Черноморский флот Российской Федерации

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ: СМЕНА ФЛАГМАНА

(Газета «Крымское эхо» от 13 июля 2010 года)

На минувшей неделе произошло давно ожидаемое событие: новым командующим Черноморским флотом назначен вице-адмирал Владимир Королев.

О том, что его предшественник вице-адмирал Александр Клецков будет отправлен в отставку, впервые заговорили еще год назад. Истинные мотивы его возможного ухода людям несведущим были непонятны – причины грядущей отставки не были очевидны. Они не лежали на поверхности, что, как это бывает в подобных случаях, только порождало слухи и заставляло «гадать на кофейной гуще» как журналистов, так и людей, так или иначе интересующихся происходящим на Черноморском флоте. Со временем слухи об отставке так и не получившего за три года нахождения в должности «полного адмирала» А. Клецкова то ослабевали, то снова увеличивались, что свидетельствовало: очевидно, действительно, его скоро «уйдут».

К началу весны нынешнего года этот прогноз стал находить все больше подтверждений. Теперь актуальной становилась другая тема: когда? И, как следствие, кто станет новым командующим?

Наиболее вероятными кандидатами на должность назывались заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Сергей Меняйло (экс-командир Новороссийской ВМБ) и «коренной черноморец» начальник штаба флота вице-адмирал Александр Троян. При этом военные обозреватели в своих публикациях отдавали предпочтение то одному, то другому кандидату – очевидно, меняющаяся «кадровая конъюнктура» на очень короткой «скамейке запасных» то повышала, то понижала шансы каждого из них. Однако в марте появилась информация: на флот придет «человек со стороны», что, в принципе, является обычной практикой – и в советские времена, и в последующие годы на должность командующего редко назначали выходцев из своего, родного флота. А в наше время кадровая ротация затрагивает и другие командно-начальствующие уровни.

В конце мая московскими СМИ был осуществлен «информационный вброс», отличавшийся как точным указанием фамилии нового «первого лица» Черноморского флота, так и ссылкой на номера соответствующих кадровых решений. Причем, официальных сообщений на этот счет не было, что привносило интригу в происходящее. И так длилось довольно долго, – в течение нескольких недель, – что удивляло. Хотя… В наше время уже многое, казалось бы, удивлять не должно…

В третьей декаде июня в Севастополе впервые после длительного перерыва проводились совместные российско-украинские военно-морские учения «Фарватер мира-2010». В «ближнем круге» прибывшего на учения министра обороны России находился начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Королёв. И хотя официально как новый командующий он не был представлен, стало понятно: публикуемая в течение мая–июня информация базировалась на твердой почве.

По мнению некоторых аналитиков, официальное представление и вступление в должность нового командующего должно было состояться до Дня Военно-Морского Флота России, отмечаемого 25 июля (в т.ч. по причине возможного приезда на праздник Президента России – уже новый командующий должен принимать Военно-морской парад и встречать президента). Так и произошло.

8 июля под вечер в штабе Черноморского флота РФ Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий представил членам Военного совета и руководящему составу флота командующего Черноморским флотом вице-адмирала Владимира Королева.

Как сообщил средствам массовой информации пресс-секретарь командующего Черноморским флотом РФ капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев, Главком ВМФ, обращаясь к присутствующим, отметил, что «вице-адмирал  Королев – грамотный руководитель, обладающий хорошими личными знаниями и навыками работы, как в штабах, так и на командных должностях». В.Высоцкий поздравил вице-адмирала В. Королева с назначением и пожелал успехов в должности командующего Черноморским флотом.

Главком также кратко довел до руководящего состава флота ход реформирования ВМФ и ЧФ, приведения их к новому облику. В частности, речь шла о закладке и строительстве новых кораблей, финансировании кораблестроительной программы, текущем и перспективном пополнении кораблями Черноморского флота. Было сказано о том, что, хотя окончательного рашения еще не принято, но очень вероятно: ближайшее время Черноморский флот может пополниться двумя кораблями Балтийского флота – сторожевыми кораблями «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Главком также сообщил о том, что выделен 31 млрд. рублей на закладку подводных лодок и надводных кораблей для ВМФ.

Затем выступил новый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир Королев. Он поблагодарил Главнокомандующего ВМФ за представление и добрые слова в его адрес, сообщил, что 33 года прослужил на Северном флоте, и приложит все силы для успешного решения задач, поставленных перед Черноморским флотом.

