Лентун БЕЗАЗИЕВ: УТЕШАЕТ ОДНО, ЧТО ЭТИ ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ТЕРПИТ НАРОД, – ЦЕНА ЕГО ЖИЗНИ НА РОДИНЕ – В КРЫМУ

(Газета «Голос Крыма» от 9 сентября 2011 года)

За прошедшие два десятилетия независимости Украины крымскотатарский народ так и не дождался принятия закона о своей реабилитации и восстановлении прав, а процесс возвращения и обустройства депортированных на своей родине еще далек до завершения. О причинах этого и современном положении репатриантов мы побеседовали с депутатом ВС АРК, председателем Совета представителей крымскотатарского народа при президенте Украины Лентуном Безазиевым.

— В чем, на ваш взгляд, причина того, что процесс восстановления прав крымскотатарского народа не завершен?

— 66 лет назад закончилась война. Уже давно сгинул сталинский режим, прошло 20 лет независимости Украины, а проклятье депортации, а значит, обвинения в предательстве все еще довлеет над крымскотатарским народом. Стереотипы, созданные пропагандой сталинского режима о предательстве крымскотатарского народа в период ВОВ, и сегодня озвучиваются отдельными лицами в прессе и на телевидении

К сожалению, здание истории человечества до такой степени «загажено» домыслами и мифами, что завалы Авгиевых конюшен, которые очистил Геракл, покажутся незначительными по сравнению с горой «мусора» в здании истории. История пишется не для народа, а для государства и его правителей. Человечество до конца дней своих не восстановит правду своей истории. Правда и история редко идут вместе. Правильно говорят, несмотря на истинные факты истории, каждый видит и слышит в ней то, что хочет видеть и слышать.

Обосновывая решения о выселении целого народа, Сталин и Берия основывались на донесениях о предателях, пленных, дезертирах из числа крымских татар, выдуманных командующими армий для отвода начальственного гнева от своих голов. Так, в своей записке от 22 апреля 1944 года заместители руководителя НКВД СССР Б. Кобулов и И.Серов утверждали, что 20 000 крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма. Факты же истории говорят о том, что Красная Армия в сражениях за Крым в период с октября 1941-го по 4 июля 1942-го потерпела сокрушительное поражение. 11-я немецкая армия под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна разбила четыре советских армии: 51-ю, 44-ю, 47-ю и Приморскую. За период боев в Крыму с октября 1941 года по 4 июля 1942-го было взято в плен немецкими войсками свыше 400 000 красноармейцев. Следует заметить, что по переписи 1939 года в Крыму проживало 219 000 крымских татар. Таким образом, пленных оказалось вдвое больше всего крымскотатарского населения. В целом же за первые полгода войны в 1941-м на всем советско-германском фронте погибло, было ранено, попало в плен 5 миллионов воинов Красной Армии. Перед ГКО страны и командованием встала проблема поиска козлов отпущения. И эта роль досталась крымским татарам.

В телеграмме от 20. 05. 1944 г. на имя Берии Кобулов и Серов пишут о том, что «в ходе выселения татар арестовано антисоветских элементов 1137 человек, а всего за время операции – 5989 человек…». Фактически имела место национальная чистка стратегически важного региона, а не наказание предателей. Последние точки над «и» ставит такой факт: вместе с крымскими татарами были высланы армяне, болгары, греки (а до этого в 1941 году немцы) и лица иностранного подданства. Другими словами, очистка от антисоветского элемента и выселение целого народа – это две разные вещи, не связанные между собой. Остается добавить, что сегодня всему миру известны подлинные причины депортации крымских татар и людей неславянской национальности из Крыма. Советский Союз планировал захват проливов Босфор и Дарданеллы, чтобы расширить пределы социалистического лагеря. Зимой 1945-го вдоль побережья Анатолии были высажены сотни советских шпионов. В ответ Турция пошла на союз с США. В результате вдоль побережья были сосредоточены войска Турции при поддержке США. Агрессия СССР против Турции не состоялась.

