическими признаками нормативного документа, и люди, тщательно не изучившие все положения закона, начинают слепо верить тому, что сказано. Но дело в том, что такой фразы, хотя она и звучала на сессии раз пятьдесят, в Законе о выборах народных депутатов Украины не существует. Более того, статья 10 пункт 5 этого Закона гласит: «Каждая политическая партия, избирательный блок партий, список кандидатов в депутаты которых зарегистрирован для участия в выборах, может на период избирательной кампании делегировать одного представителя в Центральную избирательную комиссию для участия в ее заседаниях с правом совещательного голоса». Далее пункт 7 говорит: «В состав окружных избирательных комиссий обязательно включается по одному представителю от политических партий, избирательных блоков партий, списки кандидатов которых зарегистрированы для участия в многомандатном общегосударственном избирательном округе по представлению уставных органов этих политических партий, руководящих органов избирательных блоков партий». То есть речь идет о том, что, если политический партии подают заявку о включении своего представителя в состав окружных комиссий, то Верховный Совет не имеет права отказать им в этом. Но в то же время пункт 6 статьи 10 говорит: «Окружные избирательные комиссии являются юридическими лицами, они образуются решениями Верховного Совета Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городского советов не позднее чем за 90 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии по представлению соответственно председателей этих советов или городских голов». То есть речь идет о том, что окружные избирательные комиссии формируются исключительно по представлению Председателя Верховного Совета АРК. Закон не дает права вносить кандидатуры в состав окружных комиссий каким-либо другим путем. Это допустимо лишь в одном случае, если бы сессия заблокировала принятие решения по формированию окружных комиссий, то пунктом 9 ст. 10 Закона право образовать их предоставляется, как я уже говорил, Центризбиркому «не позднее чем за 80 дней до дня выборов по представлению местных ячеек политических партий, действующих на территории соответствующего избирательного округа» 

Исходя из того, что вопросы по Крыму мы должны решать сами, Председатель ВС АРК А. Гриценко 29 декабря провел внеочередную сессию, в ходе которой представил кандидате в составы окружных избирательных комиссий Лишь по одной комиссии внесены изменения, в целом сессия преимущественным депутатским большинством проголосовала за все представленные кандидатуры. 

— Судя по высказываниям представителе одной из партий, им, что называется, «не к двору» пришлись предложенные кандидатуры руководителей комиссий. Не устраивал насколько я понимаю, что, во-первых, это люди «исключительно беспартийные», — по их словам, «чуть ли не с улицы» — а во-вторых, что они были рекомендованы местными советами или трудовыми коллективами... 

— Субъект выдвижения согласно формулировкам Закона — субъект, который устно или письменном виде дает предложения по составу окружных комиссий. В данном случае это Председатель Верховного Совета Крыма. И он, естественно, не мог не посоветоваться с активом и руководителями предприятий, районных, городских советов о том, кого выдвигать, смог ли эти люди работать в окружных комиссиях. 

Были запросы о кандидатах, просьба дать характеристики, представления на тех людей, которых выдвигали. Это говорит лишь о правильных подходах к подбору и расстановке кадров. Закон не запрещает вводить в состав комиссий беспартийных. В данном случае Председатель Верховного Совета АРК предложил в председатели, заместители председателей, секретари окружных комиссий людей, стоящих вне партий, чтобы не сталкивать в их руководящем ядре чьи-либо политические интересы, чтобы заведомо не разжигать страсти в парламенте. 

— То есть можно предположить, что делался расчет как раз на такое столкновение, которое дало бы повод заблокировать решение Верховного Совета? 

— Видимо, да. Представьте ситуацию, если бы представители блока НЭП, либо представители Коммунистической партии были бы предложены в руководящий состав избирательной комиссии председателем или заместителем председателя. Какие бы страсти поднялись в парламенте Крыма! Скорее всего, именно этого и ожидали те, кто хотел заблокировать решение Верховного Совета. В этом случае вопрос наверняка бы не прошел, и пришлось бы ждать решения Центризбиркома. Поэтому Председатель Верховного Совета Крыма, на мой взгляд, выбрал наиболее оптимальный вариант формирования комиссий. 

— Признавая, что повлиять каким-либо образом на итоги выборов комиссии все равно не смогут, отдельные политики, тем не менее, пытаются обвинить чуть ли не всех беспартийных руководителей окружных комиссий в скрытой приверженности к блоку НЭП. Есть ли в этом логическое начало? Или это навязчивое желание уже сегодня развязать предвыборную «драчку»? 

— В самом вопросе уже содержится и ответ. Естественно, каким-либо образом повлиять на результаты выборов, отдать предпочтение тому или иному кандидату в депутаты окружная избирательная комиссия и не вправе, и не в силах. К тому же большая часть работы проводится в участковых, а не в окружных комиссиях. Блокирование решения Верховного Совета АРК, а затем выдвижение различных обвинений — это один из шагов, чтобы показать свою точку зрения, выразить несогласие, стать в оппозицию... Например, для партии, которая, возможно, ранее была незаметной, либо появилась недавно, это — шанс себя показать. А мы знаем, что оппозиционная партия всегда имеет преимущество перед той, которая хоть в какой-то степени может влиять на ход политических событий в регионе. Но, на мой взгляд, избранный вариант показать себя, заняв позицию, согласно которой крымские вопросы пусть лучше решаются где-то, но не в Крыму, — далеко не лучший. 

Интервью провела Людмила ЧЕВЕЛЬЧА