КОРРУПЦИЯ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА ЧАБАНОВА, ИЛИ КОМУ ЗЕМЛЯ ПУХОМ?

(Вебсайт «РосУкрИнформ» от 22 февраля 2012 года)

Тяжело, наверное, жить председателю Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым Александру Чабанову! Зона ответственности – почти 27 тысяч километров площади полуострова. И все это – земельные участки. И все это – его. Ибо, как известно любому крымчанину, пытавшемуся оформить в собственность хотя бы пару соток земли под огородик, все пути ведут в казенный дом на улице Кечкеметской в Симферополе, где коррупция является главным и, пожалуй, единственным регламентом в работе Рескома и его руководителя.

Путь к крымской земле у Александра Чабанова дальний да окольный. Уроженец Владивостока был предпринимателем в Ялте, секретарем Ялтинского городского совета, занимал различные посты на поприще экологической охраны сначала в Крыму, а потом в Киеве. При покойном Джарты снова вернулся в Крым на сладкое место смотрящего за крымской землей.

Примечательно, что упорные слухи в свое время омрачали биографию Чабанова. То есть, простите, Писаренко. Ибо Чабанов взял фамилию своей жены, по его словам, «чтобы не прерывать преемственность рода», а на самом деле, чтобы забыть, что у гражданина Писаренко за плечами шесть лет заключения с конфискацией имущества за хищения госсобственности, злоупотребление служебным положением и мошенничество, смена гражданства и сомнительность происхождения его высшего образования. Словом все то, что называется словом «коррупция».

Как бы то ни было, заслуженный природоохранник Украины обязан своей должностью именно покойному премьеру Крыма, который поручился за него, несмотря на то, что на выборах 2004 года Чабанов был доверенным лицом Ющенко, а также стал заместителем лидера «Нашей Украины» в Крыму Владимира Шкляра.

Народ наш наивный, доверчивый и всепрощающий. Не было бы никаких нареканий граждан на прошлое Чабанова, если б он оставил в прошлом свои хитрые штучки.

Но сев в кресло председателя Рескомзема, Чабанов стал одним из царей коррупции в Крыму. Вся работа доверенного ему ведомства завязана на том, что глава Рескомзема – единственная фигура, которая может «казнить или помиловать», то есть оформить гражданину или юридическому лицу те самые земельные участки в собственность или аренду или нет. И даже государственные предприятия, учреждения и организации, за которыми Земельный кодекс оставил возможность владеть землей на основе права постоянного пользования, должны оформлять свои земельные участки в тех же самых органах Рескомзема.

Схема такая – сначала на сессии местного совета юридическое лицо или гражданин берут разрешение на разработку технической документации или проекта отвода земельногоучастка, потом собирают для это проекта несметное количество немыслимых справок у санитарных врачей, экологов, архитекторов и прочих олицетворений коррупции. Затем техническая документация или проект отвода попадают в Республиканский комитет по земельным ресурсам. И если тот дает добро, то несчастные граждане и юрлица опять обращаются в местный совет с тем, чтобы депутаты проголосовали за утверждение документации или проекта и выделение заветного земельного участка. Но и это еще не все, так как после соответствующего решения органа местного самоуправления, необходимо еще подготовить и согласовать обменные файлы, получить государственный акт или зарегистрировать договор аренды. Все эти процедуры также осуществляются органами Рескома.

Причем платить денег по закону никому не нужно. Есть, конечно, специализированные землеустроительные организации (лицензиаты), которые за ваши кровные разрабатывают те самые проекты отводов или техдокументацию и могут взять на себя тяготы по сбору кипы справок и документов.

Вроде бы долго, муторно, но понятно. Как бы не так! 

Хитрый чиновник Чабанов вводит в схему промежуточное звено. Так называемое предварительное согласование условий отвода земельных участков. В рамках этой процедуры на стадии собирания документов якобы проверяется правильность оформления этих самых документов.