По окончании войны с фронта в места ссылки родственников вернулись около 11 тысяч военнослужащих Красной Армии крымскотатарской национальности. По указу Верховного Совета СССР об амнистии от 26 июля 1946 года на родину в СССР вернулось 83 587 власовцев. Крымские татары, которые воевали против фашистов, потеряли родину – Крым. Власовцы, воевавшие на стороне нацистской Германии, вернулись на родину. Родина любит, когда ее защищают, но она зачастую равнодушна к своим защитникам.

Весьма показательны данные о рождаемости и смертности среди спецпоселенцев из Крыма за 1945-й и 1951-й. В 1945-м: «Родилось 1099 детей, умерло 15 997 человек…» (смертность превысила рождаемость в 14,5 раза). «С 1 января по 31 декабря 1951-го родилось 13 823 человека, умерло 32 107 человек» (смертность превысила рождаемость в 2,3 раза и через 7,5 лет после депортации). (Начальник 4 отделения 3 отдела МВД СССР майор Курочкин. Источник: ГАРФ – ф. 9479, оп.7, д.436, лл. 66-67.)

Депортация – это трагедия крымскотатарского народа. Для людей моего поколения – это попранное детство. Дети, загнанные в спецпоселения, должны были полагать, что своей судьбой голодных, раздетых, бездомных они обязаны своим отцам. Это было сделано для того, чтобы дети возненавидели, отреклись от старшего поколения, от своего рода и имени. Таким образом, сталинисты хотели добиться исчезновения крымских татар как нации.

Родиться в лоне многочисленного народа – почетно. Но этот человек никогда в полной мере не поймет и не почувствует проблему малочисленного народа, ведь познание этих проблем у человека начинается с молоком матери и всасывается в его кровь. Это чувство состояние души. Сколько бы не прожил депортированный человек, он уносит его с собой в могилу.

Уже здесь, в Крыму, я слышал от многих людей, в том числе и руководителей: «Что это за депортация? Что вы на нее жалуетесь, если вы работали на руководящих должностях?». Я в таких случаях отвечаю: «Вы видели обыкновенную травку? Ее закатывают катком под асфальт, а она пробивает и асфальт, и бетон. Так и я, и многие мои соотечественники упорным трудом пробивались в жизни, достигая высших хозяйственных должностей. В партийные, идеологические, силовые, юридические, культурные органы – нам дорога была заказана».

Прошло уже 67 лет со времени депортации из Крыма крымскотатарского народа, армян, болгар, греков, немцев. Десятки тысяч людей ушли из жизни с клеймом депортированных, а значит, предателей. За годы независимости Украины сорваны неоднократно установленные сроки о выходе Закона о реабилитации депортированных. Депортация оставила незаживающую рану на теле крымскотатарского народа. До сих пор Украиной не решено ни одного политико-правового вопроса в отношении крымскотатарского народа. Сегодня в Украине всем живется несладко, но нашему народу живется несоизмеримо хуже. Утешает одно, эти тяготы и лишения, которые терпит народ, – цена его жизни на родине – в Крыму.

— Какова, на ваш взгляд, роль Рескомнаца в возвращении и обустройстве крымскотатарского народа, армян, болгар, греков и немцев?

— Решением Крымского облисполкома за №261 в октябре 1990 года был создан Комитет по делам депортированных народов. Главная цель Комитета — это разрешение вопросов по созданию социальных и правовых условий для возвращения в Крым высланных в 1940-е крымских татар, армян, болгар, греков и немцев. Комитет являлся исполнительно-распорядительным органом, обладал статусом юридического лица, работал под непосредственным руководством Совмина АРК. Комитет должен был координировать работу с республиками СНГ, где проживали крымские татары, по вопросам непосредственной организации и возвращения, организовывал прием и расселение на территории Крыма, вел учет прибывшего населения, обеспечивал контроль за освоением средств, занимался вопросами трудоустройства, созданием новых рабочих мест, готовил предложения по капитальным вложениям, добивался их выделения и обеспечивал контроль за использованием ресурсов и денежных средств, предусмотренных программой возвращения. Комитет имел право вносить предложения по вопросам совершенствования законодательства для решения проблем депортации.

