Черноморский флот Российской Федерации

РУКИ ПРОЧЬ ОТ МАЯКОВ, А ТО ПОТОНЕМ

(Газета «Крымская правда» от 21 марта 2007 года)

Инцидент, не так давно случившийся у ворот станции радионавигационной системы Черноморского флота России "Марс-75" в Геническе, в очередной раз вынуждает задуматься о происходящем на Украине. Страсть "оранжевой гвардии" по поводу и без него ссориться с Россией и мелко пакостить её военному флоту вредит не только имиджу государства, но и отвратно сказывается на его экономике. "Марс" вкупе с другими гидрографическими объектами ЧФ стал своего рода лакмусовой бумагой украинско-российских отношений, объективным срезом их противоречивости и излишней политизированности.

Маяки и навигационные знаки российского флота попали в орбиту большой политики Украины ещё в начале 2000-х, когда с подачи Киева украинские хозяйственные суды задались целью эти объекты у Черноморского флота отнять. Судебным вердиктом четырёхлетней давности, как красной тряпкой, при любом удобном случае нынче размахивают все: от высокопоставленных государственных чиновников в Киеве до убогих студентов, которые в перерывах между сессиями зарабатывают деньги на политике.

Вера в непогрешимость судебных решений по принадлежности маяков в сознание населения внедряется без устали и профессионально. Но честно ли это по отношению к своим гражданам, имеющим конституционное право не на суррогатные новости, а на объективную всестороннюю информацию? Но распространение оной "не вписывается" в генеральную линию "оранжевой" оппозиции.

Так что нам самим придётся заняться ликвидацией юридической безграмотности. Для начала напомним, что все моменты функционирования Черноморского флота России на территории Украины юридически определены ещё в 1997 году. В соответствии со статьёй 2 соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ России на территории Украины, украинская сторона передала российской стороне в аренду участки земли и размещённые на них объекты. Сданы также акватории бухт в Севастополе и Феодосии. За пользование украинской землёй и размещёнными на них строениями Россия ежегодно уменьшает равными долями государственный долг Украины. Каждая такая доля составляет около 98 миллионов долларов.

Что касается гидрографических объектов, то и о них в соглашении не забыли. В части 5 статьи 8 документа говорится, что порядок использования Россией и Украиной системы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности плавания в Чёрном и Азовском морях должен определяться отдельным соглашением. Должен, но не определился.

В апреле 1998 года на заседании комиссии по вопросам функционирования Черноморского флота командующему Черноморским флотом и председателю Государственной гидрографической службы Украины поручили согласовать проект такого документа. Россияне это сделали, а украинские чиновники его благополучно провалили, а уже в августе Кабинет министров Украины принял постановление о передаче в ведение Министерства транспорта гидрографического имущества, отданного Российской Федерацией Украине после раздела Черноморского флота.

И всё бы было законно и логично, если бы в указанный документ не вписали маяки и знаки, ранее переданные в аренду России. По сути дела украинский Кабмин в одностороннем порядке нарушил достигнутые договорённости. Российский МИД искал компромисс с украинскими коллегами аж до 2001 года, но киевские дипломаты лавировали с изяществом гружёного супертанкера, сидящего на мели. Лавировали, лавировали да недолавировали. В 2001 году по иску заместителя генерального прокурора Украины был начат судебный процесс по изъятию имущества российского Черноморского флота. Вот вам и вся внешняя политика до копейки! Налицо такой себе политико-юридический ребус, ответ на который знают и в Киеве, и в Москве. Но в каждой столице он разный и вместе с тем одинаково правильный. Киев ссылается на международную правовую практику, которая закрепляет право использования навигационно-гидрографических объектов за страной, на территории которой они установлены, поскольку именно она отвечает за безопасность судоходства в своей прибрежной зоне.

Но Москва этот аргумент бьёт козырным тузом. Соглашение по ЧФ является международным, и любые его положения могут быть изменены только на уровне правительств по поручению глав государств. О принципах международного права в Киеве прекрасно знали и десять лет назад, но договор подписали. Стало быть, и выполнять его обязаны. Или в современной Европе, частью которой Украина себя считает, уже так не принято?

Похоже, что решение хозяйственных судов об изъятии гидрографических объектов у российского флота скорее жест отчаяния "оранжистов", нежели зрелое, юридически выверенное решение. И вообще, всё это больше похоже на авантюру. Как иначе назвать то, что хозяйственные суды выносят вердикты по вопросам, которые должны решать правительства, внешнеполитические ведомства, а не судебные инстанции местечкового значения?

