Черноморский флот Российской Федерации

РОССИЯНАМ НЕКУДА ДЕТЬ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ?

(Газета «Авдет» от 14 апреля 2008 года)

Возвращение Черноморского флота РФ к родным берегам в самой России не выгодно никому: ни власти, ни бизнесу.

Дискуссии вокруг пребывания ЧФ РФ на территории Украины ведутся давно. В большинстве своем, в той или иной степени, все они затрагивают вопрос ухода флота из Крыма и Севастополя.

При этом, не смотря на четко озвученную официальным Киевом позицию, согласно которой Украина не имеет намерений форсировать процесс вывода российского флота со своей территории, миф о желании на берегах Днепра во что бы то ни стало "выдворить" российских военных, продолжает оставаться предметом полемики. Однако мало кто задавался вопросом о том, а рады ли возвращению моряков-черноморцев к родным берегам в самой России и готовы ли их встретить на родине?

Абсурдный на первый взгляд вопрос перестает быть таковым, как только речь заходит об интересах. Разумеется, российских. А спектр их достаточно широк - от личных до великодержавных.

Пытается донести до Кремля мысли о том, что флоту не стоит спешить с возвращением домой, и российская бизнес-элита. Наиболее показательным в этом плане является выступление на прошедшем в Новороссийске в конце марта этого года III международном форуме "ЮгТранс-2008. Портовые мощности Азово-Черноморского бассейна: развитие и конкуренция" генерального директора компании Black Sea Shipping Service Ltd Ласло Сабова. Озвучивая мнение представителей стивидорных компаний порта Новороссийск, он отметил, что решение сделать на берегах Цемесской бухты военно-морскую базу (ВМБ - прим. авт.) "мягко говоря, не совсем рационально". "Уже сейчас на юге России ощущается катастрофическая нехватка глубоководных причалов с удобными подъездными путями. Нетрудно представить, как Военно-морской флот в Новороссийске ограничит работу грузовых терминалов, если таковым вообще найдется место", - заявил бизнесмен. При этом представитель крупного портового бизнеса пояснил "природу вещей". По словам Ласло Сабова, "многие российские грузы и без того уходят в украинские порты, в том числе из-за нехватки портовых мощностей на юге России. Даже если наши соседи не попросят российский флот оставить Севастополь из политических целей, то очевидна экономическая причина: чтобы блокировать порт Новороссийск и сделать его ещё менее конкурентоспособным перед украинскими портами". Однако, не исключая вывода ЧФ РФ с территории Украины в 2017 году, он заметил, что это может произойти "не только из-за НАТО, а хотя бы для того, чтобы освободить Севастополь под растущий транзит российских и казахских грузов".

Но не прочь остаться в Крыму и сами российские военные. Высокие зарплаты, приличные социально-бытовые условия, решение жилищного вопроса и перспективы карьерного роста - все эти факторы выгодно отличают службу за границей, на территории Украины, по сравнению с условиями выполнения воинского долга в составе подразделений размещенных на российской земле. Так, например, стараниями сторонника возвращения Крыма в состав РФ Юрия Лужкова семимильными шагами продвигается вперед вопрос обеспечения военнослужащих Черноморского флота жильем. При этом, темпам строительства квартир для своих защитников может позавидовать любой другой регион необъятной России. И как заявляют московские власти, это еще не предел - Москва строила и дальше намерена строить в Севастополе жилье для моряков-черноморцев.

В свою очередь, если посмотреть, кто в современной истории государства российского стоял у штурвала Военно-морского флота, то с удивлением можно увидеть, что в последнее время на высшие должности назначалось не руководство флотов, имеющих в подчинении стратегические ядерные силы, а выходцы с ЧФ. Так, из четырех командующих Черноморским флотом РФ (именно ЧФ РФ, а не ЧФ бывшего СССР, процесс раздела которого завершился только в 1997 году) - адмиралов Кравченко,  Комоедова, Масорина и Татаринова, трое прошло через высшие должности в командовании ВМФ. Не менее успешно делают карьеру в Москве и другие офицеры. А это лишний раз доказывает то, что Черноморский флот был и продолжает оставаться на особом счету у высшего военно-политического руководства России.

Впрочем, стоит заметить, что после многих лет сомнений и терзаний Москва все-таки призналась себе в том, что рано или поздно Черноморский флот уйдет из Украины. Проявлением "политической трезвости" стала принятая в 2003 году, по инициативе Владимира Путина, федеральная целевая программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы". Итогом реализации этого многомиллиардного проекта должно стать появление на Кавказском побережье РФ новых военно-морских баз, пунктов базирования и мест дислокации для кораблей и частей ЧФ. Тем не менее, несмотря на поступающие в Кремль от руководства российского Минобороны доклады о том, что строительство военно-морской базы Черноморского флота в Новороссийске идет по графику, ситуация далека от идеальной.

А дело в том, что, по словам российского руководства, база в Новороссийске "предназначается не для тех кораблей, которые сейчас стоят в порту Севастополя, а для тех, у кого нет своего пункта базирования". Об этом говорил экс-министр обороны, а ныне первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. Заявления об этом не раз звучали и из уст командования российского ВМФ. Что касается, корабельного состава флота, стоящего ныне у причалов в Севастополе и Феодосии, то, по всей видимости, родина не готова принять своих героев.

Для них нужна еще одна ВМБ, строительство которой на сегодняшний день выглядит весьма проблематично. Главная трудность, с которой пришлось столкнуться российским военным - дефицит свободных территорий и глубоководных акваторий, подходящих для создания инфраструктуры базирования сил ЧФ на побережье Кавказа. В сложившейся ситуации руководство российского военного ведомства вынуждено было признать, что обустройство пунктов базирования флота на своей территории вошло в противоречие с интересами крупного бизнеса. Сам же бизнес предлагает российскому флоту забыть о Новороссийске и со временем перебраться в "небольшой порт вблизи Сочи - Адлера", который до 2014 года "может быть использован под более дешевую доставку стройматериалов для олимпийских объектов", а после Олимпиады сможет стать новым пристанищем для кораблей и судов Черноморского флота.

Что ж, на сегодняшний день, очевидно, что оставить свой флот в Крыму и Севастополе по ту сторону границы с Украиной выгодно всем - и российским политикам, и российскому бизнесу.

Алексей БЕССАРАБОВ,

"Главред"