Вновь созданный Комитет на пустом месте создал нормативно-законодательную, правовую, материально-техническую базу и т.д. За 1991-1994 годы в Крым вернулось около 200 000 крымских татар и представителей других депортированных национальностей. Объем капитальных вложений составил за 1991-1994 годы 512 млн. гривен. Было введено жилья по всем видам финансирования: 192,68 тыс.м2. Построено 187,4 км водопровода, 498,1 км линий электропередач, 66,5 км дорог.

Народом были образованы 300 поселков компактного проживания крымских татар и в течение 1991-1992 годов были выполнены генпланы этих поселков.

Были созданы 2 общественных треста: «Крымспецагрострой-2» — для строительства в районах, а для строительства в городах — трест «Гражданстрой». Открыто 5 колхозов и совхозов.

Создали свыше двух десятков строительных баз, которые были оснащены современным технологическим оборудованием. В Симферополе, Феодосии, Керчи, Ялте, Алуште, Евпатории и других городах были заложены и строились многоквартирные дома.

Начал работу крымскотатарский театр, в системе ГТРК образовали крымскотатарскую редакцию, привезли со всем имуществом и в полном составе газету «Янъы дюнья» и построили в мкрн. Марьино г. Симферополя для ее сотрудников 25 домов. В полном составе вернулся на родину государственный ансамбль «Хайтарма», который стал базироваться на базе театра в Евпатории. По просьбе артистов ансамбля построили для них 64-квартирный дом в Евпатории. Открыли для обслуживания крымских татар по всему Крыму Медицинский центр, куда трудоустроили на работу медиков из числа крымских татар.

Был создан крымскотатарский институт, открыт факультет на 70 человек для обучения детей депортированных в КНЭУ. Добились квот для поступления детей из числа депортированных в вузы Киева и Москвы.

Комитет провел организационную работу по утверждению в 1992 году госпрограммы на 1992-1995 годы по возвращению депортированных в Крым, а также инициировал в Киеве будущие Бишкекские соглашения.

Комитет открыл крымскотатарские школы и детские сады. По просьбе одиноких стариков в с. Соколином в Доме геронтологии открыли геронтологическое отделение для крымских татар.

Была восстановлена на старом месте известная с XV века мечеть Кебир-джами. Мечети были заложены по всему Крыму в местах, где жили крымские татары. А поскольку человек не только живет, но и умирает, в местах компактного проживания были созданы новые кладбища (старые были разрушены после депортации).

Обращаясь к сегодняшнему положению дел в Рескомнаце, следует обратить внимание на то, что: ввод жилья за 2006-2010 годы составил 39,7 тыс. м2, такой объем жилья в 1990-е годы вводился за один год. Сегодня на квартирном учете состоит 7,6 тысяч семей депортированных. При таком темпе строительства жилья потребность всех очередников закроется в течение 12-ти пятилеток. В то время как незавершенное Рескомнацем строительство жилья составляет – 70 000 м2, стоимостью 143 млн. гривень. За 5 лет в эксплуатацию не введено ни одного детского сада, из 4 запланированных школ сдано 0, из 3 плановых ФАПов тоже сдано 0. Из 36 км плановых дорог проложено 2,6 км. Из 50,4 км плановых линий электропередач сданы 29,6 км. Из 19,3 км канализации сдано 2,8 км. Из 244 км запланированных водопроводных сетей сдано 119,4 км и т.д.

По непонятным причинам трест «Крымспецагрострой-2», созданный в 1990 году, сейчас находится в стадии банкротства. Разбазарены десятки строительных баз, сотни машин и механизмов. Строительный комплекс Рескомнаца сегодня по сути развален, а работники вместо того, чтобы давить и требовать ответа с руководителей, молчат, как ягнята, идущие на заклание, ждут у моря погоды или ищут себе раба, который за них будет решать все их вопросы. Кончается 2011 год, а до сих пор не открыто финансирование на текущий год. Нет достоверной информации по Программе обустройства депортированных на 2011-2015-й. До сих пор Рескомнац не дал контрольных цифр на 2012 год. В ноябре 2010-го на первом заседании Комиссии по межнациональным отношениям и делам депортированных граждан в Верховном Совете Крыма стоял вопрос о ликвидации Рескомнаца АРК, поскольку президент Украины ликвидировал Госкомнац Украины. Я как депутат выступил за сохранение Рескомнаца. Другие члены комиссии поддержали сохранение Комитета. Сегодня же пусть сами мои соотечественники ответят на вопрос: нужен ли такой Комитет для депортированных, который регулярно получает из бюджета зарплату и занимается имитацией созидания, вместо того чтобы выполнять возложенные на него задачи? Власть не должна любоваться собой.

