Черноморский флот Российской Федерации

ДОЛГАЯ ДОРОГА К «МОРЮ СОГЛАСИЯ»

Более 5 лет потребовалось России и Украине для урегулирования проблем раздела и базирования Черноморского флота

(Газета «Красная звезда» от 30 мая 1997 года)

Главы правительств двух государств договорились об условиях и передаче земли и объектов инфраструктуры ЧФ в аренду сроком на 20 лет с последующим правом продления срока на 5 лет по взаимному согласию сторон. 

Достигнута договоренность об окончательных параметрах раздела корабельного состава флота, в соответствии с которой Россия компенсирует Украине стоимость кораблей, не переданных ей из расчета «50 на 50». 

Главная база ЧФ будет находиться в Севастополе, но корабли ВМС Украины и России разведены в разные бухты. Украинские - в Стрелецкую, российские останутся в Севастопольской (Северной), Южной и Карантинной. В Камышовой бухте останутся части морской пехоты ЧФ. 

За Россией оставлено право пользоваться аэродромом в Гвардейском, испытательным центром в Феодосии, постом связи, военным санаторием «Ялта» и рядом других объектов за пределами Севастополя. 

В ходе визита премьер-министра России Виктора Черномырдина на Украину подписано соглашение о статусе Черноморского флота России на украинской территории, о параметрах его раздела и взаиморасчетах. 

Если вспомнить предысторию проблемы раздела ЧФ, то может показаться, что Россия пошла на значительные уступки, отказавшись от ряда своих первоначальных требований. Но напомним, что еще в 1991 году Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Черноморского флота украинскому Минобороны. В 1992-м указами президентов Украины и России на ЧФ распространялась то украинская, то российская юрисдикция. «Войне» юрисдикции был положен конец на встрече президентов в Дагомысе. А 3 августа 1992 года ЧФ стал объединенным флотом России и Украины. Год спустя украинская сторона согласилась с тем, что ЧФ со всей его инфраструктурой будет использоваться Россией, но потом эта договоренность была пересмотрена в сторону передачи Украине до 20 процентов кораблей флота и раздельного базирования сил. Однако и эти, и последовавшие за ними соглашения на практике не были реализованы. Лишь в 1995 году стороны достигли определенности хотя бы в цифрах. Украине передается 18, 3 процента кораблей и судов, а недостающие до 50 процентов Россия компенсирует взаиморасчетами на государственном уровне. 

Пока длился переговорный процесс на флоте, бывало всякое. Угонялись корабли, в знак протеста поднимались российские флаги, в Севастополе ширилось движение за «воссоединение» с Россией... Нежелание сторон идти на компромисс наносило флоту ущерб куда больший, чем передача из его состава десятка-другого кораблей. Иными словами, политические амбиции затмили саму проблему Черноморского флота, безопасности России и Украины в регионе, где незамедлительно началось наращивание присутствия иностранных флотов. Пока делили «металл», забытыми оказались люди, судьбы которых непосредственно связаны с судьбой флота. 

По большому счету Черноморский флот стал неким символом, политическим жупелом, благодаря которому многие сделали и продолжают делать карьеру. Между тем в самой России куда более мощные и современные флоты переживают далеко не лучшие времена, из их состава выводятся корабли, значительно моложе тех, которые еще пять лет тому назад можно было безболезненно передать Украине. Тем самым уже тогда были бы созданы все условия для заключения широкомасштабного договора между нашими государствами. 

Так что подписание соглашений о статусе ЧФ России, условиях его пребывания на территории Украины, окончательных параметрах раздела - действительно компромисс. Но однозначно говорить о том, что Россия проиграла в этом споре, не приходится. Политические амбиции, похоже, уступили место экономическому расчету и процессам интеграции. Правда, пока не разглашаются размеры арендной платы и условия ее погашения. Но, по заверениям глав правительств, они удовлетворяют, учитывая украинскую задолженность перед Россией, обе стороны. 

С политической точки зрения, подписанные соглашения окончательно ставят точку в разговорах о том, будет ли «город русской славы» Севастополь русским городом. Россия признала, что у нее нет территориальных претензий к Украине. 

Не менее важен взгляд на соглашения и с военной точки зрения. Долгосрочная аренда позволяет в ближайшие двадцать лет решить накопившиеся на флоте проблемы. ЧФ, например, наконец-то может заняться полноценной боевой подготовкой, «не оглядываясь» на то, что скажут в Киеве. К тому же куда выгоднее иметь в соседней бухте сильный дружественный флот, нежели слабый и озлобленный «несправедливым переделом». Сохранение за ЧФ береговой инфраструктуры повышает его боеготовность, свободу и безопасность мореплавания. 

В то же время существование базы ЧФ на правах аренды ставит и новые проблемы, которые нам только предстоит научиться решать. База - это ведь не только причальные сооружения, но и, к примеру, жилой фонд, а он у черноморцев разбросан по всему Севастополю. Как строить новые дома, как платить за аренду уже построенных, если в них живут и граждане Украины? Как строить взаимоотношения комендантских служб? Все эти вопросы требуют решения. Иначе, как уже нередко бывало, достигнутые на высшем уровне соглашения «утонут» в мелочах. 

К тому же, как сообщает из Тбилиси наш постоянный корреспондент майор Виталий Денисов, вполне может возникнуть и еще одна проблема на пути урегулирования вокруг Черноморского флота. О своем праве на долю ЧФ, 

спохватившись, заявил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Начальник тыла ВМС Грузии капитан 2 ранга Роин Садрадзе отметил, что «мы были бы удовлетворены, если бы Россия и Украина согласились передать нам несколько сторожевых кораблей, базовых тральщиков, средних десантных кораблей и хотя бы один танкер». Но при этом Грузия забывает, что содержание одного сторожевого корабля обойдется ей дороже двух мотострелковых бригад с учетом чего она прежде соглашалась на создание единого с Россией флота на Черном море. 

Достигнутые соглашения по проблемам Черноморского флота, как следует из поступившего в ИТАР-ТАСС проекта полномасштабного договора между Россией и Украиной, открывают и новые перспективы. В проекте подчеркивается, что стороны берут обязательство воздерживаться «от участия или поддержки каких бы то ни было действий», направленных друг против друга, зафиксировано намерение развивать военное и военно-техническое сотрудничество, способствовать созданию и укреплению системы коллективной безопасности. Иными словами, в проблеме ЧФ если и не поставлена окончательная точка, то сделан серьезный шаг, за которым отношения двух соседних дружественных государств переходят в качественно новое русло. 

Владимир МАРЮХА, 

Анатолий СТАСОВСКИЙ, 

«Красная звезда»