Для того чтобы придать этой, не предусмотренной ни одним законом, процедуре хоть какую-то правдоподобность Чабанов издает Приказ №189 от 16 декабря 2010 года.

Не будем говорить, с какими усилиями RosUkrInform.com РосУкрИнформ») удалось добыть копии этого приказа и других приведенных в тексте документов. Сотрудники самого Рескома и его территориальных органов вдоль и поперек предупреждены о том, что с ними будет, если кто-то хоть краешком глаза увидит легализующие коррупцию бумажки.

Итак, 189-й приказ.

Пункт 1.1. данного «документа» предусматривает обязанность всех территориальных органов Рескома передавать на согласование в «центр» все условия отвода и заключения.

Пункт 1.2. говорит об обязательном учете замечаний Рескомзема к этим условиям и заключениям, а так же их пересогласовании (!) в комитете.

И, наконец, самое главное. В пункте 2.2. Приказа руководителям территориальных органов Рескомзема запрещено «предоставление физическим и юридическим лицам условий по отводу земельных участков, заключений о возможности государственной регистрации договоров аренды земельного участка без согласования с Рескомземом». То есть Чабанов запрещает своим подчиненным участвовать в разработанной им коррупционной схеме без него!!!

Примечательно, что контроль за соблюдением этого «документа» Чабанов оставил лично за собой.

А как вы хотели, господа земельщики, делиться надо!

Фактическая сторона этого псевдо-юридического документа проста – в рамках предварительного согласования (получения условий отвода и заключений) набор бумажек может неисчислимое количество раз проделывать путь «лицензиат – территориальное управление Рескома – Рескомзем», пока имеющие права на земельные участки не плюнут и не вложат в папку конверт с суммой.

Примечательно, что если рядом положить документы из разных городов и районов полуострова, на земельные участки с разным целевым назначением и отводимые разным лицам, то отписки Рескома о том, почему эти документы не подходят, не будут отличаться разнообразием. Притчей во языцех стали пресловутые «6 пунктов», на основании которых документы не проходят горнило Рескомзема.

Между тем, к рукам территориальных подразделений Рескомзема ничего не прилипает, а только наваливаются на шею дополнительные обязанности – возить папки с документами из района в крымскую столицу до тех пор, пока до получателя земли не дойдет истинная причина «почему документы не подходят».

Схема коррупции прекрасна по своей простоте и эффективности. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, со слов сотрудников Чабанова, – он один из немногих чиновников из Крыма возит в Киев нехилые чемоданы с деньгами, и один из всей Украины претендует на должность заместителя начальника Агентства по земельным ресурсам всея страны. 

Все было бы хорошо, но Чабанов споткнулся об одну заковыку – по закону рассматривать документы на получение земельного участка органы земельных ресурсов могут лишь полгода. Народ начал роптать нарушениями (потому что документы мотались туда сюда по году и больше), жаловаться, и слух о том, каким образом в Крыму людям выдают земельныеучастки дошел до Киева.

За подписью заместителя председателя Государственного агентства земельных ресурсов Украины Калюжного в Рескомитет был спущен документ №9677/27/7-11 от 29 июня 2011 года.

Если отбросить с двух страниц юридической казуистики все лишнее, то суть приведенного документа такая: Рескомзем АР Крым не может издавать нормативно-правовые акты, к которым относится приказ №189, в связи с чем, Государственное агентство земельных ресурсов поручает до 29 июня 2011 года данный приказ отменить.

Но человеку, чья суть и есть коррупция, плевать на права юридических лиц и граждан, своих подчиненных и даже на Государственное агентство земельных ресурсов с зампредом Калюжным тоже плевать. 

В обстановке строжайшей коррупционной секретности, 12 сентября 2011 года Чабанов издает Приказ №101.

