(Газета «Крымское эхо» от 22 марта 2014 года)
В течение двух ближайших лет Черноморский флот России примет на вооружение 6 новых кораблей и 6 подводных лодок. Крупной реконструкции подвергнется береговая инфраструктура российской военно-морской базы в Севастополе. По плану модернизации, подводной эскадре Черноморского флота на вооружение будут поставлены усовершенствованные субмарины 5-го поколения. Они, по мнению главкома ВМФ России Виктора Чиркова, обеспечат флоту постоянную полноценную боеготовность.
Сказанное, конечно, не означает, что развиваться будет только флотская база в Севастополе.
После воссоединения Крыма со своей исторической Родиной у Черноморского флота появляются великолепные перспективы воссоздания своего былого величия. В России уже заявили, что ускоренными темпами, до конца текущего года, будет завершено строительство Новороссийской ВМБ. Не вызывает сомнений, что большие перемены ожидают и флотскую базу на озере Донузлав, в период «флотораздела» переданную Украине и теперь возвращенную России.
Впрочем, бухты и причалы для базирования кораблей и подводных лодок – это не единственное, что необходимо современному флоту. Ему крайне необходима ибереговая инфраструктура, без которой и флот – не флот. Речь, в частности, идет об аэродромах, полигонах, центрах связи, арсеналах, ремонтных заводах и много другом. В этой связи у Черноморского флота также открываются грандиозные перспективы в плане возобновления объектов, которые не использовались Украиной или использовались крайне неэффективно.
Как известно, после раздела ЧФ его авиация базировалась на Качу Гвардейское. Теперь к этим взлетно-посадочным полосам могут добавиться ВПП на Бельбеке и в Джанкое, а также аэродром в поселке Октябрьское, практически уничтоженный и разграбленный украинцами. К потенциально интересным для российской авиации объектам можно отнести и тренажер «НИТКА», построенный для тренировок летчиков палубной авиации. Ранее Россия начала строить подобный в Ейске, однако теперь он может и не потребоваться.
Отличные перспективы открываются теперь для флотских предприятий, ориентированных на судоремонт прежде всего военных кораблей. Прежде они «задыхались в объятиях» украинской таможни, налоговой, других контролирующих органов – так что ЧФ был вынужден ремонтировать свои корабли в Темрюке, Новороссийске и даже за границей. Ныне же судоремонтные мощности в Крыму, где прежде трудились десятки тысяч человек, ждет период возрождения. Это касается и известного всему миру «Севморзавода», с которым его собственникам, включая Петра Порошенко, очевидно, придется расстаться.
Вполне возможно, России есть резон вернуться и к тем объектам, которые для обороны государства считались безвозвратно потерянными. Это касается уникальной базы подводных лодок в Балаклаве, где до последнего времени действовал филиал Центрального музея ВС Украины, и запасного командного пункта ЧФ в Алсу, брошенного на произвол судьбы в период безвременья.
Что до корабельного состава, то в ближайшее время ЧФ может пополниться 46 кораблями и вспомогательными судами ВМС Украины. Большинство из них, конечно, безнадежно устарели и, скорее всего, будут отправлены на переплавку. Но некоторые другие после модернизации вполне способны еще послужить. По мнению экспертов, речь может идти о малых противолодочных кораблях «Луцк», «Тернополь» и «Винница», корабле разведки «Славутич», ракетных катерах и морских тральщиках. Всем кораблям, как сообщалось, планируется вернуть их «советские» названия.
Большие планы у России относительно возрождения ее подводного флота на Черном море. В частности, уже заявлено, что соединение подводных лодок Черноморского флота РФ будет вновь сформировано в Севастополе, а не в Новороссийске, как планировалось ранее, как со ссылкой на представителя Главного штаба ВМФ РФ сообщал «Интерфакс».
«Новые лодки, которые скоро начнут поступать на Черноморский флот, войдут во вновь созданную бригаду. Решено, что она будет базироваться не в Новороссийске, как предполагалось совсем недавно, а в своем историческом месте - в Севастополе», - сказал собеседник агентства.
Как известно, в настоящее время в составе Черноморского флота в боеспособном состоянии находится всего одна дизель-электическая подводная лодка проекта 877 «Варшавянка» Б-871 «Алроса». К ней может добавиться ДЭПЛ «Запорожье», ранее входившая в состав ВМС Украины. Но перспективы ее использования по предназначению эксперты оценивают скептически. За двадцать лет владения субмариной и длительного ремонта Украина так и не смогла довести ее «до ума». Вполне возможно, что и эту прежде боевую единицу целесообразнее просто списать.
Кадров для возрождающегося Черноморского флота будет достаточно. Как известно, Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о возрождении в Севастополе Высшего военно-морского училища имени Нахимова, а также о создании в Крыму Президентского кадетского училища. Кроме того, ряды черноморцев смогут пополнить бывшие военнослужащие ВМС Украины, за которыми сохраняются их дипломы и воинские звания.
В России уже заявляют, что планы развития ее Вооруженных сил будут скорректированы с учетом воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Об этом, в частности, заявлял заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.
«Конечно, надо будет развивать военную инфраструктуру на этом полуострове, чтобы Крым был достойным представителем Российской Федерации... был защищен от всех возможных посягательств», - сказал Борисов. По его словам, ответственность за решение этих вопросов лежит не только на Минобороны, но и на всем российском народе. «С одной стороны, это огромная победа, а с другой - огромные обязательства перед крымским народом. Нам нельзя ударить в грязь лицом перед всем миром, чтобы дать повод усомниться в наших устремлениях, наших возможностях. Пусть не надеются», - сказал замминистра.
Он напомнил, что Минобороны РФ в последние годы прилагало немало усилий для развития Черноморского флота, в том числе для поддержки судоремонтных предприятий Минобороны РФ в Крыму. «Сегодня их судьба будет пересмотрена. Мы их поддержим и посмотрим возможности увеличения объема заказов», — сказал Борисов.
То, что возрождение Черноморского флота окажет благотворное влияние на экономику всего Крыма, очень хорошо понимают прежде всего в Севастополе. Об этом, к примеру, заявил недавно на встрече с делегацией общественной организации «Деловая Россия» мэр Севастополя Алексей Чалый. По его словам, «стратегически Севастополь всегда развивался как главная база Черноморского флота».
«Сегодня Черноморский флот даже в «уменьшенном» состоянии, на протяжении 23 лет зажимаемый таможней, разными ограничениями, тем не менее, является главным работодателем в городе, обеспечивающим основные доходы города. Я не говорю про субвенции. Насколько мне память не изменят, средняя зарплата в городе вместе с ЧФ — 3,5 тысячи гривен, а если без ЧФ, то 2,5 тысячи гривен. Это притом, что флот сегодня существенно меньше, чем надо», — отметил Чалый.
«Применительно к сирийскому конфликту оказалось, что его (флота – Ред.) не хватает — приходится поддерживать средиземноморскую группировку силами четырех флотов, это, мягко говоря, нерентабельно. Надо развивать главную базу, которая способна поддерживать группировку в Средиземном море», — сказал Чалый.
Хватит ли у России средств, чтобы осуществить эти грандиозные планы? Если посчитать то, что прежде она платила Украине за аренду флотской базы и то, что в виде дополнительных доходов от денонсации «харьковских» соглашений поступит в ее бюджет дополнительно, то не вызывает сомнений: хватит, еще и останется…
Дмитрий КУЧЕРЯВЫЙ