Черноморский флот Российской Федерации

«ФЛОТОРАЗДЕЛ» СТАЛ СОБЫТИЕМ

(Вебсайт «Крымское эхо» от 10 октября 2011 года)

В Севастопольской Морской библиотеке им. адмирала М.П. Лазарева состоялось представление новой книги «Флотораздел. Часть первая. 1991–1997» члена Союза писателей России, кандидата политических наук капитана 1 ранга Сергея Горбачева. Эта презентация не только стала настоящим событием в жизни литературного сообщества Севастополя, но и вызвала общественный резонанс. Первый тираж книги уже разошелся среди читателей, которые ждут продолжения – второй части «Флотораздела», хронологически охватывающей 1997–2010 годы.

СЕРГЕЙ ГОРБАЧЕВ, хорошо известный в Севастополе и Крыму флотский журналист, одним из первых в своем творчестве стал разрабатывать широкий круг проблем новейшей истории Черноморского флота России. Ее начало определили события, связанные с ГКЧП. По мнению автора, они, а также последовавшие затем центробежные явления, венцом которых стал уже официальный развал Советского Союза в декабре того же года, стали рубежными в истории советского Черноморского флота.

Распад СССР и его несущих конструкций – КПСС, КГБ и Вооруженных Сил происходил весьма непросто. И при этом, как это ни странно, первой рухнула многомиллионная Компартия – «руководящая и направляющая сила» державы. Практически без боя позиции сдал партийный «боевой отряд» – спецслужбы, обеспечивавшие государственную безопасность. Дольше всех конвульсировала департизированная и деидеологизированная Армия – лишь 7 мая 1992 года прекратило существование странное оборонительное объединение – Вооруженные Силы СНГ, существовавшие, впрочем, в основном на бумаге и в головах военачальников, составлявших их верхушку.

О том, как агонизировала самая мощная Армия мира, можно написать множество томов, из которых вполне удастся составить солидную библиотеку. И одна из центральных полок в ней, без сомнения, должна принадлежать Черноморскому флоту – единственному оперативно-стратегическому объединению, воспротивившемуся разрушительному порыву новых политических и военных элит ставших независимыми бывших союзных республик.

Моряки флота Юга России, возглавляемые командующим адмиралом И.В. Касатоновым, оказались самостоятельно действующей силой, руководствовавшейся в своих действиях требованиями военной присяги, многовековыми флотскими традициями, собственным пониманием воинского долга, опытом службы и здравым смыслом. При этом они объективно исходили из интересов Отечества (не путать с государствами – СССР, Российской Федерацией, Украиной и др.), для которого наличие южного военного флота жизненно необходимо. Этим черноморцы явили миру прецедент: многотысячный военно-морской организм, да еще обладающий ядерным оружием, жизненные органы которого расположились на огромной территории – от Измаила до Батуми, от Балаклавы до Киева, отказался подчиняться распоряжениям новой политической элиты, вмиг прозревшей от ранения осколками национального самосознания и положившей в основу своей деятельности традиционные, проверенные столетиями принципы. Основные из них: «Не зъим, так понадкусую», «Трех «Х» – хуторянство, холопство и хапужничество» и «ласково телятко двух маток сосет». Приверженность этим принципам проявилась с первых дней украинской «незалежности», была апробирована и используется сегодня на всех властных и иных уровнях – и по «вертикали» и по «горизонтали». Черноморский флот результаты практического применения идеологии и механизмов «надкусывания», «трех «Х»» и «ласкового телятки» ощутил чуть ли не первым.

ПАРАДОКС, НО ФАКТ: когда в Киеве и Москве в 1991-1992 годах делили властные кресла и, как говорится, в одном контексте с этим распихивали по карманам и банковским ячейкам «распиленное» наследство почившего в бозе СССР, моряки Черноморского флота смогли сохранить флот для России. Они обеспечили его пребывание и функционирование в своих исторических, созданных им же базах, в одночасье оказавшихся за рубежом. При этом было создано не только несколько уникальных прецедентов, но и проявлены настоящие феномены, повторить которые уже никому невозможно.

Черноморский флот в течение нескольких месяцев, не поднимая официально мятежных флагов, на деле никому не подчинялся.