Как официально объявлено, предшественник В. Королева вице-адмирал Александр Клецков освобожден от должности командующего в связи с тем, что в августе этого года ему исполняется 55 лет, а это – предельный возраст нахождения военачальника в звании вице-адмирал (генерал-лейтенант) в Вооруженных Силах России. Клецков в последние дни находился в плановом отпуске.

Из биографии

Вице-адмирал Королев Владимир Иванович родился 1 февраля 1955 года. В 1972 году поступил в Высшее военно-морское училище имени M.B. Фрунзе, после окончания которого был направлен на Северный флот. На атомных подводных лодках Северного флота прошёл путь от командира электронавигационной группы штурманской боевой части до командира корабля. Закончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ в 1987 году и Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова в 1995 году.

Последовательно занимал должности заместителя командира соединения атомных подводных лодок, начальника отдела, а затем службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба Северного флота. Командовал дивизией, базой и эскадрой атомных подводных лодок (2002–2007). За его плечами 18 боевых служб.

19 ноября 2007 года назначен заместителем командующего Северным флотом. С августа 2009 года – начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом.

Командующим Черноморским флотом вице-адмирал  Владимир Королев назначен Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2010 года.

Награждён орденами "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, "За военные заслуги", "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени и другими медалями.

Женат. Имеет сына и дочь.

Назначение нового командующего вызвало ряд комментариев, акцент в которых делается на перспективах Черноморского флота. Это естественно, ведь именно с фигурой «первого лица» связывается начало нового этапа в жизни флота. Так было всегда, начиная с ухода в Москву в декабре 1992 года на должность первого заместителя Главнокомандующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова. Приход на флот очередного командующего с того времени определял специфику момента, в т.ч. направленность и содержание решаемых флотом задач. Жизнь флота, морально-психологическая атмосфера в период командования ЧФ адмиралами Э. Балтиным, В. Кравченко, В. Комоедовым, В. Масориным, А. Татариновым, А. Клецковым все-таки друг от друга отличались.

Комментируя произошедшую смену командующих, заведующий аналитическим отделом российского Института политического и военного анализа Александр Храмчишин отмечает: вице-адмирал В. Королев получает в командование Черноморский флот, находящийся в тяжелейшем состоянии. «Флот находится в состоянии исчезновения, полного коллапса. Видимо, командующий должен его каким-то образом от этого коллапса удержать. Правда, я не очень понимаю, как это будет делаться. Потому что эти обещания многочисленных кораблей настолько не соответствуют практике последних десятилетий, что верить в них чрезвычайно сложно», – сказал эксперт.

«В этой связи, «основная задача командующего флотом – попытаться спасти флот от смерти, хотя его ресурсы близки к нулю. Он ничего не может сделать, потому что он корабли не строит. Черноморский флот предельно устарел. Это самый старый из всех наших флотов. Это единственный из флотов, на котором есть корабли еще шестидесятых годов постройки. Он единственный, на котором не было практически никакого обновления в постсоветский период», – констатировал Храмчихин. «Сложно понять, какие на ЧФ РФ возлагаются задачи. Скажем, с турецким флотом он даже близко не может сравниться по силам, настолько он слабее. Повторю, весь наш Военно-Морской Флот находится в состоянии, близком к коллапсу, но Черноморский здесь на первом месте», – резюмировал авторитетный эксперт.

Главная задача нового командующего Черноморским флотом – восстановление боевой мощи ЧФ РФ. Об этом заявил генерал-майор в отставке Владимир Романенко, заместитель директора Института стран СНГ, командовавший береговыми войсками ЧФ, а затем береговыми войсками ВМФ России.

«В первую очередь, нужно отметить, что предыдущий командующий сталкивался с очень сложными проблемами, когда общеполитическая обстановка, отношения между Россией и Украиной были, прямо скажем, напряженные. Это отражалось на судьбе Черноморского флота. Вспомнить хотя бы захваты ракетовозов. Период был тяжелый и напряженный, и это не могло не сказаться на всем состоянии флота», – считает В. Романенко.

«Если сравнивать боевой потенциал Черноморского флота нынешнего и, допустим, в то время, когда я на нем служил (командовал береговыми войсками и морской пехотой в 91-м году) – это вещи несовместимые. У нас тогда было более 680 кораблей и судов на Черноморском флоте, 550 летательных аппаратов различного назначения, у меня в береговых войсках было почти 400 только танков, не говоря о БМП и бронетранспортерах», – напомнил эксперт.