— Что необходимо сделать для окончательного решения проблемы возвращения и обустройства крымских татар, армян, болгар, греков и немцев?

— Во-первых, необходимо взять за основу то количество крымских татар и представителей других депортированных национальностей, которые проживают сегодня в Крыму. Уровень обустройства, включая инфраструктуру, жилища, трудоустройство, уровень развития культуры и искусства, должен достигнуть среднекрымского уровня. Это будет означать, что крымские татары интегрированы в экономическом плане в крымское общество.

Сегодня же положение таково: по состоянию на 1 августа 2011 года на так называемых «самозахватах» находятся по линии организации «Себат» 9130 семей (74,7% от всех семей на самостроях). Ими занято 1453 га земли, что составляет 70,96% от площади всех «самозахватов». 2820 семей (23,07% семей) участвуют в «самозахватах» по линии Меджлиса. Ими занято 507,5 га, или 24,8% от всех «самозахватов». Эти земли находятся в Акмесджиде (Симферополе), Симферопольском районе, Кезлеве (Евпатории) и в Большой Алуште. Особняком стоит Судакский регион. В нем 270 семей (2,2% от всех семей) занимают 87 га, что составляет 4,2% от площади «самозахватов».

В очереди на квартиры стоят сейчас 7600 семей, в которых насчитывается 30 400 человек. В семьях, стоящих на «самозахватах», насчитывается 48 880 человек. Таким образом, около 80 000 крымских татар нуждается в крыше над головой. Если принять количество проживающих в Крыму крымских татар за 280 тыс. человек, то выходит, что 28,3% из них не имеют крыши над головой.

На самостроях «Себата» лед тронулся, но без участия Меджлиса. Председателем правительства В.Джарты были в свое время определены пути решения вопросов по «самозахватам» и наделению земельными участками депортированных и других граждан. Всем участникам процесса необходимо выполнять решения Совмина Крыма.

Во-вторых, необходимо провести тщательный анализ по оставшимся в других странах СНГ соотечественникам. На мой взгляд, осталось две категории: первая — люди не могут приехать в результате финансовых проблем, отсутствия средств на дорогу и обустройство в Крыму. Это зачастую старики, инвалиды, участники ВОВ. Вторая состоит из трудоспособных, имеющих финансовые средства людей, которые имеют приличный заработок. Некоторые жалуются, что не могут выгодно продать дом, таких тоже немало, откровенно говоря. И возвратиться хотят, и выгоду получить. Истина же в том, что Родиной нельзя торговать, ибо и рыбку съесть, и на шесток сесть — так не бывает. Есть стихи каракалпакского поэта Бердаха:

«Не будь властелином на чужбине,

Будь пастухом в родной долине…»

Мы все возвращались на родину, не зная, какая судьба нас ждет. Большое спасибо Украине за моральную и материальную поддержку депортированных.

— Прошло более года с момента указа президента о создании нового Совета представителей, но Совет до сих пор так и не заработал. Почему?

