Черноморский флот Российской Федерации

БУНТ ФЛАГОВ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ

(Газета «Известия» от 1 июня 1993 года)

К 31 мая на Черноморском флоте российский Андреевский стяг подняли на своих мачтах, не дожидаясь 1995 года, окончания переходного периода в судьбе ЧФ, уже более двухсот кораблей и судов — в Севастополе. Керчи, Феодосии, Донузлаве и других военно-морских базах. 

В чем причина этого явления? Почему под российские знамена торопятся встать в первую очередь моряки вспомогательного флота — кстати, 70 процентов из них украинцы, — гидрографы, наливники, экипажи буксиров, торпедоловов, других обслуживающих военных плавсредств? 

Заместитель командующего Черноморским флотом по тылу контр-адмирал Борис Богданов — а именно ему подчинен вспомогательный флот,— из встрече с журналистами сказал, что среди причин, побудивших моряков-черноморщев пойти на демонстративные крайние меры (забастовки в военной среде запрещены законом), в основном такие: неопределенность статуса флота, нерешенность проблемы двойного гражданства в Крыму (украинскими законами оно разрешено, но лицам с двойным гражданством запрещено служить в армии и на флоте). нарушение командованием ВМС и Минобороны Украины ялтинского соглашения (памятные всем угоны сторожевика СКР-112, пожарного катера ПЖК-38, одобренные руководством ВМС республики), агитационный нажим на моряков флота с целью склонить их к принятию украинской присяги, захват квартир российских офицеров в Измаиле и т. д. Среди причин недовольства черноморцев и занижение денежного довольствия, которое проводит финслужба Минобороны Украины. 

К примеру, капитан танкера, имеющий 20-летний плавательский стаж, международный сертификат капитана дальнего плавания,— на вспомогательных судах служат в основном гражданские лица — получает около 20 тысяч карбованцев, что меньше прожиточного минимума на Украине и примерно равно минимальной заработной плате неквалифицированного рабочего в России. Если учесть, что раньше, до возникновения проблемы раздела флота, вспомогательные суда — особенно танкеры и гидрографы — регулярно ходили в «загранку», обеспечивая службу Средиземноморской эскадры, получали часть заработка в валюте, а сейчас они из-за экономических проблем стоят прикованными к стенке, то понять возмущение людей несложно. 

Законодательство о воинской службе и военных пенсиях на Украине резко обгоняло принятие соответствующих законов в России. Еще в прошлом году защищенные всевозможными социальными, жилищными и медико-санитарными льготами офицеры, прапорщики и мичманы Украины получали ежемесячно гораздо больше, чем их российские коллеги. Кроме многих других факторов, экономические преимущества вызвали стремительный количественный рост тех. кто хотел бы служить в бывшем Киевском, Прикарпатском, Одесском военных округах и, конечно же, на Черноморском флоте. Украинский процент в Вооруженных Силах Союза всегда был значительным. 

Сегодня российский офицер, служащий Минобороны, получает почти в два раза больше украинского. У него, несмотря на многие трудности, появилась уверенность в перспективности своей службы. Неудивительно, что Андреевскому флагу — своеобразному символу стабилизации — готовы присягнуть сотни и тысячи недавно колеблющихся. 

Кстати, экипажи севастопольских кораблей, входящие в состав боевых частей и соединений, — а там служат только военные, очень дисциплинированные и сдержанные люди, — тоже поставили условие перед командованием ВМС Украины. Если проблемы флота не будут решены в ближайшее время, заявили они, то и над боевыми единицами ЧФ поднимутся белые полотнища с голубым перекрестьем по диагонали. 

В ответ минобороны Украины по понятным причинам экономического кризиса в государстве грозит объявить «мятежные» корабли и суда «иностранными», которые не смогут дислоцироваться в водах суверенной страны, полностью прекратить финансирование их экипажей. 

Генерал-полковник Константин Морозов, министр обороны Украины, даже подписал приказ номер 103. В нем предписывается «начальнику Главного штаба Вооруженных Сил Украины разработать и согласовать с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации организационные мероприятия по выводу за пределы Украины кораблей и судов РФ, поднявших Андреевские флаги...». 

А между тем банки Украины блокируют российские деньги, направленные, как это оговорено соглашением о 50-процентном финансировании флота каждой стороной в переходный период, на нужды черноморцев. Вместо ежемесячной потребности флота в 9—10 миллиардах карбованцев, по приказу министра обороны Украины моряки получают только 2 миллиарда. Нет средств даже на оплату электроэнергии, горюче-смазочных материалов, судоремонта, на выдачу зарплаты... 

В то же время МИД Украины заявляет протест дипломатическому ведомству России по поводу 203 самовольно поднятых на флоте флагов. Пресс-центр ВМФ России обвиняет министерство обороны Украины, командование ВМС Украины в планомерном и сознательном проведении курса на обострение ситуации, разрыв Ялтинских и Дагомысских (1992 года) соглашений по Черноморскому флоту. А финслужба Минобороны Украины требует от пенсионеров страны, получающих социальное вспомоществование от военного ведомства России, возвращать Украине курсовую разницу между рублем и карбованцем... 

Многие руководители флота и Минобороны России, с которыми мне в последние дни довелось говорить о: проблемах черноморцев, видят решение проблемы в скорейшей встрече президентов двух стран, надеются на их умение развязывать сложные морские узлы. Несомненно, переговоры Леонида Кравчука и Бориса Ельцина помогут на некоторое время снять острое напряжение на судах и кораблях ЧФ. Но насколько долгим будет такое затишье — вопрос. 

Виктор ЛИТОВКИН