Флот удалось сохранить единым. При этом в течение почти шести лет он решал свойственные задачи под символикой несуществующего государства.

В условиях декларируемой департизации и деидеологизации флот проявил себя как мощная политическая сила. Становление и развитие российско-украинских отношений происходило (и происходит) с обязательным учетом флотского фактора.

 Дальновидные, обоснованные и просчитанные действия (зачастую, правда, присутствовал и элемент случайности) обеспечили защиту интересов России, всего Содружества (и объективно – Украины) в регионе Причерноморья, на Юго-Западном морском стратегическом направлении. Морская составляющая оборонной системы страны сохранена.

Флот стал гарантом стабильности в бассейне Черного моря, минимизировав региональные конфликты и не допустив превращения Крыма, находящегося в центре «коромысла» «Дуги нестабильности» (Синьцзян – Памир – Центральная Азия – Каспий – Кавказ – Черное море – Балканы –Адриатика), в очаг серьезного «горячего» конфликта.

Околофлотская проблематика и сегодня является фактором влияния на направления, характер, темпы международной деятельности, внешнеполитических инициатив всех сил, так или иначе имеющих интересы в оформляющемся в единое целое Каспийско-Черноморском геополитическом пространстве.

Черноморский флот, его присутствие в Крыму и Севастополе в значительной степени определяет перспективы развития в различных областях Автономной Республики Крым и города – главной базы Черноморского флота.

КАК СЧИТАЕТ Сергей Горбачев, сегодня, спустя двадцать лет после начала процесса, получившего название вычурное, замысловатое, – «определение судьбы Черноморского флота бывшего СССР и наполнение его статуса конкретным содержанием», а по-просту, – «Флотораздел», случившееся уже можно и нужно оценивать. Конечно, на основе серьезного, всеобъемлющего анализа.

Делать это непросто – иной раз в происшедшее невозможно поверить, а о том, как это происходило – страшно подумать, порой даже не хочется вспоминать… Многого мы не знаем, что-то пока недоступно для осмысления, а кое о чем мы не узнаем никогда. Тем не менее обращаться к этой непростой, но интересной проблематике обязательно нужно, исходя из прагматики бытия и необходимости воздать должное участникам событий.

О том, «как это было», рассказано и написано немало, но далеко не все. Наверняка эта тема станет основой и для творческого поиска, и для серьезных научных исследований, и для художественных книг, и для сценариев фильмов. Сергей Горбачев уже успел к этому делу приложить руку, с 1995 года выпустив несколько книг и брошюр, написанных в жанре историко-политологической публицистики. Работа в этом направлении не прекращается, она приобретает более системный характер, чему способствует нынешний статус автора, завершающего флотскую службу.

Книга «Флотораздел» – результат довольно большой и длительной работы. За Первой частью, охватившей 1991-1997 годы, последует Вторая (1997-2010 гг.). К первой книге из цикла «Севастополь в Третьей обороне» – «Под флагом Касатонова», изданной 15 лет назад, автор планирует добавить «Три года адмирала Балтина», «У штурвала Виктор Кравченко» и «На «ринге» – Владимир Комоедов». Для завершения работы над ними материалов собрано немало, дело – за временем.

Сами названия книг говорят о их содержании и подходе автора к вопросу периодизации происходивших на Черноморском флоте процессов. Видимо, не случайно, даже, наверное, закономерно они напрямую и непосредственно связаны с фигурами «первых лиц» – командующих, перед каждым из которых стояли свои специфические задачи на конкретном историческом этапе. Хотя, конечно, периодизация происходящего может быть более детальной, основанной на различных подходах. В общем, впереди – большая и важная работа.

Как уже стало очевидно, данная книга интересна многим людям – от простых любителей истории флота и журналистов до специалистов-экспертов и политических практиков разных уровней. Многое из изложенного в ней публиковалось раньше. Но, думается, ценность этой работы именно в том, что вместе, под одной обложкой собран и систематизирован значительный информационный массив. Знакомство с ним наверняка будет интересным и полезным – изложенное носит прикладной характер, позволяет проводить исторические параллели, находить аналогии. Это в свою очередь поможет не допускать ошибок, ведь история Черноморского флота продолжается – этот процесс, понятное дело, не остановить.

Владимир ШИГИН,

капитан 1 ранга,

член Союза писателей России