Это – если не близнец, то двойняшка признанного незаконным приказа №189. И в нем снова: «внесение условий отвода в Республиканский комитет» (п. 1.1.), «обязательный учет замечаний» и «их пересогласование в Рескомземе» (п. 1.2.), и, естественно, запрет «предоставления физическим и юридическим лицам условий отвода земельного участкабез согласования с Рескомземом» (п. 2.2.). 

С нескрываемым цинизмом пунктом 5 данного «документа» Чабанов признает«утратившим силу Приказ Рескомзема от 16.12.2010 №189» (вроде как победил вопиющее безобразие и беззаконие, но и перед вышестоящими тоже есть о чем отчитаться).

Ну, а контроль за земельной коррупцией, то есть, простите, за исполнением «приказа» глава Рескома традиционно оставляет за собой. 

101-й приказ хранится в самом дальнем углу самого секретного ящика стола у заместителей председателя Республиканского комитета. И они молчат, покрывают своего шефа.

«Заместитель Антонов Николай работал в государственной инспекции Украины, в принципе, мы из одной команды. Мы все друг другу доверяем и друг друга знаем.
Давыдов Георгий - это профессиональный юрист, бывший следователь военной прокуратуры. Он должен вникать во все вещи, чтобы мы не наделали ошибок. Давыдов будет заниматься юридической частью, потому что законодательных инициатив очень много, в том числе инициируемых председателем, мы должны помогать в этом вопросе», - рассказывал сам Чабанов о тех, кто в курсе всех его дел, в одном из интервью.

Если, слушая Чабанова, держать в руках Уголовный кодекс, то в его словах практически дословно читаются осложняющие вину обстоятельства: «… группой лиц, по предварительному сговору…»

Слышит ли знакомые слова из УК на совещаниях в Совете министров Крыма его почти новый председатель и генерал милиции Анатолий Могилев? Ведь именно перед ним Чабанов, держа одну руку на Библии, а вторую на сердце, честным голосом говорит о своих успехах в земельной сфере. И чуть ли не по тюремной шестилетней привычке в подтверждение своих слов ест землю с этих самых драгоценных и жемчужных земельных участков.

И знает ли господин председатель Совмина, что без взятки, ставящей точку в ловкой коррупционной схеме, нет никакой возможности соблюсти установленные законом полугодовые сроки - документы совершают челночные движения в Рескомитет и обратно гораздо дольше. 

Чабанов при этом ушло сваливает все провалы сроков в оформлении прав на земельные участки на работников территориальных отделений Рескомзема или же самих лицензиатов – мол, медленно торопятся. И те, и другие молчат, становясь при этом участниками той самой «группы лиц по предварительному сговору». Первых Чабанов может уволить, а вторым – он, как председатель Рескомитета, раз в три года выдает лицензии на право ведения деятельности.

«На республиканском уровне мы предлагаем сделать новый проект договора, в котором будут прописаны сроки для изготовления технической документации – порядка 2-3 месяцев, для проекта землеустройства – порядка 3 месяцев», – заявил глава Рескомзема.

При этом, Александр Чабанов считает необходимым определить в договоре ответственность каждой стороны, предусмотреть для землеустроительных организаций штрафные санкции за задержки выдачи документов или невыполнение условий договора, а также возврат денег гражданам в случае невыполнения работ.

Уж такой белый и пушистый этот лысый Чабанов! Даже методичку о том, какие документы необходимо собрать, издал. Правда, тираж пособия… 300 экземпляров. Но нам-то теперь известно, что ради денег и собственной выгоды, живущий по законам коррупции гражданин Писаренко продаст не только фамилию, землю, но и ближнего своего.

И если ничего не изменится, то земельные участки площадью 27 000 квадратных километров будут все так же работать на Бентли, костюмы Haute couture, беззаботную улыбку и даже полироль для «светлой» головы одного из главных крымских коррупционеров.

Валентин Дежа,

специально для Агентства информационного влияния RosUkrInform.com («РосУкрИнформ»).