Даже если не зацикливаться на том, что хозяйственные суды имеют к международным обязательствам Украины такое же отношение, как английская королева к карнавалу в Рио-де-Жанейро, то как, скажите, можно относиться к тому, что украинский суд безосновательно требует от Министерства обороны России и Черноморского флота того, чего они физически сделать не могут. Дело в том, что в соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации МО РФ имеет право заключать международные договоры только межведомственного характера. То есть только с равнозначными по статусу военными ведомствами других государств и только о проведении каких-либо учений, консультаций или иных мероприятий по его профилю.

Роль Министерства обороны Российской Федерации в соглашениях 1997 года о передаче навигационно-гидрографического обеспечения не видна ни при свете карманного фонарика, ни в свете мощного прожектора по причине того, что не Министерство обороны, а правительство Российской Федерации взяло в аренду имущество до 2017 года. Что естественно. Ведь именно правительство России уполномочено заключать международные договоры Российской Федерации и обеспечивать выполнение государственных обязательств по этим договорам.

Российское оборонное ведомство объектами, которые у него пытается отнять Киев, не владеет, они находятся у военных только в оперативном управлении. Кто поверит, что украинские юристы не знают таких прописных истин? Судебных приставов уже не единожды не пускали на объекты ЧФ с объяснением причин таких действий, но выводов из этого судебные инстанции Украины так и не сделали. Поэтому есть все основания говорить о банальных провокациях, не добавляющих Украине авторитета на международной арене.

Такова юридическая сторона вопроса. Но есть и другая, которая "странность" происходящего показывает не менее ярко. Если говорить конкретно о станции в Геническе, то вообще трудно понять, зачем она нужна украинской "Госгидрографии". Это чисто военный объект, то есть не маяк в классическом понимании, не створный знак. Это несколько гектаров, на которых размещены антенные поля. Как утверждают российские военные, гражданские суда с этой станцией не могут взаимодействовать, потому что на них нет необходимого оборудования. Зато для военных кораблей, выполняющих боевые упражнения, она необходима.

Сейчас у Черноморского флота остался "прожиточный минимум" станций для нормальной работы всей системы. Смею предположить, что вопрос о станции в Геническе решался бы проще, если бы россиян вполне обоснованно не волновало, что будет с этими объектами в случае передачи их в ведение "Госгидрографии". А ведь есть все основания предполагать, что станция будет просто разрушена, а на её месте построят что-нибудь очень частное и, скорее всего, элитное.

В городке все знают, что возле "Марса" выходят из земли термальные сероводородные источники, вложение средств в которые сулит гарантированный долгосрочный доход. Не это ли стало причиной для принятия Хозяйственным судом странного решения об изъятии этой станции у ЧФ?

К слову, один из аналогичных "Марсу" объектов, обретя новых хозяев, уже давненько превратился в трущобы. Другие объекты гидрографии, переданные Украине россиянами, а таких, если память не изменяет, было значительно больше трёхсот, тоже балансируют "на грани". Есть сведения, что более ста из них уже не работают, а многие вообще разграблены и  разрушены. Да что говорить, если в башне маяка, стоящего рядом с "Марсом" и несколько лет эксплуатируемого специалистами государственного учреждения "Госгидрография", потушен прожектор на весь зимний период, а башня опечатана.

Сами жители Геническа встали на защиту российского "Марса". Они осознают, какова будет в случае передачи Украине его судьба. Объект непременно станет ещё одним памятником бесхозяйственности, коих в городе хватает. В отхожее место превращён некогда один из лучших на Украине сыро-молочный завод, разграблено и разрушается здание кирпичного завода. Даже в недостроенном здании роддома уже похозяйничали вандалы.

От морского порта остались пустой причал да ржавый подъёмный кран. Весь этот некогда процветающий городок пребывает в забвении и запустении. Средняя зарплата горожан немногим превышает сумму, эквивалентную 50 долларам. Зарплата же специалистов на станции значительно выше.

Но так ли уж важен украинской власти на фоне всего этого развала российский "Марс"? Ситуация с правовым статусом объектов гидрографии, безусловно, сложная, но не критическая. Тем более что объекты, которые обеспечивают безопасность мореплавания на оживлённых морских направлениях, Россия финансирует и поддерживает в рабочем состоянии, не требуя ничего взамен. Пространство для политического манёвра (именно он определяет политическую зрелость власти, а не воющие сирены оппозиции в парламенте) имеется. Да и выход из положения можно найти в процессе работы комиссии Ющенко - Путин, в которой россияне готовы обсуждать проблему и искать компромиссы. Остаётся только надеяться, что у украинских политиков хватит ума наконец наладить диалог с соседями, придерживаясь народной мудрости: договариваются те, кто хочет договориться.

Лаврентий ПАВЛОВ