— Президент Виктор Янукович издал указ от 26 августа 2010 года о создании нового Совета представителей крымскотатарского народа при президенте Украины как консультативно-совещательного органа для оказания практической помощи органам власти в решении существующих и возникающих проблем крымскотатарского народа. Совет состоит из 19 человек, представляющих различные партии и общественные организации. Это действительно Совет представителей, отражающий всю политическую палитру народа. Из 19 членов Совета 8 представляют Меджлис – это 42% от состава Совета. Также представлены – от партии «Милли Фирка» В.Абдураимов, от общественной организации «Намус» Т.Челебиев, главный редактор газеты «Голос Крыма» Э.Сеитбекиров, от Партии регионов Л.Безазиев и Э.Гафаров, от Совета солдатских матерей Крыма А.Финенко, от Партии мусульман Украины С. Берберов, С.Изетдинов от организации «Черкез-Кермен». Кроме того, в Совет включены: И.Идрисов — представитель бизнеса, С. Ниметуллаев — глава госадминистрации Генического района, профессор, доктор медицинских наук Д.Акмоллаев – от интеллигенции.

Но председатель Меджлиса М.Джемилев в ультимативной форме потребовал от президента вернуться к старой форме Совета, состоявшей лишь из членов Меджлиса, для того чтобы по-прежнему иметь монопольное право на решение судьбы всего народа. Позиция руководства Меджлиса по составу Совета – это политическая провокация перед своим народом и президентом Украины. Когда Джемилев утверждает, что их избрал народ, – это голословное заявление. В Верховном Совете Крыма члены Меджлиса составляют 5% от общего количества депутатов, и те избраны при помощи голосов Руха.

Во-вторых, создание Совета — прерогатива президента. В состав совета вошли представители, благодаря которым десятки тысяч крымских татар отдали свои голоса за Партию регионов на выборах 31 октября 2010 года. Кто скажет, в чем была эффективность Совета представителей, состоящего из 33 членов Меджлиса? Сравните, что было сделано по обустройству за 4 года — с 1991-го по 1994-й и что сделано за 5 лет — с 2006-го по 2010-й при выделенных за прошедшую пятилетку 350 млн. гривень, что составляет 68,3% от выделенных финансовых средств за 1991-1994 годы. Это земля и небо.

Бессмертен лозунг «Кадры решают все». В госструктурах Крыма уже долгие годы работают крымскотатарские чиновники, назначенные по представлению Меджлиса при поддержке крымской власти. У руководства Меджлиса существует правило, чтобы чиновник был «меджлисовской ориентации», а профессионализм вторичен. Телегу поставили впереди лошади. Многие татарские чиновники чувствуют себя «неприкасаемыми», ведь в случае чего их как всегда прикроет Меджлис. Такая ситуация с кадрами создала напряженность, социальный нарыв среди крымскотатарского народа. Подбор и воспитание кадров — это государственный вопрос, и его нельзя пускать на самотек, ибо бумеранг возвращается, в данном случае с негативом. Конечно, народному депутату М.Джемилеву необходимо выступать в Европарламенте, Совете Европы, Канадском парламенте, встречаться с американским послом. Но почему за 12 лет депутатства Джемилева не было ни одного его достойного выступления с трибуны Верховной Рады Украины, где решаются вопросы депортированных? Почему нардеп Джемилев не встречается в Киеве с послами России и Узбекистана и не ставит перед ними реальные проблемы возвращения в Крым наших соотечественников, а перед Москвой и вопросы финансирования и выполнения Бишкекских соглашений?

Именно поэтому мы, члены Совета представителей крымскотатарского народа, приняли решение начать работу. 16 мая и 18 июня 2011 года состоялись заседания Совета. В соответствии с определенными нам полномочиями и были избраны председатель Совета (Л.Безазиев), заместитель председателя (В.Абдураимов) и секретарь (Т.Челебиев), за которых проголосовало 10 из 19 членов Совета. Теперь слово за президентом, который вправе согласиться с составом избранного руководства либо переформатировать, или совсем ликвидировать Совет. Но надо одно учитывать – это не самопальное желание 10 членов Совета, а результат многочисленных обращений соотечественников, интересующихся вопросом работы Совета.

Киевская и крымская власти должны решить или по-прежнему опираться в своих действиях и решениях на Меджлис, который опирается на незначительную часть народа и деятельность которого ведет народ в бездну, из которой он не сможет выбраться. Или власть будет сотрудничать с представителями большинства народа, обеспечивая его статус в системе государственности Украины. Наш народ мечтает быть счастливым.

Народ свою землю возвращает и ждет помощи в обустройстве от чиновников.