«Поэтому сегодня главная задача – это восстановление боевой мощи Черноморского флота. Конечно, нe в тех объемах, которые были, – такую задачу сейчас даже ставить нереально. Но корабельный состав флота, как основа его существования, требует очень серьезного пополнения. И мы слышали уже, что Главнокомандующий ВМФ заявил, что на Черноморский флот в ближайшие годы планируется отправить 15 новых кораблей. Поэтому основные задачи нового командующего ЧФ: остановить снижение уровня боевой готовности и боевого потенциала флота, наращивать их на основе той помощи и поддержки, которую он в новых условиях будет получать и от правительства Российской Федерации, и от общей атмосферы улучшения отношений между Россией и Украиной», – полагает Романенко.

«Я сейчас нахожусь в Севастополе. Здесь ожидается на День ВМФ в конце месяца прибытие президентов обеих стран. Я надеюсь, что они подпишут еще несколько документов, которые создадут дальнейший потенциал развития и флота, и наших взаимоотношений», – резюмировал эксперт.

В свою очередь, консультант командующего Черноморским флотом контр-адмирал запаса Александр Ковшарь полагает, что задачи для нового командующего ЧФ РФ будут уже в ближайшее время сформулированы Главкомом ВМФ РФ и опубликованы в газете «Флаг Родины». Он считает, что новые задачи будут обусловлены новым уровнем взаимоотношений между Украиной и Россией после подписания президентами двух стран Харьковских договоренностей.

«Черноморский флот и его главная база Севастополь, как и было задумано при их создании, будут выполнять особую задачу сдерживания в регионе, на который выходят три континента и 20 государств. Мы идем в ногу с теми реформами, которые проводят президент России и министр обороны», – сказал Ковшарь в своем интервью. Ковшарь отметил, что предыдущим командующим Черноморским флотом Александром Клецковым была проделана колоссальная работа по реализации задач, сформулированных Верховным главнокомандующим, в частности, по внедрению на флоте «нового облика».

Как считают военные аналитики, высказавшиеся в СМИ, перед новым командующим Черноморским флотом стоит целый ряд важных задач, решение которых наполнит смыслом и содержанием подписанные президентами Украины и России Харьковские соглашения. Они отмечают, во-первых, что необходимо обеспечить пополнение флота, в том числе корабельной и авиационной техникой, что было невозможно при «оранжевой» власти. Причем, если проблемы ПВО и авиации – общие для всех Вооруженных Сил России, то для Черноморского флота особенно остро стоит вопрос корабельного состава. Это должен быть не «секонд-хэнд» с Балтики, а принципиально новые корабли.

Во-вторых, по мнению одного из экспертов, необходимо решить проблему судоремонта и обеспечить заказами не только 13-й завод Черноморского флота, но и украинские предприятия: Севастопольский морской завод, Феодосийский завод «Море», Керченский завод, Николаевский заводы. Необходимо возобновить военное кораблестроение в интересах как России, так и Украины. В частности, если будет решен вопрос о покупке крейсера «Украина», эта проблема коснется и Черноморского флота.

В-третьих, остро стоят на флоте вопросы социальной защиты. В настоящее время на ЧФ сотни офицеров, чьи должности сокращены, не уволены в запас, поскольку их жилье не расслужеблено. «Эти люди болтаются без дела в погонах, но без службы», – сказал собеседник информационного агентства «Новый регион».

Четвертую задачу источник сформулировал так: «вернуть в Севастополь Лужкова в полном объеме». По его словам, в настоящее время правительство Москвы уже не ведет строительство жилья для черноморцев. Как раньше, не развивается филиал МГУ в Севастополе и др.

Решение всех этих вопросов, по мнению эксперта, повысит активность Черноморского флота, которая необходима для выполнения стратегических задач. «Черное море сегодня – это узел энергетических путей. Тем более, что идут разговоры о разработке морского шельфа в его как северо-западной, так и в северо-восточной частях, то есть как Украиной, так и Россией. Значение Черноморского флота возрастает также и в связи с проведением Олимпиады-2014. Кавказ продолжает гореть, и нам придется решать вопросы безопасности и обороны. Ведь геополитические соперники России при желании могут возбудить ситуацию в том регионе. Кроме того, флоту нужно наращивать свою антипиратскую активность и увеличивать присутствие в Средиземном море», – сказал собеседник агентства.

Очевидно: Черноморский флот в нынешнем году вступил в новый этап своей истории. Его базирование в Крыму и Севастополе, минимум, до 2042 года позволяет говорить о том, что это – период развития, а не стагнации с перспективой «вывода в никуда», как это было до Харькова-2010. Хочется верить, что это развитие, несмотря на комплекс проблем, все-таки будет. И оно связывается, прежде всего, с личностью «первого лица» – флагмана Черноморского флота начала второго десятилетия XXI века.

Сергей ГОРБАЧЕВ